ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2018 от 06.06.2018 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 5- 2/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 июня 2018 года город Саратов

Судья Фрунзенского районного суда города Саратова Рослова О.В.,

при секретаре судебного заседания Бабошкиной Е.М.,

с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шпигуновой Ю.В.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рогаткиной Е.А.,

защитника Рогаткиной Е.А. - Дронова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бывшего президента Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом Рогаткиной ФИО50

установил:

06 декабря 2017 года заместителем прокурора Фрунзенского района города Саратова в отношении бывшего президента Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом (далее по тексту – СРООИБСД) Рогаткиной Е.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в осуществлении СРООИБСД деятельности как некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В судебном заседании Рогаткина Е.А. и ее защитник вину в совершении вменяемого Рогаткиной Е.А. административного правонарушения не признали, полагали производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения. Доводы, изложенные в письменных объяснения, поддержали.

Старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шпигунова Ю.В. в судебном заседании просила привлечь бывшего президента СРООИБСД Рогаткину Е.А., к административной ответственности, указывая на наличие в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, допросив специалиста, исследовав письменные доказательства, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Частью 6 ст. 2 указанного Закона установлено, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

-вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

-финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Часть 6 ст. 2 данного Закона в указанной редакции вступила в законную силу с 13.06.2016 г.

Согласно предыдущей редакции ч. 6 ст. 2 данного Закона, некоммерческая организация, за исключением политической партии, признавалась участвующая в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Порядок ведения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Саратовская региональная общественная организация инвалидов, больных сахарным диабетом, зарегистрирована в установленном законом порядке 29 ноября 2002 года.

Согласно Уставу СРООИБСД (в редакции 2012 года, действующей до 24 апреля 2017 года), указанная организация создана и действует в целях защиты прав и законных интересов инвалидов; обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей; решения задач общественной интеграции инвалидов. Основными задачами организации являются: содействие и участие в соответствии с действующим законодательством в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации, улучшении материального положения инвалидов, привлечение внимания государственных органов и общественности к проблемам инвалидов; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, разностороннего и гармоничного развития личности, улучшения жизненных условий и морально-психологического состояния граждан с ограниченными возможностями; содействие инвалидам в реализации их законодательно установленных прав, льгот и преимуществ, в получении медицинской помощи, образования, улучшении материальных, жилищных и бытовых условий жизни, в развитии творческих способностей, занятиях духовной, физической культурой и спортом, получении профессиональной подготовки для посильной трудовой реабилитации; содействие в проведении научных исследований по проблематике инвалидов и участие в них.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова на основании обращения Смирнова Н.В. в период с 18 августа 2017 года по 08 ноября 2017 года проведена проверка соблюдения СРООИБСД порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки от 08 ноября 2017 года, что в период 2014-2016 г.г. СРООИБСД получала финансирование из нескольких иностранных источников:

- по соглашению № о благотворительном пожертвовании между АО «Эли Лилли Восток С.А.» (Швейцария) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 30000 рублей для организации пациентской конференции, посвященной Всемирному Дню диабета, для больных сахарным диабетом;

- по договору пожертвования № между ООО «Джонсон и Джонсон» (Германия) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 20000 рублей для организации и проведения пациентской конференции «Здоровый образ жизни – профилактика социально значимых заболеваний»;

- на реализацию проекта по гранту «Зимняя/Летняя «Диспартакиада» ДД.ММ.ГГГГ общественной организацией получены денежные средства в сумме 50000 рублей от ООО «Эбботт Лэбораториз» (Люксембург);

- по соглашению о совместной работе между ООО «Ново Нордиск» (Королевство Дания) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ года, на общую сумму 200000 рублей на финансирование административных расходов организации;

- по соглашению № о благотворительном пожертвовании между АО «Эли Лилли Восток С.А.» (Швейцария) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 30000 рублей для организации пациентской конференции, посвященной Всемирному Дню диабета, для больных сахарным диабетом;

- по договору пожертвования между ООО «Джонсон и Джонсон» (Германия) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ г., на общую сумму 85000 рублей для проведения и реализации межрегионального проекта «Диабет Спорт Туризм»;

- по соглашению о благотворительном пожертвовании между АО «Эли Лилли Восток С.А.» (Швейцария) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 30000 рублей для покрытия расходов на питание в рамках мероприятия «Профилактика и лечение сахарного диабета и ожирения в России»;

- по договору пожертвования между ООО «Ново Нордиск» (Королевство Дания) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ г., на общую сумму 100000 рублей для проведения мероприятия 12 ноября 2016 года «Профилактика и лечение сахарного диабета и ожирения в России»;

- по договору пожертвования б/н между ООО «Джонсон и Джонсон» (Германия) и СРООИБСД, заключенному ДД.ММ.ГГГГ., на общую сумму 20000 рублей для организации и проведения пациентской конференции, приуроченной к Всемирному Дню диабета.

