Дело ... (УИД 54RS0...-13)
Поступило 20.11.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Дзержинский районный суд г.Новосибирска 630015, <...>
Судья Дзержинского районного суда г.Новосибирска Девятайкина Е.В.
при секретаре Веклич Е.В.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1
представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2
должностного лица, составившего протокол –
аудитора контрольно-счётной палаты ...ФИО5
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ...,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу, составленному аудитором контрольно-счётной палаты ....... от ДД.ММ.ГГГГ... следовало, что ФИО1 совершила административное правонарушение, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании лицо, составившее протокол - аудитор контрольно-счётной палаты ...ФИО5 подтвердила все сведения изложенные в протоколе и также указала, что просит учесть, что указанное правонарушение является длящимся, и сроки привлечения к административной ответственности по данному делу необходимо исчислять с момента выявления данного правонарушения, то есть согласно составленному акту по результатам контрольного мероприятия. В дело представлена совокупность доказательств, подтверждающих вину именно ФИО1 в совершении указанного правонарушения, в том числе учитывая, что только на последнюю, а ни на кого-либо из иных лиц была возложена обязанность по контролю за целевым использованием бюджетных средств администрации района. При этом, учитывая наличие по делу ряда смягчающих наказание обстоятельств и того обстоятельства, что после выявления данного правонарушения были приняты меры к устранению нарушений, то полагала возможным назначить наказание, согласно санкции указанной статьи, а именно в виде штрафа, но в его минимальных пределах.
Лицо, в отношении которого вынесен протокол об административном правонарушении - ФИО1 в судебном заседании указала, что со сведениями, изложенными в проколе от ДД.ММ.ГГГГ фактически она согласна, и указанные платёжные поручения, о которых указано в соответствующих акте и протоколе, были подписаны ею путём проставления электронной подписи. Однако просила учесть, что заключены оба муниципальных контракта за №...-ЕД2020, 64-ЕД2020 были Главой администрации ..., решение об их заключении было принято коллегиально и при наличии согласования его рядом лиц, в число которых она не входила. Указала также на то, что после выявления данных нарушений, они фактически были устранены в короткий промежуток времени. И также при вынесении решения по делу просила учесть наличие по делу совокупности смягчающих обстоятельств.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 - ФИО2 указала, что также изложенные по делу в протоколе ... от ДД.ММ.ГГГГ все фактические обстоятельства и сведения, ею не оспариваются. Вместе с тем, учитывая, что ФИО1 привлекается в административной ответственности впервые, положительно характеризуется, имеет двоих детей, один из которых несовершеннолетний, вину по делу признала и раскаялась, а также учитывая и тот факт, что после выявления данных нарушений они все фактически были устранены в короткий промежуток времени, о чём указывают представленные ими документы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и по делу не наступило вредных или тяжких последствий, то просила применить к ФИО1 положения ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить последней наказание в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам:
Согласно ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением является нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из представленных материалов, проверкой установлено, что в 2020 администрацией ... осуществлены кассовые расходы в целях информационного освещения, а именно, оплачено 45.000 рублей за услуги обновления системы администрирования и технического сопровождения официального сайта администрации, за счёт субвенций из регионального бюджета, из которых: 10.000 рублей (платёжные поручения от ДД.ММ.ГГГГ... и от ДД.ММ.ГГГГ...) по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ...-ЕД2020 (за услуги по сопровождению и техническому обслуживанию официального сайта администрации ...) и 25.000 рублей (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ...) на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ...-ЕД2020 (за услуги по обновлению системы администрирования официального сайта администрации ...), предоставленные по целевой статье расходов 9990070289 «Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», типу средств ДД.ММ.ГГГГ «Субвенции на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству)»; а также 6.000 рублей (платёжные поручения от ДД.ММ.ГГГГ... и от ДД.ММ.ГГГГ...) по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ...-ЕД2020 (за услуги по сопровождению и техническому обслуживанию официального сайта администрации ...) и 4.000 рублей (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ...) на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ...-ЕД2020 (за услуги по обновлению системы администрирования официального сайта администрации ...), предоставленные по целевой статье расходов 9990070159 «Расходы на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», типу средств ДД.ММ.ГГГГ «Субвенции на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Основаниями для предоставления администрации ... в 2020 указанных субвенций из бюджета ... являлись:
- Постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ...-п «О порядке предоставления субвенций из областного бюджета ... местным бюджетам муниципальных районов и городских округов ... на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядке расходования субвенций из областного бюджета ... местными бюджетами муниципальных районов и городских округов ... на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - для предоставления субвенций по целевой статье расходов 9990070289 «Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», типу средств ДД.ММ.ГГГГ «Субвенции на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству)». Согласно п.2 Порядка расходования субвенций из областного бюджета ... местными бюджетами муниципальных районов и городских округов ... на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 2 к постановлению ... от ДД.ММ.ГГГГ...-п), субвенции расходуются на следующие цели: выплата вознаграждения приемным родителям; выплаты семьям опекунов на содержание подопечных детей; выплаты приемным семьям на содержание подопечных детей; оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда специалистов по опеке и попечительству, расходы на материальное обеспечение деятельности специалистов по опеке и попечительству; оплата труда и начисления на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением педагогических работников, участвующих в реализации основных общеобразовательных программ), в том числе на реализацию Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от ДД.ММ.ГГГГ... «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017» и от ДД.ММ.ГГГГ... «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников; предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, мягкого инвентаря и оборудования, на культурно-массовые мероприятия, обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси); обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием при выпуске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательных учреждений;
- ... от ДД.ММ.ГГГГ... «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории ...» (ст.7) и от ДД.ММ.ГГГГ... «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ... отдельными государственными полномочиями ... по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ч.4 ст.6, ст.11, Методика расчета нормативов для определения объемов субвенций) - для предоставления субвенций по целевой статье расходов 9990070159 «Расходы на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», типу средств ДД.ММ.ГГГГ «Субвенции на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». В соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, утвержденной ...ДД.ММ.ГГГГ..., субвенции на осуществление деятельности комиссий по делам несовершеннолетних предоставляются из областного бюджета на содержание ответственных секретарей и специалистов комиссий.
Согласно ст.38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Проверкой установлено, что вышеуказанные субвенции были доведены до администрации ... с указанием целевого назначения.
... в соответствии с п.1.3 Решения городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... «О территориальных органах мэрии ...» при исполнении бюджета является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств в соответствии с вышеназванными правовыми актами.
Пунктом 1 части 1 статьи 158 БК РФ регламентировано, что главный распорядитель бюджетных средств (далее - ГРБС) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ установлено, что при исполнении бюджетных полномочий ГРБС обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В нарушение указанных пунктов 1 и 10 части 1 ст.158 БК РФ, администрацией ..., как получателем бюджетных средств (далее - ПБС) не было обеспечено соблюдение целевого характера субвенций, выделенных из областного бюджета в 2020 на опеку, попечительство и деятельность комиссии по делам несовершеннолетних - и за счёт субвенций оплачено 45.000 рублей за услуги организации работы официального сайта администрации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Таким образом, в нарушение п.3 ч.1 ст.162 БК РФ администрацией ..., как ПБС, были произведены кассовые расходы с нарушением целевого назначения бюджетных ассигнований: в 2020 оплачены услуги по сопровождению и техническому обслуживанию официального сайта администрации ... и услуги по обновлению системы администрирования официального сайта администрации ... в общей сумме 45.000 рублей за счёт субвенций из бюджета ..., предоставленных администрации ... на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормативными правовыми актами, регламентировавшими предоставление указанных субвенций, расходы на организацию работы официального сайта не предусмотрены.
В силу ст.306.4 БК РФ оплата организации работы официального сайта за счет субвенций с целевым назначением «опека и попечительство» и «комиссия по делам несовершеннолетних» является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку не соответствует правовым актам, являющимися основаниями для предоставления указанных средств.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ являются общественные отношения в бюджетной сфере. Объективную сторону указанного административного правонарушения образует невыполнение должностным лицом п.3 ч.1 ст.162 БК РФ, повлекшее нецелевое использование бюджетных средств.
