ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2018 от 02.02.2018 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Хилок, Забайкальский край 02 февраля 2018 года.

Судья Хилокского районного суда Забайкальского края Алтынникова Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> ( по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, территория урочище <адрес>), в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды по требованию Прокуратуры Забайкальского края, на основании распоряжения заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р, распоряжения заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>далее Общество), в ходе которой было установлено: в соответствии с Уставом Общества, последнее осуществляет деятельность по оптовой торговле лесоматериалами, а также другие виды деятельности, не запрещенные законом и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. Основным видом деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ является оптовая торговля древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, в качестве дополнительного вида деятельности: оптовая торговля пиломатериалами. Обществом зарегистрирован пункт приема древесины, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, ж/д тупик . На территории Общества имеются объекты: помещение, для проживания работников <данные изъяты>»; надворный туалет; ленточные пилорамы в количестве 2 шт.; столовая; сварочный пост; гаражные боксы; баня; 5 печей; фронтальный погрузчик. В результате эксплуатации названных объектов образуются отходы производства и потребления: зола от сжигания древесного топлива практически не опасная; опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные; отходы (осадки) из выгребных ям; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы коры; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; остатки и огарки стальных сварочных электродов; горбыль из натуральной чистой древесины; отходы минеральных масел моторных; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти менее 15%); мусор и смет производственных помещений малоопасный. При проведении проверки Паспорта отходов I-IV классов опасности Обществом не представлены. Из информации Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, информация о согласовании паспортов отходов I-IV классов опасности отсутствует.

В гараже хранятся детали после ремонта техники на открытом рельефе, не имеющего гидроизоляционного покрытия, на деталях имеются потеки от нефтепродуктов. Отработанное моторное масло, дизельное топливо храниться в гараже, на земле видны следы от розлива нефтепродуктов.

<данные изъяты> были предоставлены Договоры безвоздмездной передачи движимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между ФИО4 и <данные изъяты> согласно которому, <данные изъяты>» безвозмездно передало в собственность ФИО4 горбыль, опилки, древесные отходы в объеме 60 м.куб. для использования в быту, или для вторичной переработки, стоимостью не превышающей 3000 рублей на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, ж/д тупик .

В нарушение п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 отходы, образующиеся в результате деятельности <данные изъяты>», размещены непосредственно на поверхности земли. Поверхность, на которой размещены отходы, не защищена от воздействия ветра и атмосферных осадков и не имеет твердого водонепроницаемого покрытия.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требования абз. 5 ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» инвентаризацию отходов и объектов их размещения <данные изъяты> не проведена.

Наличие источников негативного воздействия на атмосферный воздух и указанный количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух зафиксированы Атом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с обнаруженными нарушениями, в отношении <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды ФИО2был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание Министерство природных ресурсов Забайкальского края, извещенное надлежащим образом, своего представителя не направило.

Генеральный директор <данные изъяты>» ФИО5 просила рассмотреть протокол об административном правонарушении в её отсутствие, представив возражения, в котором выразила несогласие с протоколом об административном правонарушении.

Судья считает возможным рассмотреть данный материал с протоколом об административном правонарушении в отсутствие представителей.

Исследовав материалы дела, возражения представителя <данные изъяты>, прихожу к следующему.

Санкцией статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом являются отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества- бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого, находится Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, осуществляющая свою деятельность совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействующая с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 476 (в редакции от 02.10.2017г.)

Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Пунктом 1 статьи 22 того же Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Аналогичная норма содержится и в ст. 22 ФЗ № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на из размещение (п.2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и водосборные площади; загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 19 названного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другими лицами или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Статьей 15 Закона определено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами отходов I-IV классов опасности.

Согласно ч.4 ст. 18 Закона, для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Из дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами Забайкальского края в области охраны окружающей среды по требованию Прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжений заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>», по адресу: <адрес>, <адрес>, ж/д тупик . Директор <данные изъяты>» ФИО5 с распоряжениями ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8-11).