Также общественной организацией 26 ноября 2015 года получены денежные средства в сумме 40000 рублей от ООО «Герофарм» по договору об оказании благотворительной помощи от ДД.ММ.ГГГГ; 21 октября 2015 года получены денежные средства в сумме 10500 рублей от ООО «АвантаТрейдинг» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; 16 октября 2015 года получены денежные средства в сумме 20000 рублей от ООО «Компания «ЭЛТА» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; 20 ноября 2014 года получены денежные средства в сумме 10000 рублей от ООО «Компания «ЭЛТА» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом финансирование со стороны иностранной компании АО «Эли Лилли Восток С.А.» (Швейцария) сопровождалось заключением соглашений, требующих согласие на сбор и обработку персональных данных, включая, но, не ограничиваясь следующим:

- сведениями, содержащимися в документах, удостоверяющих личность, в том числе паспортные данные, ИНН и номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

- сведениями о трудовой деятельности, включая занимаемые должности и должностные полномочия и обязанности, и информацией о работодателях;

- сведениями о полномочиях благополучателя принимать решения, давать рекомендации или оказывать влияние на принятие решений или предоставление рекомендаций по следующим вопросам: официальное ценообразование, формулярный статус, предоставление компенсации за продукты компании, закупки продуктов компании, одобрение регистраций, разрешений, лицензий, другой разрешительной документации, относящейся к продуктам и другим деловым интересам компании, или оказание другого влияния на другие деловые интересы компании.

Благополучатель при этом дает согласие на совершение с персональными данными перечисленных ниже действий:

- обработку персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

- трансграничную передачу персональных данных операторам на территории любых других иностранных государств. Получатели персональных данных могут находиться в иностранных государствах, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных.

Подобная информация, по сути, является мониторингом так называемых «болевых точек» региона, особенно в сфере оказания медицинской помощи населению, которая может использоваться для инспирирования протестных настроений в обществе.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты осуществления организацией политической деятельности, а именно СРООИБСД формирует предпосылки к дискредитации органов власти и управления, необоснованно заявляя о несостоятельности соответствующих структур правительства области в сфере снабжения, распределения, импортозамещения лекарственных препаратов среди больных сахарным диабетом.

Таким образом, по результатам проверки было установлено, что СРООИБСД, являясь российской некоммерческой организацией, получает денежные средства от иностранных источников и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть выполняет функции иностранного агента, но при этом до настоящего времени в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась.

Президентом СРООИБСД согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и протокола внеочередного общего собрания членов СРООИБСД в период с 16.08.2012 года до 15.05.2017 года являлась Рогаткина Е.А.

Таким образом, бывший президент СРООИБСД Рогаткина Е.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Факт совершения бывшим президентом СРООИБСД административного правонарушения и ее виновность в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью следующих исследованных судом доказательств:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 декабря 2017 года, согласно которому при проведении прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проверки деятельности СРООИБСД было установлено, что организация в проверяемом периоде получала денежные средства от иностранных источников по заключенным с ними договорам и соглашениям в совокупности с осуществлением деятельности, в содержании которой проявляются политические признаки (т. 1 л.д. 5-12);

- актом проверки от 08 ноября 2017 года (т. 1 л.д. 13-15);

- выпиской из ЮГРЮЛ (т. 1 л.д. 20-22);

- экспертной оценкой деятельности СРООИБСД от 08 ноября 2017 года, составленной доктором исторических наук, профессором кафедры истории, политологии, социологии и сервиса ФГБО ВО «Саратовская государственная юридическая академия» ФИО14 (т. 1 л.д. 39-45).

Довод защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что данная экспертная оценка является недопустимым доказательством, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Указанный процессуальный документ, по своему правовому смыслу, не является экспертным заключением, устанавливаемым статьей 26.4 КоАП РФ, поскольку должностным лицом прокуратуры в рамках проводимой проверки определение о назначении экспертизы не выносилось, права и обязанности эксперту не разъяснялись, он не предупреждался об административной ответственности за дачу заведомо ложной экспертизы.

