ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3-10/2022 от 13.10.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 5-3-10/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

п. Молоково 13 октября 2022 года

Судья Бежецкого межрайонного суда Тверской области Шишова Е.А.

с участием должностного лица, составившего протокол об административным правонарушении - представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям Вихляевой А.А.

рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» ИНН 6950125680, ОГРН 1106952030503, дата регистрации 24.11.2010, адрес регистрации: 170034, Тверская область, г.Тверь, пр. Чайковского, д.1, к.2,

у с т а н о в и л:

Определением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям возбуждено административное производство от 19 мая 2022 г. в отношении ООО "Полигон», по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, а так же о проведении административного расследования.

В протоколе об административном правонарушении №06-20/136 от 05.07.2022 указано, что 04.04.2022 в 11:30 на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале с южной стороны земельного участка с кадастровым номером , расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, (вид с/х угодий - пашня, пастбище) выявлено механическое загрязнение (свалка). Куча, состоящая из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 100% от общего объема. Общая площадь загрязнения составляет 0,0135 га, плотность свободная, мощность плодородного слоя 0,1м., (географические координаты 58.15176 36.87587).

В ходе проведения внепланового рейдового осмотра был произведен отбор точечных проб и формирование 2 объединенных почвенных проб на содержание следующих показателей: гранулометрический состав, кадмий, нефтепродукты, цинк, медь, свинец, бенз(а)пирен. Согласно заключению экспертной комиссии в области агрохимии и плодородия почв от 18.05.2022, по результатам лабораторных исследований взятых 04.04.2022 с данного участка проб почвы, установлено превышение содержания установленных нормативов ПДК, по следующим показателям: кадмий в 1,5 раза, цинк в 1,7 раза, медь в 1,7 раза, свинец в также нефтепродуктов более чем в 3 раза по сравнению с содержанием в фоновом образце.

Земельный участок в кадастровом квартале с южной стороны земельного участка с кадастровым номером , расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области не имеющий определенного кадастрового номера относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашня, пастбище, граничит с участок являющимся объектом размещения отходов.

Данный объект размещения отходов обслуживает и эксплуатирует МУП «Молоковские тепловые сети» согласно договору на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов №MJI3/2021 от 08.07.2021 заключенного между ООО «Полигон» и МУП «Молоковские тепловые сети».

В соответствии с п. 2.1.12 указанного договора Исполнитель обязан обеспечить приём исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещённых отходов на соседние участки.

Согласно п.2.4.1 Заказчик в лице ООО «Полигон» обязан в любое время проверять соответствие качества оказываемых Исполнителем услуг, установленных настоящим договором и другими обязательными для Исполнителя требованиями. Если в результате такой проверки станет очевидным, что услуги не оказаны надлежащим образом и (или) в надлежащие сроки, Заказчик вправе направить Исполнителю требование об устранении недостатков указанием срока для их устранения.

В ходе проведения внепланового рейдового осмотра в отношении ООО «Полигон» на земельном участке сельскохозяйственного назначения расположенном в кадастровом квартале с южной стороны земельного участка с кадастровым номером сельскохозяйственного назначения, установлены нарушения требований земельного законодательства РФ, выразившиеся в порче плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем, в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Определением судьи Центрального районного суда г.Твери от 09.09.2022 указанное дело направлено по подведомственности в Бежецкий межрайонный суд Тверской области по месту совершения правонарушения, установив отсутствие фактического проведения административного расследования.

Представитель ООО «Полигон» в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью присутствия их представителя и ввиду временной нетрудоспособности руководителя юридического отдела. Судья полагает необходимым рассмотреть дело без участия представителя ООО «Полигон», признав причину неявки представителя указанную в ходатайстве не уважительной, так как лицо, в отношении которого вынесен протокол об административном правонарушении, является юридическим лицом, и руководитель которого не лишен права направить в суд любого иного представителя, кроме находящегося на больничном руководителя юридического отдела.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям Вихляева А.А. в судебном заседании поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении, пояснила что ООО «Полигон» как хозяйствующий субъект, которому передан земельный участок под свалку в аренду, должен контролировать деятельность организации МУП «Молоковские тепловые сети» которое обслуживает и эксплуатирует данный объект размещения отходов по договору. При тех обстоятельствах что установлено загрязнение участка прилегающего к свалке, ООО «Полигон» должен нести ответственность за то, что не проконтролировал загрязнение участка учреждением. МУП «Молоковские тепловые сети» привлекалось по ст. 7.1 КоАП РФ органами Росреестра, но производство было прекращено в связи с признанием правонарушения малозначительным. В настоящее время выявленные нарушения устранены, путем очистки мусора и восстановления плодородного слоя почвы, о чем предоставлены исследования проб почвы на земельном участке.