Проверкой установлено, что <данные изъяты> осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Общества является: оптовая торговля лесоматериалами; осуществление других видов деятельности, не запрещающие законом и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, основной вид экономической деятельности <данные изъяты> - Торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами. Дополнительный вид экономической деятельности: Торговля оптовая пиломатериалами.

<данные изъяты> зарегистрировано 4 пункта приема и отгрузки древесины, в том числе расположенный по адресу: <адрес>, Урочище <адрес> ж/д тупик ..

При проведении проверки <данные изъяты> установлено, что объектами образования отходов производства и потребления являются: Столовая. Деревообрабатывающее оборудование, ленточные пилорамы в количестве 2 штук. Сварочный пост. Гаражные боксы, в которых осуществляется ремонт техники. Туалет. Баня. (Акт осмотра , акт осмотра 17-324).

В гараже хранятся детали после ремонта техники, размещены на открытом рельефе не имеющего гидроизоляционного покрытия, на деталях видны потеки от нефтепродуктов. Отработанное моторное масло, также дизельное топливо хранятся в гараже, на земле видны следы от розлива нефтепродуктов.

<данные изъяты>» заключены с ФИО4 Договора безвозмездной передачи (дарения) горбыля, опилок, древесных отходов в объеме 60 м.куб. для использования в быту, или для вторичной обработки, стоимостью не выше 3000 рублей.

Вина <данные изъяты> подтверждается следующими доказательствами: требованием прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжениями заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края ФИО3 о проведении внеплановых выездных проверок от ДД.ММ.ГГГГ; актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны выявленные нарушения.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд считает вину <данные изъяты> в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, полностью доказанной

Доводы директора ФИО5, отраженные в возражениях, о том, что проверка проведена в нарушение требований закона, в требовании прокурора отсутствует предмет проверки. Должностные лица на место проверки не выезжали и не участвовали в проведении проверки. Проверка проводилась одновременно на 4 объектах различных районах Забайкальского края, что сделать невозможно. Акт проверки не соответствует установленной типовой форме, утверждённой Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. . При проверке отсутствовал представитель Общества, которого должны были ознакомить с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Проверка проводилась на основании двух распоряжений заместителя министра, с одним распоряжением Общество не знакомили. Участвующий при проверки иностранный работник не является работником <данные изъяты>». Акты получены с нарушением закона, поэтому не могут быть доказательствами по делу. Из акта осмотра следует, что административный орган сделал неверный вывод о передаче в аренду от <данные изъяты> не предусмотренного договором имущества: зданий, строений, сооружений, печей в количестве 5 штук, ленточных пилорам в количестве 2 штук, сварочного поста, фронтального погрузчика, столовой и бани, гаражных боксов, посчитав это имущество принадлежащим ООО <данные изъяты> Кроме того, п.1.1.1 предусмотрена аренда только земельного участка и железнодорожного пути . У <данные изъяты>» нет объектов образования отходов, следовательно, Общество и не совершало административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях <данные изъяты>» отсутствует событие и состав административного правонарушения, суд считает несостоятельными и надуманными.

Внеплановая выездная проверка Общества проведена в рамках действующего законодательства, обосновано выявлены нарушения закона, которые зафиксированы в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, другие имеющие значение обстоятельства, в связи с чем, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать <данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Разъяснить, что штраф должен быть уплачен в 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на счет - УФК по Забайкальскому краю (Минприроды по Забайкальскому краю), в случае неуплаты штрафа в указанный срок, влечет в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Министерству природных ресурсов Забайкальского края, указать на необходимость проконтролировать факт добровольной уплаты штрафа и предоставления суду информации об исполнении либо неисполнении постановления в срок предусмотренный ч.1 и 5 статьи 32.2 КоАП РФ: в течение 60 дней с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения постановления.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Хилокского районного суда Е.М.Алтынникова