ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2017 от 14.02.2017 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 5-2/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

15 февраля 2017 г. г. Кушва

Судья Кушвинского городского суда Свердловской области Н.Ф.Туркина, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Локомотив», юридический адрес: <адрес>, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Локомотив» (далее – МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив») составлен протокол за осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий при следующих обстоятельствах.

На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-кн «О проведении плановой выездной проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность» ДД.ММ.ГГГГ отделом контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в отношении МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» была проведена проверка.

Данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, не связанную с извлечением прибыли, что закреплено в п. 1.5 Устава, утвержденного постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.3 и 2.12 Устава учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного предпрофессионального образования и дополнительного общеразвивающего образования.

На основании требований законодательства Российской Федерации в сфере образования и в соответствии с п. 1.12 Устава образовательная деятельность, осуществляемая учреждением, подлежит лицензированию.

МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , серия 66 ЛО1 , сроком действия – бессрочно. В соответствии с приложением к лицензии учреждение реализует программы дополнительного образования по адресам: 624300, <адрес>; <адрес>.

В ходе проверки было выявлено, что образовательная деятельность осуществляется учреждением по программе дополнительного предпрофессионального образования «Лыжные гонки». При этом материально-техническое обеспечение данной программы не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с пунктом 20 приказа Минспорта РФ от 14.03.2013 г. № 111 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спора лыжные гонки» требования материально-технического обеспечения к организации следующие: наличие тренировочного спортивного зала, наличие тренажерного зала, наличие раздевалок и душевых, наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 г. № 6183н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий», обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, обеспечение спортивной экипировкой, обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий, осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.

Из содержания пункта 20 указанного Приказа проверяющий орган сделал вывод, что для осуществления программ дополнительной предпрофессиональной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» наличие тренажерного спортивного зала обязательно, в то время как в МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» тренажерный спортивный зал отсутствует.

Нарушение подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966, является грубым нарушением лицензионных требований и условий на основании пункта 9 указанного Положения.

За осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий установлена административная ответственность, предусмотренная частью третьей статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель юридического лица в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом изложенного дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии представителя юридического лица.

Представитель юридического лица ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что юридическое лицо не признает вину в совершении инкриминируемого ему правонарушения. Представил возражения, в которых изложено следующее.

В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения, б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 Положения.

Часть 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований в числе иных могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, и иные, перечисленные в указанной части последствия.

Таких последствий не имеется в принципе, административным органом они не устанавливались и не доказывались.

Подпунктом б) пункта 9 Положения предусмотрено лицензионное требование в виде наличия материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденный приказом Минспорта России от 14 марта 2013 г. № 111 в п.20 предусматривает наличие тренажерного зала.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Локомотив», указано, что тренажерный зал в учреждении отсутствует. В качестве фактов, подтверждающих отсутствие тренажерного зала, перечислены объяснения руководителя, образовательная программа, календарный учебный график, сведения о материально-техническом обеспечении.

Между тем наличие тренажерного зала в учреждении подтверждается иными документами и сведениями, не истребованными и не исследованными административным органом.

Карта учета муниципального имущества, переданного учреждению в оперативное управление, содержит в себе сведения, что в оперативное управление учреждению переданы восемь тренажеров (порядковые номера 13,17,23,26,27,28,29,30 в карте стр.3, 4. В соответствии с выкопировкой из технического плана здания, находящегося в оперативном управлении учреждения и расположенного по адресу: <адрес>, тренажерный зал размещается в помещении под номером 6. Площадь зала составляет 28,24 м2. Также доказательством, подтверждающим размещение восьми тренажеров в здании учреждения, являются фотографии, выполненные как со стороны <адрес>, так и внутри зала.

Каких-либо обязательных требований к составу тренажерного зала, наполненностью его тренажерами, площади помещения, позволяющими сделать вывод о его несоответствии предъявляемым административным органом требованиям, законодательством не установлен.

Исключение составляет свод правил «СП 31-112-2004. Физкультурно-спортивные залы. Части 1,2» (одобрен и рекомендован к применению Письмом Госстроя РФ от 30.04.2004 г. №» ЛБ-322/9 и Приказом Росспорта от 26.02.2005 г. № 24), который распространяются на проектирование новых и реконструируемых физкультурно-спортивных залов. При этом указанный свод правил не является нормативно-правовым актом.

Административный орган неправильно определил фактические обстоятельства, при которых к учреждению можно применить состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20. КоАП РФ.

Поскольку в учреждении тренажерный зал имеется, соответственно, событие правонарушения отсутствует.

На основании вышеизложенного просит суд производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Локомотив» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Доводы, изложенные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель юридического лица ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержал.

До судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ от представителя юридического лица ФИО1 поступили дополнения к возражениям от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано следующее.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для привлечения ДЮСШ к административной ответственности является нарушение пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно, отсутствие тренажерного спортивного зала.

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденный приказом Минспорта России от 14.03.2013 г. № 111, в п. 20 предусматривает наличие тренировочного спортивного зала, наличие тренажерного зала, наличие раздевалок, душевых, наличие медицинского кабинета.