Вместе с тем, указанный процессуальный документы судом принимается как иной документ (письменное мнение компетентного лица) – ст. 26.7 КоАП РФ, который подтверждает виновность должностного лица СРООИБСД в совершении вмененного ему административного правонарушения. При этом выводы, указанные в названном документе, были поддержаны доктором исторических наук, профессором кафедры истории, политологии, социологии и сервиса ФГБО ВО «Саратовская государственная юридическая академия» ФИО14 в судебном заседании 27 февраля 2018 года, когда он был допрошен в качестве специалиста (т. 4 л.д. 238-242);

- ответом Управления Минюста РФ по Саратовской области от 30 августа 2017 года, согласно которому СРООИБСД не включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (т. 1 л.д. 59);

- свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (т. 1 л.д. 66);

- отчетами о деятельности организации за 2014 – 2016 годы (т. 1 л.д.100-113);

- отчетами по использованию денежных средств (т. 2 л.д. 208, 217, 222, 231, 245);

- финансовыми отчетами за 2014 – 2016 годы (т. 1 л.д. 116-118);

- актами проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (т. 1 л.д.119-121);

- договорами пожертвования и соглашениями о благотворительном пожертвовании (т. 1 л.д. 122-132,134-140; т. 3 л.д. 1-2,4-7, 9-11);

- договором банковского счета от 26 февраля 2000 г. (т. 1 л.д. 144-148);

- видеозаписью на цифровом носителе (DVD диск), просмотренной в ходе судебного заседания;

- выписками из ЕГРЮЛ (т. 2 л.д. 31-106,118-42; т. 4 л.д. 1-157);

- скриншотами страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещены следующие публикации: «Лидер организации инвалидов: «Губернатор не должен решать за врачей как и чем лечить людей», «Минздрав: «стойкой дефектуры» лекарств в регионе нет», «Жители области продолжают сообщать о нехватке инсулиновых препаратов». «Подвергнута критике работа облминистерства», «Бессмысленный и беспощадный», «Горькая пилюля», «Инъекция дожития», «Обсудили проблемы больных сахарным диабетом», «В Саратове больному сахарным диабетом 6 раз отказали в трудоустройстве», (т. 4 л.д. 168-221);

- выпиской по операциям на счете за период с 01 января 2014 г. по 31.12.2016 г. (т. 2 л.д. 146-156);

- актами передачи/получения к соглашению о пожертвовании (т.2 л.д. 242, 214, т. 3 л.д. 7);

- платежными поручениями и выписками операций по лицевому счету (т.2 л.д.183,188,203,205,215,220,229,235,243);

- заключением судебной политологической экспертизы от 25 мая 2018 года, проведенной ФГБОУ ВО «СГЮА» в рамках производства по делу об административном правонарушении на основании определения суда от 24 апреля 2018 года, из которого следует, что СРООИБСД финансируется иностранными фармацевтическими компаниями, которые являются филиалами «большой тройки» фармкомпаний, основных участников российского рынка - Eli Lilly (США), NovoNordisk (Дания) и Sanofi-Aventis (Германия). Поступление денежных средств на банковский счет СРООИБСД от иностранных источников осуществлялось в рамках благотворительного пожертвования от Московского представительства АО «Эли Лили Восток С.А.» (ДД.ММ.ГГГГ) - 30 тыс. руб.; оплаты по документу от ООО «Джонсон и Джонсон» (ДД.ММ.ГГГГ) - 20 тыс. руб.; за организацию участия в социальном проекте Диаспартакиада от ООО «ЭББОТ ЛЭБОРАТОРИЗ» (ДД.ММ.ГГГГ) - 50 тыс. руб.; оплаты по соглашению о совместной работе (ДД.ММ.ГГГГ) от ООО «НОВО НОРДИСК» - 200. тыс. руб.; оплата по документу от ООО «Джонсон и Джонсон» (ДД.ММ.ГГГГ) - 85 тыс. руб.; благотворительного пожертвования от Московского представительства АО «Эли Лили Восток С.А.» (ДД.ММ.ГГГГ) - 30 тыс. руб.; оплаты по документу от ООО «Джонсон и Джонсон» (ДД.ММ.ГГГГ) - 50 тыс. руб.; пожертвования по договору (ДД.ММ.ГГГГ) от ООО «НОВО НОРДИСК» - 100 тыс. руб.; оплаты по документу от ООО «Джонсон и Джонсон» (ДД.ММ.ГГГГ) - 20 тыс. руб.; благотворительного пожертвования от Московского представительства АО «Эли Лили Восток С.А.» (ДД.ММ.ГГГГ) - 30 тыс. руб.; договора пожертвования (ДД.ММ.ГГГГ) от ООО «НОВО НОРДИСК» - 100 тыс. руб. Согласно выводам экспертов: Саратовская региональная общественная организация инвалидов, больных сахарным диабетом, и ее руководство, помимо своих официально заявленных обязанностей, по сути, занимается политической деятельностью, а именно:

