ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/2022 от 13.01.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 января 2022 года

Судья Куйбышевского районного суда Смертина Т.М.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении –1 «Школа-интернат » - директора 5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица – Государственное общеобразовательное казённое учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата » (далее - 1 «Школа-Интернат »), юридический адрес: , ИНН , КПП , ОГРН

У С Т А Н О В И Л:

Из протокола об административном правонарушении от , составленного государственным инспектором по пожарному надзору 3, усматривается, что на основании решения от , вынесенного заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору 4, с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от в период с 14 час. 30 мин. по 15 час. 30 мин. и с 13 час. 00 мин. по 14 час. 00 мин. проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в отношении 1 «Школа - Интернат ».

По результатам проверки в 14 час. 00 мин., по адресу: выявлено повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, совершенное на объекте защиты, отнесённом к категории значительного риска, выразившееся в необеспечении исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Необеспечение исправности систем пожарной сигнализации:

- В помещениях третьего этажа, , 2 второго этажа, первого этажа согласно экспликации к поэтажным планам помещений технического паспорта здания, горизонтальное расстояние от извещателей до электросветильников менее 0,5 м. (измерение проводилось при помощи дальномера лазерного ADA COSMO MINI 30 , свидетельство о поверке АО «ВостСиб АГП» , действительно до ). Основание: п. 12.33* НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации нормы и правила проектирования»; ст. 54, ст. 83 ФЭ-123 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ч. 2, 3, 4 ст. 4 ФЭ-123 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.3.6 СП 5.13130.2009, «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности:

- Ширина второго эвакуационного выхода из актового зала (помещений согласно технического паспорта здания 2-го этажа) при числе эвакуирующихся более 15 чел. (50 посадочных мест) менее 1,2 м. и составляет 0,8 м. (измерение проводилось при помощи дальномера лазерного ADA COSMO MINI 30 , свидетельство о поверке АО «ВостСиб АГП» , действительно до ). Основание: п. , п. , СП Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1); ч. 2, 3, 4 ст. 4, Федерального закона -Ф3 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.1, п. 5.1.4, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

- Дверь второго эвакуационного выхода из актового зала (помещений согласно техническому паспорту здания 2-го этажа) при числе эвакуирующихся более 15 человек, открываться не по направлению выхода из здания. Основание: Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением N 1); ч. 2, 3, 4 ст. 4, Федерального закона -Ф3 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

- В помещении ( согласно техническому паспорту здания 1-го этажа) отсутствует эвакуационный выход, соответствующий требованиям федерального закона (123-ФЭ от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Основание: ч. 3 ст. 89, Федерального закона -Ф3 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

- Ширина второго эвакуационного выхода из актового зала (помещений согласно технического паспорта здания 2-го этажа) при числе эвакуирующихся более 15 чел. (50 посадочных мест) менее 1,2 м. и составляет 0,8 м. (измерение проводилось при помощи дальномера лазерного ADA COSMO MINI 30 , свидетельство о поверке АО «ВостСиб АГП» , действительно до ). Основание: п. , п. , СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением N 1); ч. 2, 3, 4 ст. 4, Федерального закона -Ф3 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.1, п. 5.1.4, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

За указанные нарушения требований пожарной безопасности 1 «1-Интернат » привлечено к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания от «06» июля 2021 г. , вступившим в законную силу

В соответствии с расчётом категории риска от здание, расположенное по адресу: . , в котором 1 «Школа-Интернат » осуществляет свою деятельность, относится к категории высокого риска.

Из изложенного следует, что 1 «Школа-Интернат », повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на объекте, отнесённом к категории значительного риска, выразившееся в необеспечении исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании законный представитель 1 «Школа-интернат » - директор 5 пояснила суду, что с вменяемым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, 7 Школа-Интернат не согласно, считает, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности. При проведении проверки 8 Школа-Интернат представлены документы, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, а также доказательства принятия мер по устранению выявленных нарушений. На момент проверки, с целью устранения несоответствия расстояния от извещателей до электросветильников в помещениях заключен и находился на исполнении контракт с ООО «».

