Дело № 5-2/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Заволжск Ивановской области 14 марта 2017 года
Судья Заволжского районного суда Ивановской области И. Н. Белякова
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, МУ ДОД ФИО2 школа искусств г. Заволжска им. Воскресенских, директора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
муниципального учреждения дополнительного образования детей ФИО2 школа искусств г. Заволжска им. Воскресенских, находящегося по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, <адрес>,
установил:
муниципальное учреждение дополнительного образования детей ФИО2 школа искусств г. Заволжска им. Воскресенских (далее - ДШИ) в период с 27 июня 2011 года по настоящее время в нарушение требований п. 40 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет образовательную деятельность без лицензии.
В судебном заседании, состоявшемся 21 февраля 2017 года, директор ДШИ ФИО1 вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала частично. Пояснила, что заявка на лицензирование в 2012 году не была принята лицензирующим органом ввиду отсутствия документов на здание, в котором находится ДШИ, и земельный участок под этим зданием.
По ходатайству директора ДШИ рассмотрение дела было отложено на 2 марта 2017 года для предоставления доказательств, подтверждающих принятие мер для получения лицензии, а также доказательств материального положения ДШИ.
В судебное заседание, назначенное на 2 марта 2017 года, директор ДШИ ФИО1 не явилась. Явившийся в суд в качестве защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 не имел при себе надлежаще оформленной доверенности. Рассмотрение дела было отложено на 14 марта 2017 года.
В судебное заседание, состоявшееся 14 марта 2017 года, директор ДШИ ФИО1 представила переписку с различными органами, связанную с необходимостью лицензирования, и статистическую информацию, касающуюся источников доходов и расходов ДШИ. Кроме того, пояснила, что предлагаемая ТУ Росимущества в Ивановской области в декабре 2015 года перепланировка, необходимая для проведения лицензирования, не была проведена ввиду отсутствия необходимых денежных средств. Вместе с тем в 2016 году было выполнено другое требование лицензионного органа - создан сайт ДШИ в сети Интернет.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 40 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ.
В силу ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, которые создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация, созданная муниципальным образованием, является муниципальной.
Согласно Уставу ДШИ, утверждённому постановлением администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 29 января 2016 года №, ДШИ является некоммерческим образовательным учреждением дополнительного образования граждан художественно-эстетической направленности, осуществляет образовательную деятельность по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности (л. д. 15-43).
Из представленных материалов следует, что в период с 23 января 2017 года по 17 февраля 2017 года начальником и специалистами ТУ Роспотребнадзора на основании распоряжения от 11 января 2017 года проведена проверка деятельности ДШИ, о чём директор образовательного учреждения был уведомлен 12 января 2017 года (л. д. 11-13).
В ходе проверки установлено, что срок действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной ДШИ, истёк 27 июня 2011 года (л. д. 7-10).
Копией лицензии от 27 июня 2006 года № подтверждается, что право осуществления образовательной деятельности было предоставлено ДШИ по 26 июня 2011 года (л. д. 4-5).
Срок действия данной лицензии не продлевался, иной лицензии, дающей право осуществлять образовательную деятельность, ДШИ не выдавалось.
Из письменного объяснения директора ДШИ, содержащегося в протоколе об административном правонарушении от 2 февраля 2017 года №, следует, что лицензия не получена в связи с отсутствием необходимых документов на здание (л. д. 3).
Допрошенная в качестве свидетеля начальникТерриториального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Кинешме, Кинешемском, Заволжском, Пучежском, Юрьевецком районах ФИО4 показала, что отсутствие у ДШИ лицензии было выявлено в результате проверки, проведённой в 2012 году. Но тогда представитель ДШИ пояснял, что заявка на лицензию подана, в связи с чем протокол об административном правонарушении не был составлен. В действительности оказалось, что это не так и лицензия не получена до сих пор. За период, истекший с 2012 года, в ДШИ обучалось 480 человек, из них 200 - на хозрасчётной основе. Однако при отсутствии лицензии можно говорить о том, что полученные ими документы об окончании ДШИ не действительны.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с 27 июня 2011 года ДШИ осуществляет образовательную деятельность без лицензии.
Доказательств того, что образовательное учреждение приняло все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства о лицензировании, материалы дела не содержат.
Представленные директором ДШИ копии писем, а также договор безвозмездного пользования недвижимого имущества от 30 мая 2014 года №, заключённый Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области с ДШИ, не свидетельствуют об обратном.
Опись документов, среди которых указано заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, с отметкой о получении их в Департаменте образования Ивановской области 7 февраля 2017 года также не свидетельствует о том, что ДШИ за период, прошедший с момента истечения срока действия лицензии, приняло достаточные меры по получению новой лицензии.
При этом ДШИ осуществляло и осуществляет в настоящее время образовательную деятельность, оказывает дополнительные платные образовательные услуги, а по окончании обучения выдаёт свидетельство установленного образца.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 170 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Решая вопрос о мере административного наказания, судья, следуя правилам ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Учитывая, что ДШИ осуществляет образовательную деятельность без лицензии на протяжении более пяти лет, не принимая при этом всех зависящих от него мер по выполнению требований законодательства о лицензировании, не соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требуется в целях надлежащего исполнения возложенных законодательством обязанностей, судья, полагая, что при данных обстоятельствах назначение наказания в виде предупреждения не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, считает необходимым назначить за совершённое административное правонарушение наказание в виде административного штрафа.
В силу ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что ДШИ является некоммерческим учреждением, руководствуясь принципами разумности, справедливости и соразмерности наказания, суд считает возможным снизить размер назначаемого административного штрафа до 85 000 руб.
Оснований для признания совершённого правонарушения малозначительным не имеется.
На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения ДШИ к административной ответственности не истёк.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19.20, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
муниципальное учреждение дополнительного образования детей ФИО2 школа искусств г. Заволжска им. Воскресенских признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 85 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии путём подачи жалобы через Заволжский районный суд Ивановской области.
Судья И. Н. Белякова