Дело № 5-2/2021 (5-235/2020)
39RS0007-01-2020-001345-20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Багратионовск 11 января 2021 года
Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Соснова А.М., при секретаре - помощнике судьи Фроловой И.И., с участием защитника ООО «Кармел Рус» - Беликова В.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Кармел Рус», ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
В ходе административного расследования, проведенного на основании определения начальника миграционного пункта полиции по Мамоновскому городскому округу межмуниципального отела МВД России «Багратионовский» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам мониторинга по факту осуществления трудовой деятельности гражданином <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что в нарушение
п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ООО «Кармел Рус», заключив ДД.ММ.ГГГГ с гражданином <данные изъяты>ФИО1 трудовой договор, не направило в течение трех рабочих дней с даты его заключения уведомление о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора в УВМ УМВД России по Калининградской области.
По данному факту в отношении ООО «Кармел Рус» 23 октября 2020 года начальником миграционного пункта полиции по Мамоновскому городскому округу межмуниципального отела МВД России «Багратионовский» ФИО4 составлен протокол №/Ю об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В судебном заседании защитник ООО «Кармел Рус» - Беликов В.А. вину в данном административном правонарушении не признал, пояснив, что общество свою обязанность об уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином исполнило еще в ДД.ММ.ГГГГ году, после этого трудовые отношения с гражданином <данные изъяты>ФИО1 не прекращались, новый договор с ним не заключался, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе руководством было принято решение о подаче заранее документов на получение новой рабочей визы высококвалифицированного специалиста ФИО1, в связи с этим было принято дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору путем заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в котором приведено в соответствие наименование должности иностранного гражданина согласно штатному расписанию, указан срок действия договора. Также пояснил, что данный гражданин на протяжении всего периода времени с ДД.ММ.ГГГГ года работает в ООО «Кармел Рус» на одной должности – главного инженера, с окла<адрес> рублей, трудовой договор с ним заключался как с высококвалифицированным специалистом, не расторгался.
Выслушав защитника ООО «Кармел Рус», свидетеля ФИО1, исследовав представленные письменные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года « 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Из материалов дела об административном правонарушении следует,
что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кармел Рус» и гражданином <данные изъяты>ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 принят на должность главного инженера проекта с момента получения им как высококвалифицированным специалистом разрешения на работу и разрешительных документов. Уведомление о заключении данного трудового договора направлено ООО «Кармел Рус» в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Калининградской области в установленные законом сроки - ДД.ММ.ГГГГ, сведений о прекращении (расторжении) трудового договора не имеется, что подтверждается имеющимися в деле копией поданного уведомления, ответом начальника отдела по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Калининградской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа генерального директора ООО «Кармел Рус»
от ДД.ММ.ГГГГ из-за обострения ситуации, связанной с распространением коронавирусой инфекции, кадровой службе дано указание об ускорении продления рабочей визы высококвалифицированного специалиста ФИО1 Для подачи документов на продление рабочей визы трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с данным гражданином был пролонгирован путем заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, срок начала действия которого определен датой, с которой будет продлен срок разрешения его на работу, при этом первоначальный трудовой договор не расторгался, трудовые отношения с ФИО1 не прекращались.
Согласно копии трудовой книжки ФИО1, приказа генерального директора ООО «Кармел Рус» от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции главного инженера проекта (в промышленности) от ДД.ММ.ГГГГ, справке
№СП от ДД.ММ.ГГГГ, показаниям свидетеля ФИО1, данным в судебном заседании о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ года работает только в одной организации – ООО «Кармел Рус» в должности главного инженера, трудовой договор с ним не расторгался, пролонгирован ДД.ММ.ГГГГ, гражданин <данные изъяты>ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ООО «Кармел Рус» на должности главного инженера проекта (в промышленности) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, его должностные обязанности не изменялись с ДД.ММ.ГГГГ года, трудовые отношения с ООО «Кармел Рус» не прекращались, при подаче документов для продления сроков разрешения на работу трудовой договор был пролонгирован. Трудовой договор с ФИО1 заключался на основании одного разрешения на работу, действительного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом продления его срока с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем прихожу к выводу, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ не является фактически новым трудовым договорам, является дополнительным соглашением к ранее заключенному трудовому договору, которым заключенный ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был пролонгирован, в него внесены изменения, касающиеся срока действия, приведено в соответствие со штатным расписанием наименование должности, занимаемой иностранным гражданином.
В целях охраны установленного правопорядка в области трудовой миграции федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, установил в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность за нарушение правил использования иностранной рабочей силы. Такая ответственность предусмотрена, в частности, статьей 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» КоАП РФ, нормы которой направлены на обеспечение соблюдения правил привлечения указанной категории лиц к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации и не предполагают возможности произвольного возложения административной ответственности без установления вины лица в совершении правонарушения, а также иных обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ), в том числе позволяющих квалифицировать действия (бездействие) субъекта в качестве административного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 221-О).
Согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 февраля 2020 года № 7-П, при установлении административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина федеральный законодатель не мог не учитывать предписаний как Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», устанавливающих особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, так и Трудового кодекса Российской Федерации - общих и специальных, регулирующих трудовые отношения с участием иностранных граждан, согласно которым заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации указанные отношения регулируются иностранным правом (ч. 5 ст. 11 и ч. 1 ст. 327.1). При этом глава 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами, в том числе особенности заключения с ними трудовых договоров (ст. 327.2), перечень дополнительных документов, предъявляемых иностранным гражданином при приеме на работу (ст. 327.3), особенности временного перевода работника - иностранного гражданина на другую работу (ст. 327.4), а также особенности прекращения трудового договора с ним (ст. 327.6). Такого рода особенности обусловлены в первую очередь спецификой правового статуса иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность на ее территории. В соответствии со ст. 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации иностранные граждане, по общему правилу, имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет (часть третья); между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, - срочный трудовой договор (часть пятая). Оформление трудового договора с иностранным гражданином осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом; соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72). Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 72.2
(ст. 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента. Таким образом, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ), федеральный законодатель исходил из того, что абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.
Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, названным федеральным законом не предусмотрена.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что ООО «Кармел Рус» в установленные законом сроки направило в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Калининградской области уведомление о заключении
ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с ФИО1, отсутствие доказательств прекращения (расторжения) трудового договора, заключенного между ФИО1 и ООО «Кармел Рус», а также вывод судьи о том, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ является, по сути, дополнительным соглашением, которым пролонгирован трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ8 года, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Кармел Рус» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Кармел Рус» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области.
Судья (подпись) А.М. Соснова
Копия верна
Судья А.М. Соснова