Пояснения свидетеля о том, что должностное лицо ошиблось при составлении протокола и событие правонарушения определило как отсутствие тренажерного зала вместо тренировочного, являются необоснованными. Тренажерный зал и тренировочный спортивный зал являются совершенно различными объектами, имеющими разные назначения, к которым предъявляются различные требования, следовательно, событие правонарушения определено неверно.

Полагает, что при изложенных обстоятельствах имеются не устранимые препятствия к рассмотрению дела, поэтому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения выявленных нарушений и выполнения требований ст. 28.2 КоАП РФ.

В то же время полагает, что имеются основания для освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с учетом фактических обстоятельств вменяемого административного правонарушения, а именно, отсутствием какого-либо ущерба или иных неблагоприятных последствий совершенного правонарушения, отсутствием угрозы существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствием вины лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку ДЮСШ является муниципальным бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), финансируемой исключительно за счет бюджета муниципального образования г. Кушва, а вменяемое правонарушение непосредственно связано с отсутствием такого финансирования.

С учетом изложенных обстоятельств просит прекратить производство по делу в отношении МБОУ ДО «ДЮСШ «Локомотив».

В то же время в случае, если суд откажет в признании совершенного правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу, просит учесть наличие смягчающих наказание обстоятельств: правонарушение совершено впервые, вины юридического лица отсутствует.

В связи с изложенным, а также учитывая положения чч.3.1 – 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, просит назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа в размере менее минимального.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью третьей статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.

В силу подпункта «б» пункта 4 указанного Положения к числу лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, является одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности в силу подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» выдана лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности. (л.д.31).

Одним из видов деятельности, осуществляемой МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив», в соответствии с п. 2.7.1 Устава указанного юридического лица является осуществление спортивной подготовки.

В силу пункта 2.13 Устава МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» реализует дополнительные общеобразовательные программам по лыжным гонкам (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности) (л.д.14).

Приказом Минспорта России от 14.03.2013 г. № 111 утвержден Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, в соответствии с пунктом 20 которого к числу требований к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, является наличие тренажерного зала.

Таким образом, у МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив», реализующего дополнительную общеобразовательную программу по лыжным гонкам, наличие тренажерного зала и тренировочного спортивного зала является обязательным.

Как отражено в протоколе об административном правонарушении б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5), у МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» в нарушение подп. «б» пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности тренажерный спортивный зал отсутствует, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий, установленных указанным Положением.

В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

Следовательно, несоблюдение требований, предусмотренных подп. «б» п. 6 указанного Положения, а именно, требований к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, является грубым нарушением лицензионных требований.

Судом установлено, что на основании постановления главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» в оперативное управление передано здание лыжной базы детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, расположенное по адресу: <адрес>.

Кроме того, на основании приказа Кушвинского городского Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ по акту передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» в оперативное управление передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно перечню движимого имущества, представленному юридическим лицом в судебное заседание, в оперативном управлении МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» находятся различные тренажеры.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель юридического лица пояснил, что все тренажеры, указанные в данном перечне, установлены в тренажерном зале, расположенном в здании по адресу: <адрес>. В подтверждение своих доводов представил фотографии данного помещения, на котором зафиксированы тренажеры.

Представитель Министерства образования ФИО2 в судебном заседании 06.02.2017 г. факт наличии у юридического лица тренажерного зала не оспаривала. Пояснила, что у юридического лица нет тренировочного спортивного зала, что предусмотрено п. 20 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденного приказом Минспорта России от 14 марта 2013 г. № 111.

Указание в протоколе об административном правонарушение на отсутствие у юридического лица тренажерного спортивного зала считает технической ошибкой, поскольку тренажерный зал имеется, а тренировочный спортивный зал отсутствует.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении б/н от 20.12.2016 г. (л.д.4-9), МБОУ ДО ДЮСШ «Локомотив» вменяется осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Грубым нарушением лицензионных требований, исходя из анализа пунктов Положения о лицензировании образовательной деятельности, а также Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спора лыжные гонки, является отсутствие у учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, в частности, тренажерного зала и тренировочного спортивного зала.

Данные виды залов имеют разное материально-техническое обеспечение, созданы для достижения различных целей.

Довод свидетеля ФИО3 о наличии в протоколе об административном правонарушении технической ошибки при описании события правонарушения суд отклоняет, поскольку протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Кроме того, в силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

С учетом изложенного указание в протоколе об административном правонарушении при описании события правонарушения указание отсутствие у юридического лица тренажерного спортивного зала вместо тренировочного спортивного зала суд не считает технической ошибкой, а признает как неверно описанное событие, что является нарушение п. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

На данной стадии возможность устранить допущенные нарушения утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, непосредственно влияют на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Также суд считает необходимым указать, что при описании события правонарушения в протоколе имеется ссылка на нарушение юридическим лицом подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966.

В то же время пункт 4 указанного Положения применяется к соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Локомотив» имеет такую лицензию, следовательно, при оценке соответствия его деятельности требованиям законодательства следует применять пункт 6 указанного Положения, который содержит перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного производство по делу о привлечении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Локомотив» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Локомотив», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения.

Копию постановления направить в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области для сведения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Кушвинский городской суд.

Судья Н.Ф.Туркина