Дело № 5-2/2024
УИД 22RS0004-01-2023-000939-27
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Благовещенка 09 февраля 2024 года
Судья Благовещенского районного суда Алтайского края Латкин Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Благовещенского межрайонного прокурора от 18.12.2023 в отношении главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.38 КоАП РФ.
Как следует из указанного постановления, 02.11.2023 в период времени с 08 час.00 мин. по 17 час.00 мин. в администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края по адресу: <...>, глава администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, воспрепятствовал организации митинга, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: 23.10.2023 Потерпевший №1 в администрацию Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края подано уведомление о проведении митинга 04.11.2023 с 11 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, целью которого являлось выражения мнения жителей с.Леньки по поводу закрытия МБОУ «Леньковская СОШ №2», а также проблемы здравоохранения в с. Леньки, с количеством участников до 500 человек, местом проведения митинга определена территория, прилегающая к дому культуры с. Леньки, расположенного по адресу ул. Маяковского, 75.
25.10.2023 главой администрации Леньковского сельсовета ФИО1 согласовано вышеуказанное мероприятие, о чем Потерпевший №1 направлено соответствующее уведомление.
02.11.2023 главой администрации Леньковского сельсовета ФИО1 организатору митинга Потерпевший №1 направлен отказ в его проведении, а именно отзыв согласия на проведение публичного мероприятия в форме митинга, в связи с изменением цели публичного мероприятия. Таким образом, глава администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.5.38 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, глава администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1 вину в совершении административного правонарушении не признал, пояснил, что 23.10.2023 в Администрацию Леньковского сельсовета от Потерпевший №1 поступило Уведомление о проведении 04 ноября 2023 года митинга по адресу: <...>. 25.10.2023 Администрацией Леньковского сельсовета было согласовано проведение митинга. В последствии в социальных сетях появляются объявления, что Благовещенский районный комитет КПРФ проводит митинг «Защитим село», тем самым Потерпевший №1 изменил цель публичного мероприятия, мероприятие стало политизированным, а ему это в селе не надо, в связи с чем, было отозвано ранее согласованное мероприятие в соответствии с требования законодательства. Каких-либо уведомлений об изменении цели мероприятия от Потерпевший №1 не поступало.
Защитник Чепелева И.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании пояснила, что оснований для привлечения главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1 к административной ответственности не имеется, поскольку он действовал в рамках предоставленных ему полномочий, отказ был законный, умысла воспрепятствовать проведению публичного мероприятия у него не было.
Помощник Благовещенского межрайонного прокурора Власов И.Л. в судебном заседании поддержал доводы постановления, настаивая на привлечении главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, к административной ответственности по ст.5.38 КоАП РФ.
Потерпевший Потерпевший №1 в судебном заседании пояснил, что направлял 23.10.2023 уведомление в адрес главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, через день получил согласование. 03.11.2023 получил уведомление об отзыве согласия на проведение митинга. Пояснил, что на своей странице в «Одноклассниках». разместил сведения о митинге, в иных социальных сетях информацию он не размещал, а доверенное лицо должно было разместить аналогичную информацию в социальных сетях. Митинг не состоялся, пришло человек 30, он им объяснил, что согласование было отозвано.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд, находит вину главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, установленной и доказанной.
В соответствии со ст.5.38 КоАП РФ, воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, законодателем предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование мероприятию, проводимому в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации установленного высшим законом Российской Федерации права направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ), согласно статье 2 которого целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Нормами указанного Федерального закона №54-ФЗ установлены порядок организации и проведения публичных мероприятий, в том числе порядок уведомления о проведении публичного мероприятия и его согласования.
Так, в соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Одной из процедур, согласно ч.1 ст.7 Федерального закона №54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п.7 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ).
На основании частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется и соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 23.10.2023 Потерпевший №1 в администрацию Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края подано уведомление о проведении митинга 04.11.2023 с 11 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, (со звукоусиливающей аппаратурой), целью которого являлось выражения мнения жителей села Леньки по поводу закрытия МБОУ «Леньковская СОШ №2», а также проблемы здравоохранения в с. Леньки, с количеством участников митинга до 500 человек, местом проведения митинга определена территория, прилегающая к дому культуры Железнодорожников в с. Леньки, расположенного по адресу ул. Маяковского, 75.
Организатором митинга являлся потерпевший Потерпевший №1, уполномоченный выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия – ФИО2
В данном уведомлении указано, что планируется использование звукоусиливающей аппаратуры, ответственность за обеспечение общественного порядка (при помощи дежурных из числа участковых), организацию медицинской помощи (вызов бригады скорой медицинской помощи) и санитарное обслуживание, организатор публичного мероприятия берет на себя. Также в уведомлении указаны телефон, адрес места жительства организатора и уполномоченного проведения публичного мероприятия.
25.10.2023 (исх.739) главой администрации Леньковского сельсовета ФИО1 в адрес Потерпевший №1, направлено сообщение о согласовании проведения митинга ФИО2, с указанием даты, время и места проведения митинга, а так же указана цель и количество участников митинга, согласно уведомлению.
