дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Республики Татарстан
Судья <адрес> городского суда Республики Татарстан ФИО1, при секретаре Мухаметзяновой А.Ф., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» (далее — ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»), место нахождения: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, №,
установил:
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-Д департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан была проведена плановая выездная проверка юридического лица – ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» по адресу: <адрес><адрес>.
В ходе проверки установлено, что у мастера производственного обучения ФИО2 отсутствует официальное признание образования, полученного в иностранном государстве (Узбекистан) – диплом <адрес> вечернего нефтяного техникума от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №, №, наличие которого обязательно согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В судебном заседании директор ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» ФИО3 пояснила, что ФИО2 в 2014 году прошел аттестацию, по результатам которой ему была установлена первая квалификационная категория, поэтому считала, что он имеет все необходимые документы. Также ФИО3 представила справку департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ где указано, что ДД.ММ.ГГГГ в аттестационную комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации были представлены документы для прохождения процедуры аттестации мастера производственного обучения ФИО2, в том числе свидетельство о признании диплома о среднем профессиональном образовании (нострификация) по программе подготовки специалистов среднего звена <адрес> вечернего нефтяного техникума (№, выдан ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, ФИО2).
Представитель отдела лицензионного контроля образовательных организаций департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО4 в суде сообщил, что министерством постоянно проводятся совещания, семинары и пр. с участием директоров учебных заведений, где разъясняется необходимость строгого соблюдения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе в случае приема на работу граждан, получивших образование и (или) квалификацию в иностранном государстве, — оформления официального признания в Российской Федерации такого образования. Протокол об административном правонарушении оформлен надлежащим образом, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании пп. 90 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя отдела лицензионного контроля образовательных организаций департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО4, директора Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» ФИО3, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В статье 107 вышеуказанного закона отмечено, что признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации. Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации — официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к профессиональной деятельности в Российской Федерации. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык.
Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 содержит требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно п.9 указанного Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 этого Положения, а именно: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
На запрос <адрес> городского суда Республики Татарстан из Федерального государственного бюджетного учреждения «Главный государственный экспертный центр оценки образования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, где указывается, что по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ о признании иностранного образования Рособрнадзором принято решение о признании в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации, подтверждаемого документом об образовании (диплом № регистрационный №, выдан <адрес> вечерним нефтяным техникумом от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2) и оформлено свидетельство о признании № от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о признании обладателем иностранного образования не получено. Для получения свидетельства о признании обладателю иностранного образования необходимо оплатить государственную пошлину за предоставленные государственные услуги.
Доказательств о признании в Российской Федерации полученного в иностранном государстве (Узбекистан) образования у мастера производственного обучения ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Вина юридического лица в совершенном административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства его совершения, актом проверки №А 3567/17-Д, где в разделе II «По вопросу контроля за соблюдением лицензионных требований и условий» отмечено, что отсутствует официальное признание полученного в иностранном государстве (Узбекистан) образования у мастера производственного обучения ФИО2 (л.д. 5),
- объяснением от ДД.ММ.ГГГГ, данным директором ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» ФИО3, где вину юридического лица она признала, указала, что администрация училища остро нуждалась в кадрах, поэтому ФИО2 был принят на должность мастера производственного обучения с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, в порядке исключения, до завершения процедуры нострификации (л.д. 6),
- копией приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-Д (л.д. 7-13),
- копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ №П 3567/17-Д (л.д. 14-15),
- копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19),
- копией диплома ФИО2, полученного в иностранном государстве (Узбекистан) – диплом <адрес> вечернего нефтяного техникума от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №, № (л.д. 27).
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Мастер производственного обучения ФИО2 был принят на работу в ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-л/с). У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых вышеуказанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких данных вина юридического лица – ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» в совершении административного правонарушения является доказанной.
Действия юридического лица - ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» судья квалифицирует по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность, является то, что данное юридическое лицо — некоммерческое бюджетное учреждение, не имеющее самостоятельного дохода, ранее не привлекавшееся к административной ответственности.
Отягчающих ответственность юридического лица обстоятельств не установлено.
Согласно части 32 статьи 4.1 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 33 статьи 4.1 при назначении административного наказания в соответствии с частью 32 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II этого Кодекса.
При назначении наказания судья учитывает все обстоятельства дела и полагает, что достижение целей административного наказания возможно при назначении виновному наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства и отсутствие негативных последствий совершенного административного правонарушения, что в настоящее время свидетельство о признании иностранного образования оформлено, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, признает совокупность обстоятельств исключительной, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 4.2, частью 3 статьи 19.20, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по РТ (Министерство образования и науки РТ, л/с №А22250), ИНН <***>, КПП 165501001, Банк: ГРКЦ НБ РТ Банка России <адрес>, БИК 049205001, р/с 40№, ОКАТО 92401000000, ОКТМО 92701000001, КБК 07№ (Денежные взыскания (штрафы) по компетенции Рособрнадзора, зачисляемые в доход федерального бюджета).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд Республики Татарстан через <адрес> городской суд Республики Татарстан.
Судья: