ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2018Г от 19.01.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

дело №5-2/2018 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Осташков 19 января 2018 года

Судья Осташковского городского суда Тверской области Ежелый В.Л., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, представленные и.о.начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 совершил организацию и проведение строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно при следующих обстоятельствах:

Являясь собственником (1/2 доля в праве) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон.18 в.», расположенного по адресу: <адрес> (поставлен на государственную охрану Постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27.05.1999 года №296-П-2) без разрешения уполномоченного органа государственной власти Тверской области в сфере охраны объектов культурного наследия - Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области произвёл на указанном объекте строительные работы, в частности в нарушение ст.ст.36,45,47.3 Федерального закона №73-ФЗ от 26.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» у бокового южного фасада установлены строительные леса, заменено столярное заполнение чердачного окна, произведен демонтаж прежнего заполнения, установлена новая двустворчатая дверь; на главном западном и боковом северном фасадах на уровне первого этажа между этажами проведены штукатурные работы, выполненные непрофессионально - цементной штукатуркой на отдельных участках) заполнение оконных проемов первого этажа заменено стеклопакетами, наличники на окнах оштукатурены цементной штукатуркой и окрашены в белый цвет; в южной части дворового восточного фасада реконструирована пристройка: деревянные конструкции ее южной и восточной стен на уровне первого этажа заменены кирпичной кладкой, в возведенных стенах устроены два окна со стеклопакетами; в центральной части дворового фасада к входу в здание пристроен тамбур из кирпича с тремя окнами и одностворчатой дверью со стеклопакетами; в северной части дворового фасада частично разобрана деревянная пристройка и лестница на второй этаж, в сохранившейся части пристройки на уровне первого этажа ведутся работы по замене несущих конструкций; на боковой южный фасад выведен трубопровод установленного на первом этаже нагревательного газового оборудования.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в установленном законом порядке извещался о времени и месте слушания дела, судебная повестка вернулась с отметкой почты «истек срок хранения» (л.д.104-105).

В абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343.

При таких обстоятельствах ФИО1 считается извещенным о времени и месте слушания дела.

В письменном отзыве (л.д.106-107) ФИО1 указал, что каких-либо противоправных действий не совершал, все его действия были направлены на сохранение объекта культурного наследия от разрушения. Оформить разрешительную документацию не может из-за нахождения жилого дома в общей долевой собственности. Второй собственник жилого дома участия в его сохранении не принимает. Работы по строительству хозяйственной постройки производились на месте нахождения пришедшей в негодность старой хозяйственной постройки. Никаких действий, которые могли бы нарушить целостность объектов археологического наследия, не совершал. Хозяйственная постройка является вспомогательным объектом и в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ее строительство не требуется. Просил учесть, что является пенсионером, ранее к административной ответственности не привлекался.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 по доверенности ФИО2 в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (л.д.99) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие либо о своем обязательном участии в судебном заседании не заявлял.

Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ходатайствовало о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие своего представителя (л.д.101-102).

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, установлена и подтверждается совокупностью собранных и исследованных при рассмотрении дела доказательств.

Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Согласно ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

П.1 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее ФЗ №73-ФЗ) изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно ст.5.1 ФЗ №73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

П.1 ст.40 ФЗ №73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст.45 ФЗ №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии со ст.46 ФЗ N 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с указанным Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 61 ФЗ №73-ФЗ предусматривает ответственность виновных лиц за нарушения положений указанного закона.

В соответствии с ч.5.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным Кодексом.

Постановлением Законодательного собрания Тверской области №296-П-2 от 27.05.1999 года находящиеся в г.Кимры и исторических городах Тверской области: Бежецке, Белом, Весьегонске, Вышнем Волочке, ФИО3, ФИО4, Красном Холме, ФИО5, Ржеве, Торжке, Торопце объекты архитектуры и истории, имеющие историческую, научную и культурную ценность объявлены памятниками истории и культуры местного значения и включены в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Тверской области, в том числе Дом жилой, конца 18 века по адресу: <адрес> (л.д.21-37).

Собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> является ФИО1 (л.д.65,74).

21.01.2014 г. ФИО1 обращался в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче технических условий на проведение работ по перепланировке жилого <адрес> в г.ФИО5 Тверской области (л.д.61).