формирует негативное мнение населения по поводу закупок отечественных лекарственных препаратов;

создает условия для провоцирования негативной реакции населения к реализации программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;

оказывает прямое воздействие на систему региональных закупок лекарств;

оказывает давление на кадровую политику регионального правительства, требует увольнения госслужащих;

участвует в политической акции (пикетировании), которая транслируется ИА «Открытый канал»;

нагнетает своей деятельностью политическую напряженность и формирует негативное общественное мнение граждан, направленное на дестабилизацию социальной обстановки в регионе, направленные против реализуемой государственной политики;

деятельность руководства СРООИБСД в области профилактики и охраны здоровья инвалидов имеет выраженный политический характер, в том числе, направленный на реализацию интересов иностранных фармацевтических кампаний государств, которые поддержали экономические и политические санкции против РФ.

Деятельность СРООИБСД под руководством Рогаткиной Е.А. в области профилактики и охраны здоровья инвалидов, выраженная в давлении на структуры регионального правительства, направлялась на реализацию интересов иностранных фармацевтических кампаний, что подрывает социальную стабильность, создает напряженность в регионе.

Рогаткина Е.А., находясь в должности президента СРООИБСД, посредством проведения пациентских конференций и используя информационные ресурсы т.н. «оппозиционного блока» формирует предпосылки к дискредитации органов власти и управления, необоснованно обвиняя отдельных лиц в коррупции и несостоятельности соответствующих структур правительства области в сфере снабжения, распределения, импорта замещения лекарственных препаратов среди больных сахарным диабетом.

Рогаткина Е.А., находясь в должности президента СРООИБСД, в своих заявлениях делала акцент на изменении приоритета закупок препаратов в пользу отечественных ставит под сомнение его качество и саму реализацию государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (программа введена в период применения в отношении РФ санкций по поставке импортных инсулиновых препаратов и ЖНВЛП). Данное обстоятельство направлено на подрыв авторитета органов государственной власти и приводит к обострению социальной напряженности населения (т. 5 л.д. 42-52).

Вопреки доводам Рогаткиной Е.А. и ее защитника, оснований сомневаться в выводах экспертов не имеется, поскольку заключение составлено компетентными лицами, имеющими соответствующую квалификацию для проведения политологической экспертизы и значительный стаж работы в указанной области, имеет исследовательскую и мотивировочную части, выводы экспертов носят однозначный характер, эксперты предупреждены судом об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, полученными с соблюдением требований КоАП РФ, оснований сомневаться в их объективности и достоверности не имеется.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судья квалифицирует действия бывшего президента СРООИБСД Рогаткиной Е.А. по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, как осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

При этом судья учитывает, что из заключения судебной политологической экспертизы от 25 мая 2018 года следует, что СРООИБСД занимается политической деятельностью, а именно: формирует негативное мнение населения по поводу закупок отечественных лекарственных препаратов; создает условия для провоцирования негативной реакции населения к реализации программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»; оказывает прямое воздействие на систему региональных закупок лекарств; оказывает давление на кадровую политику регионального правительства, требует увольнения госслужащих; нагнетает своей деятельностью политическую напряженность и формирует негативное общественное мнение граждан, направленное на дестабилизацию социальной обстановки в регионе, направленные против реализуемой государственной политики; деятельность руководства СРООИБСД в области профилактики и охраны здоровья инвалидов имеет выраженный политический характер, в том числе, направленный на реализацию интересов иностранных фармацевтических кампаний государств, которые поддержали экономические и политические санкции против РФ. При этом деятельность СРООИБСД финансируется, в том числе, из иностранных источников. Кроме того, факт получения данной организацией денежных средств от иностранных источников Рогаткиной Е.А. и ее защитником не оспаривался, равно, как и не оспаривался факт отсутствия в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, соответствующих сведений в отношении СРООИБСД.