02.11.2023 (исх.775) главой администрации Леньковского сельсовета ФИО1 составлено письмо-уведомление на отзыв согласия на проведение публичного мероприятия в форме митинга, в связи с измерением организатором митинга Потерпевший №1, цели публичного мероприятия, а именно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способом обеспечивающем доступ неопределенного круга лиц к информации, в группах «КПРФ Алтайский край», КПРФ «Алтай official», «КПРФ Алтайский край Барнаул. Бийск. Рубцовск» информирует население о том, что Благовещенский районный комитет КПРФ проводит митинг в защиту села, с указанием даты, время и места проведения митинга. Данное уведомление Потерпевший №1 получено 03.11.2023 г. в 14 час. 08 мин.
Вместе с тем, Потерпевший №1 действуя как физическое лицо, в одностороннем порядке не изменял цели, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а доказательств причастности Потерпевший №1 к размещению в социальных сетях информации о проведении КПРФ митинга 04.11.2023 с 11 часов 00 минут по 13 часов 00 минут к территории, прилегающая к дому культуры Железнодорожников в с. Леньки, расположенной по адресу ул. Маяковского, 75, не имеется.
Исходя из пунктов 1, 2 ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 №484-О-П, использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такие понятия, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Кроме того, в постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность проведения публичного мероприятия (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.
Как следует из положений ч.5 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ в случае, если организатором публичного мероприятия с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия и до начала проведения публичного мероприятия публично (в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иными способами, обеспечивающими доступ неопределенного круга лиц к информации) распространяется информация об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а также не выполняется обязанность, предусмотренная пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отозвать согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 названной статьи, направленные организатору публичного мероприятия.
Согласно п.2.1 ч.4 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ, организатор публичного мероприятия обязан в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.
Таким образом, глава Администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1 не был лишен возможности, при наличии у него оснований предполагать об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, предложить Потерпевший №1 устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", нарушения законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях влекут предусмотренную законом ответственность, в том числе административную ответственность, налагаемую в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Таким образом, принимая во внимание, что ранее главой администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края было согласовано проведение публичного мероприятия с 11 час. до 13 час. 04 ноября 2023 г. на прилегающей к дому культуры Железнодорожников расположенному по адресу: <...>, а глава администрации Леньковского сельсовета ФИО1 не вправе в дальнейшем отозвать свое согласие и отказать в согласовании проведения публичного мероприятия, заявленного Потерпевший №1, по указанным в отзыве причинам, поскольку доказательств нарушения организатором публичного мероприятия нор законодательство о проведении публичных мероприятий не представлено. В ответе главы Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края отсутствуют объективные и законные основания отказа в проведении публичного мероприятия, чем должностное лицо - воспрепятствовал организации митинга, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, прихожу к выводу, что своими действиями глава администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, 02 ноября 2023 года заведомо незаконно отказал в проведении публичного мероприятия его организатору Потерпевший №1, чем воспрепятствовала организации и проведению публичного мероприятия, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации
Вина главы администрации Леньковского сельсовета ФИО1, в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.12.2023, в котором указаны обстоятельства совершенного ФИО1, правонарушения; заявлением Потерпевший №1 от 28.11.2023 о проведении проверки законности действия администрации Леньковского сельсовета по отзыву согласования митинга 04.11.2023; уведомлением Потерпевший №1, в адрес главы администрации Леньковского сельсовета ФИО1 о проведении митинга от 23.10.2023; ответом главы администрации Леньковского сельсовета ФИО1 на уведомление от 25.10.2023; уведомлением об отзыве согласия на проведение публичного мероприятия от 02.11.2023; ответом главы администрации Леньковского сельсовета ФИО1 на запрос Благовещенского межрайонного прокурора; информационным письмом главы администрации Леньковского сельсовета ФИО1 в адрес МО МВД России «Благовещенский» и администрации Благовещенского района о планируемом проведении митинга от 25.10.2023, 27.10.2023; решением №10 от 04.07.2019 об избрании ФИО1, главой Леньковского сельсовета Благовещенского района; Уставом МО Леньковский сельсовет Благовещенского района;
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица – главы администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, события административного правонарушения, предусмотренного ст.5.38 КоАП РФ КоАП РФ, и доказанности ее вины.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом требований, не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность должностного лица ФИО1, по делу не установлено.
Санкцией ст. 5.38 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 30000 до 50000 рублей.
Учитывая, что ранее ФИО1, к административной ответственности не привлекался, обстоятельства дела, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также с учетом соответствия наказания целям восстановления социальной справедливости и его соразмерность, прихожу к выводу о целесообразности назначения должностному лицу - главе администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.5.38 КоАП РФ, что будет способствовать принципу справедливости и соразмерности наказания.
Руководствуясь ст.5.38, ст.ст.23.1, 26.11, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать главу администрации Леньковского сельсовета Благовещенского района Алтайского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт гражданина РФ №), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ БАНКА РОССИИ/УФК по Алтайскому краю г.Барнаул
Наименование получателя: УФК ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ (ГУФССП РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ Л/С <***>)
Корреспондентский счет банка получателя: 40102810045370000009
КБК: 32211601051019000140
БИК: 010173001
ИНН <***>
КПП 222501001
КБК 32211601051019000140
ОКТМО 01701000,
УИН: 32222000240000627118
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня истечения срока рассрочки или срока отсрочки, предусмотренных статьёй 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, путем внесения или перечисления суммы штрафа в банк или иную кредитную организацию.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в Благовещенский районный суд Алтайского края.
Неуплата назначенного штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Д.Г. Латкин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>