24.01.2014 года ФИО1 обращался в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче технических условий на проектирование и реконструкцию пристройки к индивидуальному жилому дому <адрес> в г.ФИО5 Тверской области (л.д.75).

30.09.2014 года ФИО1 обращался в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче разрешения для проведения работ по строительству хозяйственной постройки вместо старого сарая и гаража (л.д.82).

21.11.2014 года ФИО1 был дан ответ о том, что для строительства хозяйственной пристройки вместо старого гараж и сарая необходимо разработать проект строительства хозяйственной постройки, заключить с Главным управлением охранное обязательство на памятник археологии в границах землеотвода до начала производства работ на объекте, обеспечить проведение специализированной организацией на договорной основе археологических исследований, по результатам которых представить в Главное управление акт о выполнении работ (л.д.88-89).

На основании приказа №129 от 10.07.2017 года и.о. начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля в области сохранения и использования выявленного объекта культурного наследия и объекта культурного наследия регионального значения: «Посад <...> в.в.», «Дом жилой, конца 18 века», в ходе которой установлено, что собственник жилого дома (1/2 доля в праве) ФИО1 произвёл на указанном объекте строительные работы: у бокового южного фасада установлены строительные леса, заменено столярное заполнение чердачного окна, произведен демонтаж прежнего заполнения, установлена новая двустворчатая дверь; на главном западном и боковом северном фасадах на уровне первого этажа между этажами проведены штукатурные работы, выполненные непрофессионально - цементной штукатуркой на отдельных участках) заполнение оконных проемов первого этажа заменено стеклопакетами, наличники на окнах оштукатурены цементной штукатуркой и окрашены в белый цвет; в южной части дворового восточного фасада реконструирована пристройка: деревянные конструкции ее южной и восточной стен на уровне первого этажа заменены кирпичной кладкой, в возведенных стенах устроены два окна со стеклопакетами; в центральной части дворового фасада к входу в здание пристроен тамбур из кирпича с тремя окнами и одностворчатой дверью со стеклопакетами; в северной части дворового фасада частично разобрана деревянная пристройка и лестница на второй этаж, в сохранившейся части пристройки на уровне первого этажа ведутся работы по замене несущих конструкций; на боковой южный фасад выведен трубопровод установленного на первом этаже нагревательного газового оборудования (л.д.38-60).

Факт проведения указанных в акте работ ФИО1 не отрицался и подтверждается фототаблицей (л.д.46-60).

Разрешение на проведение вышеуказанных работ уполномоченным органом государственной власти Тверской области в сфере охраны объектов культурного наследия - Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области - не выдавалось.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 1 декабря 2017 года (л.д. 4-7); постановлением Законодательного собрания Тверской области №296-П-2 от 27.05.1999 года (л.д.21-22, 25-26); паспортом памятника истории и культуры (л.д.27-37); приказом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области №129 от 10.07.2017 года (л.д.38-39); актом проверки №12 от 11.07.2017 года (л.д.40-45); фототаблицей (л.д.46-60); заявлениями ФИО1 (л.д.61,75,82); свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.62-65,74, 76-80, 87); ответом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (л.д.88-89).

Оценивая перечисленные выше доказательства, нахожу их достоверными, достаточными, согласующимися между собой, не доверять или ставить их под сомнение оснований не имеется.

Давая юридическую оценку действиям ФИО1, считаю, что его действия правильно квалифицированы по ст.7.14 КоАП РФ, так как он совершил организацию и проведение строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что подтверждено исследованными при рассмотрении дела доказательствами.

При назначении наказания учитываю характер административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

С учетом отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья считает необходимым в целях исправления ФИО1 и предотвращения совершения им повторных правонарушений назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией ст.7.14 КоАП РФ.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам: получатель: УФК по Тверской области (Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области), банк получателя: ГРКЦ ГУ банка России по Тверской области г.Тверь, ИНН/КПП <***>/695001001, р/счет <***>, ОКТМО 28645101, КБК 02411690040040000140, л/счет №<***>, БИК 042809001.

Предупредить ФИО1 об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неуплату штрафа в установленный законом срок.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Федеральный судья: В.Л. Ежелый.