Вместе с тем, судья находит, что получение СРООИБСД денежных средств в сумме 40000 руб. от ООО «Герофарм» по договору об оказании благотворительной помощи от ДД.ММ.ГГГГ; денежных средств в сумме 10500 руб. от ООО «АвантаТрейдинг» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; денежных средств в сумме 20000 руб. от ООО «Компания «ЭЛТА» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; денежных средств в сумме 10000 руб. от ООО «Компания «ЭЛТА» по договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться в качестве получения средств от иностранных источников, поскольку указанные организации являются российскими организациями. Каких-либо данных о том, что вышеуказанные юридические лица финансируются из иностранных источников (опосредованное иностранное финансирование) в материалах дела не имеется.

Доводы Рогаткиной Е.А. и ее защитника о том, что Управление Минюста РФ по Саратовской области в период проведения плановой проверки с 06 февраля 2017 года по 07 марта 2017 года в отношении СРООИБСД не выявило в деятельности проверяемой организации нарушений норм ч. 6 ст. 2 ФЗ от 12.06.1996 г. №7-ФЗ и каких-либо признаков политической деятельности, не влияют на выводы суда о наличии в действиях Рогаткиной Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Доводы Рогаткиной Е.А. и ее защитника о том, что осуществляемая организацией деятельность не была связана с политической, судья расценивает критически, как способ защиты, с целью избежать ответственности за содеянное правонарушение. Указанная позиция опровергается совокупностью доказательств по делу, приведенных выше.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева», некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:

- быть российской некоммерческой организацией;

- получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников. При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют;

- участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Все указанные признаки в рамках данного дела были установлены, что свидетельствует о том, что СРООИБСД является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, при этом организацией в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» осуществлялась политическая деятельность при одновременном получении денежных средств из иностранных источников, без подачи в уполномоченный орган заявления о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, вопреки доводам Рогаткиной Е.А. и ее защитника, СРООИБСД отвечает предусмотренным пунктом 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, указанные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях бывшего президента СРООИБСД Рогаткиной Е.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Кроме того, на основании исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что деятельность организации выходит за пределы своей уставной деятельности и тем самым выходит за рамки предусмотренных законом исключений, так как не ограничивается собственными нуждами организации и затрагивает публичные правоотношения.

Оснований для прекращения производства по делу судьей не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что бывшим президентом СРООИБСД Рогаткиной Е.А. приняты все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у бывшего президента СРООИБСД Рогаткиной Е.А. имелась, доказательств принятия всех зависящих от неё мер по соблюдению названных выше требований не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях бывшего президента СРООИБСД Рогаткиной Е.А.

Каких-либо доказательств отсутствия вины бывшего президента СРООИБСД Рогаткиной Е.А. в совершении данного административного правонарушения не имеется.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При рассмотрении дела судья приходит к выводу, что размер административного штрафа подлежит снижению в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ, поскольку имеются исключительные обстоятельства, связанные с личностью и имущественным положением лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела Рогаткиной Е.А. представлены справки о доходах за 2017 -2018 гг. (общая сумма дохода за 2017 год – <данные изъяты>., общая сумма дохода за пять месяцев 2018 года – <данные изъяты>.), справка от 06.06.2018 года, из которой следует, что Рогаткина Е.А. работает в <данные изъяты> с 08.10.2015 года по настоящее время, и ежемесячное содержание с учетом надбавок составляет <данные изъяты>.

Кроме того, Рогаткиной Е.А. представлены сведения о том, что у нее на иждивении находится сын ФИО18, <данные изъяты>

В подтверждение данных, характеризующих личность, Рогаткиной Е.А. были представлены многочисленные благодарственные письма от председателя Саратовской областной Думы, министра здравоохранения Саратовской области, удостоверения к медалям «За просветительскую деятельность».

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.

Частью 2.3 данной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, принимая во внимание личность и имущественное положение Рогаткиной Е.А., наличие у нее на иждивении сына, судья приходит к выводу о снижении размера административного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Рогаткину ФИО51, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу <адрес> работающую в <данные изъяты>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Перечисление штрафа необходимо произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на следующие реквизиты УФК по Саратовской области (прокуратура Саратовской области, л/с 04601103100); БИК 046311001, банк отделение Саратов г.Саратов р/с 40101810300000010010, ОТКМО 63701000, КБК 41511690010016000140, ИНН 6450014678, КПП 645001001.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии.

Мотивированное постановление изготовлено 09 июня 2018 года.

Судья О.В. Рослова