Дело № 5-2/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Мышкин 24 февраля 2016 г.
Судья Мышкинского районного суда Ярославской области Ухова Т.С.,
при секретаре Полевщиковой И.Е.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>,
у с т а н о в и л:
Как усматривается из материалов дела, по итогам проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции в администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, проведенной прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, главе <данные изъяты> муниципального района ФИО1 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции (не предоставление и предоставление не в полном объеме муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругов и несовершеннолетних детей). Выявленные нарушения, должны были быть устранены в течение месяца со дня вынесения представления.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в прокуратуру района был направлен промежуточный ответ, из которого следует, что с доводами представления администрация согласна лишь в части. ДД.ММ.ГГГГ поступил окончательный ответ на вышеуказанное представление. В ответе указано, что претендентами ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 при поступлении на муниципальную службу добровольно представлены сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу. Также указанот, что запрета на предоставление сведений о расходах претендентами законом не установлено. Добровольное предоставление претендентами сведений о расходах не является нарушением законодательства, регулирующего порядок предоставления вышеуказанных сведений. Информация о расходах, представленная вышеперечисленными лицами, является полной и достоверной. Все вышеуказанные муниципальные служащие не обязаны были представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своих супругов и несовершеннолетних детей, т.к. назначены на должности муниципальной службы, включенные в перечень должностей с высоким риском коррупциогенных проявлений, после 31 декабря отчетного периода. ФИО6, ФИО2, ФИО4 замещают должности, не входящие в Перечень, утвержденный распоряжением Администрации ММР от ДД.ММ.ГГГГ№, и соответственно не обязаны представлять Сведения.
Установив факт непринятия администрацией <данные изъяты> муниципального района <адрес> мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, указанных в представлении, прокурором <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного юридического лица.
В судебном заседании начальник юридического отдела администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО8 пояснила, что она полагает, что в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения. Умышленного неисполнения требований прокуратуры со стороны Администрации не было. Администрацией своевременно были приняты все необходимые меры, для устранения нарушений, указанных в представлении. Прокурору был дан ответ об устранении части выявленных нарушений. В ответе Администрация также высказала свою позицию, о том, что муниципальные служащие, назначенные на должность после 31 декабря отчетного года не должны предоставлять сведения за предыдущий год. Прокурор не согласился с данной позицией, посчитал, что в действиях администрации имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Считает, что производство по делу подлежит прекращению, так как истек срок для привлечения Администрации к административной ответственности, который составляет 3 месяца. В данном случае срок начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, когда был дан полный ответ на представление, и истек он ДД.ММ.ГГГГ. Статья 17.7 КоАП РФ не относится к коррупционным правонарушениям, так как она предусматривает наказание лишь за невыполнение определенной обязанности к сроку.
Помощник прокурора <данные изъяты> Голикова Е.В. в судебном заседании привела по существу доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Считает, что администрацией умышленно, в нарушение действующего законодательства, не исполнены требования прокурора, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для привлечения Администрации к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Полагает, что срок для привлечения Администрации к административной ответственности не истек, совершенное правонарушение содержит признаки коррупционного правонарушения, так как представление прокурора содержало законные требования об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. Срок давности привлечения по данным правонарушениям составляет 6 лет. Просила привлечь Администрацию к административной ответственности.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) установлено, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу положений статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Таким образом, законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению в установленном законом порядке и сообщения о результатах рассмотрения, которые могут быть выражены как в согласии с заявленным требованием, так и не в согласии с ним.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> в установленный срок рассмотрела представление прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и дала письменный ответ по всем требованиям, указанным в представлении. В данном ответе также было указано на несогласие администрации с требованием прокурора о возложении на муниципальных служащих, назначенных на должности после ДД.ММ.ГГГГ обязанности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд с постановлением о возбуждении в отношении Администрации дела об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оспаривание администрацией законности ряда требований прокурора, изложенных в представлении, не может являться безусловным основанием полагать, что со стороны Администрации имело место умышленное невыполнение требований прокурора, которое влечет за собой ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Начальником юридического отдела администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> ФИО8 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено судьей по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Судом установлено, что администрация <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> обвиняется в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом).
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации имели место ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения Администрации к административной ответственности по настоящему делу истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начать, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Довод помощника прокурора Голиковой Е.В. о том, что срок давности привлечения лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ составляет 6 лет, так как совершенное администрацией правонарушение содержит признаки коррупционного правонарушения суд отвергает как несостоятельный, основанный на неправильном толковании закона.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административное наказание только за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". То обстоятельство, что в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение которого в полном объеме и послужило основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, были изложены требования об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, не является безусловным основанием считать, что данное правонарушение автоматически относится к нарушениям законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Руководствуясь ч. 1 ст. 19.3, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> в связи истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.С. Ухова