В части несоответствия ширины эвакуационных выходов, отсутствия эвакуационного выхода из помещения (согласно техническому паспорту здания 1 этажа), открывание двери не по направлению выхода из здания, считает необходимым указать, что в силу п. 4 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Учитывая, что капитальный ремонт в здании 1 не проводился, требования не распространяются. Таким образом, в отношении объекта защиты действуют соответствующие требования закона.

Здание школы построено в году, сдано в эксплуатацию в , с момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт не производился, в связи с чем, для устранения выявленных нарушений необходимо осуществить капитальный ремонт здания, для чего необходимо разработать проектно-сметную документацию и пройти независимую экспертизу, только затем будут выделены денежные средства на проведение капитального ремонта здания. Учитывая, что объект введен в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования, и вменяемые нарушения требований пожарной безопасности, установленные органом пожарного надзора, относятся к противопожарному режиму эксплуатации помещений, затрагивают объемно-планировочные и конструктивные решения зданий или помещений.

Государственный инспектор неправомочно включил в протокол, со ссылкой на ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от -Ф3, СП 1.13130.2009, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы» к обязательному исполнению требования пожарной безопасности капитального характера, устранение которых требует материальных затрат и проводятся во время ремонта, реконструкции, технического перевооружения зданий.

Лицу, привлекаемому к административной ответственности, предписанием вменено нарушение положений СП 1.13130.2009. Между тем, согласно Приказу МЧС России от "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" данный СП признан утратившими силу.

Приказом МЧС РФ от утвержден Свод Правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п. 1.1. которого устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ. В связи с чем, полагает, что выявленные нарушения требований Федерального закона -Ф3 от «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» неправомерно указаны в качестве нарушений. Обращает внимание суда, что в 2018 году по результатам обследования выдан акт от , заключение от о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Школа-Интернат предпринимались необходимые меры для получения финансовых средств на устранение нарушений, направлялись запросы учредителю. В период с апреля по октябрь 2021 года Школа-Интернат были приняты все зависящие меры по их соблюдению, в том числе в обслуживающей организацией «Барьер» выполнен локальный ресурсный сметный расчет на сумму 35,936 тыс. рублей для приведения в соответствие горизонтального расстояния от пожарных извещателей до электросветильников, до 0,5 м., в помещениях третьего и второго этажей. ООО « выполнена установка системы пожарной сигнализации в помещения в соответствии с требованиями; направлены ходатайства Школа-Интернат в Министерство образования от , от , в котором Администрация Школа-Интернат просит для устранения нарушений требований пожарной безопасности выделить денежные средства на проведение противопожарных мероприятий по статье 225 Доп.Фк. приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности расстояние (горизонтальное) извещателей пожарных от электросветильников (перенос извещателей пожарных), эвакуационных выходов; по рекомендации специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы , 1 обратилась за консультацией в организации, которые занимаются пожарно-техническим обследованием Объекта защиты, расчетами пожарных рисков, в связи с чем, получена рекомендация осуществить расчет пожарных рисков; заключен и исполнен контракт на оказание услуг от , заключенный между 1-Интернат и ИП 6, отчет по оценке пожарного риска от 2021 года, акт оказанных услуг от ; заключен и исполнен контракт на оказание услуг от , заключенный между Школа-Интернат и ИП 6, фото/таблица к нему; заключен и исполнен контракт от с ООО «».

Таким образом, Школа-Интернат предприняты все возможные меры по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Школа-Интернат не имело правовую и реальную возможность по соблюдению требований законодательства пожарной безопасности, лицом были приняты все зависящие меры по их соблюдению, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении правонарушения.

При принятии решения и вынесении постановления, Школа-Интернат просит суд учесть характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При назначении наказания просит применить правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от - П., снизить размер административного штрафа.

