ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2017 от 08.02.2017 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 5-2/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 февраля 2017 года г. Брянск

Судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева (г. Брянск, ул. Майской Стачки, д. 9), рассмотрев с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Букмекер Паб» – Одинцова О.В., представителя должностного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску – Осипенко С.И., дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Букмекер Паб» ИНН , расположенного по адресу <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Согласно составленному заместителем начальника отдела камеральных проверок ИФНС России по г. Брянску ФИО1 протоколу от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Букмекер Паб», при проведении анализа бухгалтерской отчетности за 2016 год выявлено, что ООО «Букмекер Паб» предоставило в территориальный налоговый орган промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2 квартал 2016 года с нарушением надлежащего срока (01.08.2016г.), фактически представив данную отчетность по почте ДД.ММ.ГГГГ с поступлением отчетности в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, чем допустило нарушение вступившего в законную силу 15.07.2016 г. пункта 24 Правил предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее «Правил»), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 540 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. №622).

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Брянску года указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направлены в Бежицкий районный суд г. Брянска для рассмотрения по подведомственности.

Представитель должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску по доверенности Осипенко С.И. в ходе рассмотрения административного дела ссылалась на то, что согласно п. 48 положений по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4-99) утвержденных приказом Министерства Финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно вступившим в законную силу 15.07.2016 г. изменениям, а именно изменениями п. 24 «Правил» промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена, в силу чего, по мнению Осипенко С.И. у ООО «Букмекер Паб» наступала обязанность по предоставлению месячной (за июнь 2016г.) и квартальной (за апрель, май, июнь 2016 г.) промежуточной бухгалтерской отчетности до 30.07.2016 г.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Букмекер Паб» по доверенности Одинцов О.В. в ходе рассмотрения административного дела пояснил, что действия положений по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4-99) не распространяются на ООО «Букмекер Паб», так как привлекаемое лицо является организатором азартных игр и не является плательщиком налога на прибыль. В изменениях Правил, вступивших в законную силу 15.07.2016 г. не раскрыто понятие промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, что не дает право Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску устанавливать обязанность по сдаче ООО «Букмекер Паб» месячной и квартальной отчетности. Более того, понятие промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 31.01.2017 г. №106 где спорный п. 24 Правил изменен и звучит как: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.

Таким образом, в настоящее время понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности разъяснено, и не содержит требования о подаче месячной отчетности и отдельно отчетности за второй квартал.

Так как по состоянию на 30.07.2016 г. не был регламентирован порядок сдачи промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 622 и от 31.01.2017 г. № 106 которыми изменены Правила не имели обратной силы, действия ООО «Букмекер Паб» не имеют состава вменяемого административного правонарушения.

Выслушав стороны административного производства, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 7 Постановления Правительства РФ № 1130 от 26.12.2011 г. установлено, что осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе подпунктами "б", "г", "е", "и" - "л" и "н" пункта 4 настоящего Положения.

Подпунктом «н» пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1130 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона.

Частью 15 статьи 6 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» установлено, что правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.

Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 23.08.2007 N 540 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", которым утверждены «Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (далее «Правила»).

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 622 в «Правила» внесен раздел «Дополнительные требования к представлению отчетности организаторами азартных игр» (пункты 22-24). Данные изменения вступили в законную силу 15.07.2016 г.

Согласно пункту 22 Правил, организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая на бумажном носителе, подписывается руководителем организатора азартных игр (иным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица) и заверяется печатью (при наличии печати).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организатора азартных игр (иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица).

Пунктом 23 Правил установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года.

В силу пункта 24 Правил, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Букмекер Паб» предоставило в территориальный налоговый орган промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2 квартал 2016 года с нарушением надлежащего срока (01.08.2016г.), фактически представив данную отчетность по почте ДД.ММ.ГГГГ с поступлением отчетности в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.

Судья считает, что согласно Правилам, до ДД.ММ.ГГГГ у организатора азартных игр отсутствовала обязанность по предоставлению промежуточной отчётности, так как такая обязанность была введена Постановлением Правительства № 622 от 01.07.2016 года, только с момента вступления вышеуказанного акта в законную силу - 15 июля 2016 года.

Из ст. 54 Конституции РФ следует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Статьёй 4 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 622 не имеет обратной силы.

Применяя указанные нормы к сложившимся правоотношениям, судья считает, что на момент вступления в силу Постановления Правительства № 622 от 01.07.2016 года - 15 июля 2016 года его положения не могли распространять своё действие на период, который закончился до его издания, что исключает обязанность ООО «Букмекер Паб» по предоставлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2-й квартал 2016 года, который закончился 30 июня 2016 года.

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

При этом судья принимает во внимание, что до 15.07.2016 года внутренним документом Общества - приказом ООО «Букмекер Паб» от ДД.ММ.ГГГГ, представленном в материалы дела установлен период для сдачи бухгалтерской (финансовой) отчётности 1 год, что соответствовало до 15.07.2016 года как Федеральному закону "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, так и Постановлению Правительства РФ от 23.08.2007 N 540.

В силу пункта 48 положений по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4-99) утвержденных приказом Министерства Финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что к установленным срокам предоставления спорной отчетности необходимо применять приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" не основан на положениях действующего законодательства.

Пунктом 52 ПБУ 4/99 предусмотрено, что представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

В отношении организаторов азартных игр порядок представления промежуточной бухгалтерской отчетности как раз и был установлен Постановлением Правительства № 622 от 01.07.2016 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ N 106 от 31.01.2017). До внесения указанных изменений документами организации представление промежуточной отчетности предусмотрено не было, что подтверждается материалами дела.

Более того, пунктом 2 Положения установлено, что оно не применяется при составлении отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

Исходя из смысла Постановления Правительства РФ от 23.08.2007 N540 предоставление организатором азартных игр промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется для иных специальных целей - осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, при этом Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 N 540 не предусматривается использование ПБУ 4/99.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2017 № 106 «О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», повторно изменен пункт 24 «Правил», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 540.

Законодателем разъяснено, что «промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.».

Соответственно, только ДД.ММ.ГГГГ дана полная характеристика промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в связи с чем только со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 № 106 можно говорить о грубом нарушении Правил, и о наличии состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

К тому же частью 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, с изменениями, вступившими в законную силу 15.07.2016 г. «Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» не содержат однозначный порядок в части понуждения предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Изменения, вступившие в законную силу 15.07.2016 г. не имеют обратной силы. Четкий порядок предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен со вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 № 106 «О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», и он противоречит основаниям привлечения к административной ответственности, изложенным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ составленном Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Брянску, что говорит об отсутствии состава для привлечения ООО «Букмекер Паб» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ за несвоевременное предоставление в территориальный налоговый орган промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2 квартал 2016 года с нарушением надлежащего срока.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (протеста) выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы (протеста) и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Букмекер Паб» – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней.

Судья И.В. Моисеева