В силу ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. И любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ФИО1 являлась начальником отдела бухгалтерского учёта - главным бухгалтером администрации ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно Приказов Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ...-к и от ДД.ММ.ГГГГ...-к, соответственно. Указанная должность является должностью муниципальной службы. Согласно п.2.1.3.8 Должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учёта - главного бухгалтера администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ, именно на ФИО1 был возложен контроль за целевым использованием бюджетных денежных средств администрации района. Согласно пояснений лица, составившего протокол - аудитора контрольно-счётной палаты ...ФИО5 также следовало, что только ФИО1 являлась лицом, уполномоченным осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных денежных средств администрации района. Кроме того, и в соответствии с представленными суду материалами следовало, что правом подписи платёжных документов от имени местной администрации была наделена только её главный бухгалтер ФИО1 И помимо изложенного выше, суд принимает во внимание то обстоятельство, что факт наличия своей электронной подписи во всех вышеуказанных платёжных поручениях, датированных в период сентября 2020-декабря 2020, в ходе рассмотрения дела ФИО1, также не оспаривала.
Таким образом, должностное лицо администрации ... ФИО1, подписав все указанные выше платёжные поручения на оплату услуг по сопровождению и техническому обслуживанию официального сайта администрации ... и услуги по обновлению системы администрирования официального сайта администрации ... в общей сумме 45.000 рублей, за счёт субвенций из бюджета ..., предоставленных администрации ... на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ.
Тот факт, что заключены оба вышеуказанных муниципальных контракта за №...-ЕД2020, 64-ЕД2020 были Главой администрации ...ФИО6, при их согласовании с рядом лиц, в число которых ФИО1 не входила, на объективную сторону указанного правонарушения не влияют - поскольку эти сведения подтверждают и свидетельствуют только о соблюдении порядка заключения указанных контрактов, во исполнении которых затем производилось расходование бюджетных средств, а соответственно, данные сведения не указывают на отсутствие по делу в действиях ФИО1 состава указанного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП.
При этом, и факт устранения допущенных нарушений после их выявления, по смыслу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не устраняет виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении указанные платёжные поручения были оформлены в сентябре-декабре 2020, последние платежное поручение ... от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное правонарушение является длящимся и было выявлено по результатам контрольной проверки использования средств бюджета ... за 2018-2020 в администрации ..., которая была организована и проведена согласно п.16 Плана деятельности Контрольно-счётной палаты ... на 2021 и поручения председателя палаты от ДД.ММ.ГГГГ.... Акт по результатам контрольного мероприятия вынесен был ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено судьей не позднее одного года. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. И, таким образом, учитывая изложенное выше, сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу, не истекли.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, суд пришёл к выводу о том, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Учитывая, что указанное правонарушение было совершено в области финансов, и непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств бюджета, а совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства, а возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности, и противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности, а потому по делу отсутствуют основания для признания такого правонарушения малозначительным.
При назначении наказания судом учитываются характер совершённого административного правонарушения, сведения о личности виновного лица, согласно которым ранее к ответственности ФИО1 не привлекалась, её имущественное положение, а также наличие по делу смягчающих ответственность обстоятельств - признание вины и раскаяние, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, а потому суд полагает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа.
Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №515-ФЗ; и от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ).
А потому, учитывая изложенное выше, по настоящему делу положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ применены быть не могут, поскольку предусмотренный санкцией ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица размер административного штрафа составляет не выше пятидесяти тысяч рублей, и таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, оснований по делу для снижения размера административного штрафа, и применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, не имеется.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде штрафа на предупреждение, по материалам дела не установлено, в том числе поскольку судом не установлено совокупности всех оснований, которые перечислены в ст.4.1.1 КоАП РФ, которые должны рассматриваться во взаимосвязи с положениями ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. И также суд учитывает и тот факт, что положения вышеназванных норм права, согласно которым применение положений ст.4.1.1 КоАП РФ законодателем - допускается, однако обязанностью суда или иного органа, уполномоченного выносить постановление о привлечении лица к административной ответственности, это не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.15.14, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ..., признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 (двадцать тысяч) рублей в доход государства.
В соответствии с положениями ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по ... (КСП ...);
ИНН <***>, КПП получателя - 540601001, казначейский счет (КС) 03..., единый казначейский счёт (ЕКС) 40... в СИБИРСКОЕ ГУ Банка России// УФК по ..., БИК 015004950, лицевой счёт администратора доходов бюджета 04513D04270; код бюджетной классификации 820 116 01157010000140, ОКАТО 50701000; УИН - 0.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента получения постановления через Дзержинский районный суд ....
Судья (...
...