Выявленные нарушения не устранены по объективным причинам ввиду отсутствия достаточных денежных средств Школа-Интернат предпринимались необходимые меры для получения финансовых средств на выполнение мероприятий по пожарной безопасности в полном объеме, направлены запросы, получены средства, заключены контракты, отсутствует какое - либо противоправное бездействие. Вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении отсутствует, так как были приняты все зависящие от них меры для выполнения требований законодательства.

На основании изложенного, просит суд производство по делу об административном правонарушении , ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Школа-Интернат прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав объяснения директора «Школа-Интернат » 5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину «Школа-Интернат » в совершении административного правонарушения установленной и доказанной представленными в дело доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона РФ от -ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В силу части 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесённом к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения Школа-Интернат административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, объективно подтверждается:

- решением о проведении внеплановой выездной проверки от в отношении Школа-Интернат ;

- протоколом осмотра Школа-Интернат от ;

- актом внеплановой выездной проверки от ;

- предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ;

- копией постановления по делу об административном правонарушении от , вынесенного заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору 4, о привлечении Школа-Интернат к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения;

- распечаткой определения индикаторов риска Iрпв по объекту, расположенному по адресу: ;

- распечаткой определения критериев добросовестности Iкрд по объекту, расположенному по адресу: ;

- копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от № ЮЭ на Школа-Интернат .

Таким образом, в судебном заседании судьёй на основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено, что «1- Интернат повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на объекте, отнесённом к категории значительного риска, выразившееся в необеспечении исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Ссылки законного представителя «1-Интернат » - директора 5 на то, что выявленные нарушения не устранены по объективным причинам ввиду отсутствия достаточных денежных средств, Школа-Интернат предпринимались необходимые меры для получения финансовых средств на выполнение мероприятий по пожарной безопасности в полном объеме, направлены запросы, получены средства, заключены контракты, отсутствует какое-либо противоправное бездействие; что вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении отсутствует, так как были приняты все зависящие от них меры для выполнения требований законодательства, в связи с чем, по их мнению, имеются основания для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья, исследовав совокупность письменных доказательств, представленных законным представителем «1-Интернат », отклоняет как несостоятельные и не влияющие на характер и объём выявленных нарушений противопожарной безопасности в отношении эксплуатируемого здания 1, расположенного по адресу: .

Действия юридического лица - Школа-Интернат правильно квалифицированы по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Школа-Интернат в соответствии со ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ судья не находит.

Доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми, не доверять которым у суда нет никаких оснований. Их совокупность позволяет считать установленной вину Школа-Интернат в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с правилами ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер и обстоятельства совершения правонарушения Школа-Интернат , а также его имущественное положение, в частности, то, что Школа-Интернат является бюджетным учреждением, единственным видом его деятельности является реализация общеобразовательной программы, 1 лишена права осуществлять приносящую доход деятельность, что свидетельствует о полной зависимости от бюджетного финансирования, финансовое обеспечение школы осуществляется за счёт средств городского бюджета и на основании сметы, денежные средства учреждению выделяются в строгом соответствии с утверждённой бюджетной сметой на текущий год, судья полагает правильным назначить Школа-Интернат наказание в пределах санкции ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учётом положений ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Государственное общеобразовательное казённое учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата », ОГРН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Направить «Школа-Интернат » копию настоящего постановления и разъяснить, что назначенный штраф должен быть оплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

расчетный счет ГРКЦ ГУ Банка России по , получатель платежа: УФК МФ по (ГУ МЧС России по ) ИНН КПП банк получателя:, БИК , ОКТМО КБК . Наименование платежа-денежные взыскания (штрафы) за нарушение требований пожарной безопасности)

Разъяснить «Школа-Интернат », что в соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трёх месяцев.

Предложить «Школа-Интернат » представить судье, вынесшему настоящее постановление, платёжный документ, подтверждающий факт оплаты штрафа добровольно.

.

Судья: Т.М. Смертина