Суд, выслушав должностное лицо, составившего протокол, изучив представленные материала административного производства, письменные возражения ООО «Полигон» (л.д.142-144) считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В результате данных действий в почве происходят негативные изменения, меняется ее химический, биологический состав, иногда вплоть до состояния непригодности для использования в сельском, лесном хозяйстве. Состав правонарушений, закрепленных в ст. 8.6 КоАП РФ, по конструкции являются формальными. Правонарушение считается оконченным в момент совершения противоправных действий.

Понятие отходы производства и потребления определено в абзаце 1 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производств, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отхода производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия и окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасны отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» - отходы из жилищ не-сортированные (исключая крупногабаритные) (7 31 110 01 72 4) относятся к 4 классу опасности.

Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользование разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрохимическое состояние почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.

Согласно ГОСТу Р 59055-2020 охрана земель: деятельность органов государственно власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно п. 6.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарт России от 28.12.2001 № 607-ст) засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий является механическим загрязнением.

В силу положений ч. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ загрязнение является одним и видов порчи земли.

В соответствии со ст. 51 Федерального законом № 7 от 10.01.2002 г «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ).

Тем самым из норм указанного законодательства следует, что объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ которое инкриминируется по протоколу ООО «Полигон», должна выражаться в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, как следует из материалов дела произошло механическое загрязнение земель путем размещения отходов, а именно выразившаяся в действиях по образованию порчи земли в процессе производств, выполнения работ, оказания услуг.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, 04.04.2022 в 11:30, на основании решения руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям от 18.03.2022, с предварительным уведомлением МУП «Молоковские тепловые сети», проведена проверка в отношении ООО «Полигон» в ходе которой на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале с южной стороны земельного участка с кадастровым номером , расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, (вид с/х угодий - пашня, пастбище) выявлено механическое загрязнение (свалка), куча, состоящая из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 100% от общего объема, общей площадью 0,0135 га, плотность свободная, мощность плодородного слоя 0,1м., (географические координаты 58.15176 36.87587).

В тот же день в ходе проверки, взяты пробы почвы с вышеуказанного земельного участка. Из протоколов испытаний N 5-69(69)-ГР7-2022,N 6-69(69)-ГР7-2022 от 25.04.2022, в представленных образцах ( пробах) установлено превышение содержания нормативов ПДК, по следующим показателям: кадмий в 1,5 раза, цинк в 1,7 раза, медь в 1,7 раза, свинец а также нефтепродуктов более чем в 3 раза по сравнению с содержанием в фоновом образце.

Объект размещения отходов обслуживает и эксплуатирует МУП «Молоковские тепловые сети» согласно договору на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов №MJI3/2021 от 08.07.2021 заключенному между ООО «Полигон» -Заказчик и МУП «Молоковские тепловые сети» - Исполнитель.

В соответствии с п. 2.1.12 указанного договора Исполнитель обязан обеспечить приём исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещённых отходов на соседние участки.

Из п. 2.4.1 Договора следует, что Заказчик в лице ООО «Полигон» имеет право в любое время проверять соответствие качества оказываемых Исполнителем услуг, установленных настоящим договором и другими обязательными для Исполнителя требованиями. Если в результате такой проверки станет очевидным, что услуги не оказаны надлежащим образом и (или) в надлежащие сроки, Заказчик вправе направить Исполнителю требование об устранении недостатков указанием срока для их устранения.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максатихинском, Молоковском, Сандовском, Сонковском районах по использованию и охране земель – заместителя начальника Бежецкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области Садиковой О.В. от 18.01.2022 прекращено производства по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Молоковские тепловые сети» по ст. 7.1 КоАП РФ, правонарушение признано малозначительным, административный орган ограничился устным замечанием в отношении МУП. При рассмотрении дела должностным лицом было установлено, что состав правонарушения образуют действия (бездействие) МУП «Молоковские тепловые сети» допустившего размещение отходов за пределами границ земельного участка с кадастровым номером отведенного для размещения полигона по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов на площади 135 кв.м. на части земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале . Принадлежащий ООО «Полигон» на праве аренды земельный участок с кадастровым номером используется для размещения полигона по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов.

Постановлением Бежецкого межрайонного суда Терской области (постоянное судебное присутствие в пгт.Молоково) от 08.08.2022 (вступило в законную силу 23.08.2022) МУП «Молоковские тепловые сети» признано виновным по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно в том, что 04.04.2022 в 11:30 на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале с южной стороны земельного участка с кадастровым номером , расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, (вид с/х угодий - пашня, пастбище) выявлено механическое загрязнение (свалка). Куча, состоящая из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 100% от общего объема. Общая площадь загрязнения составляет 0,0135 га, плотность свободная, мощность плодородного слоя 0,1м., (географические координаты 58.15176 36.87587). Согласно заключению экспертной комиссии в области агрохимии и плодородия почв от 18.05.2022, по результатам лабораторных исследований взятых 04.04.2022 с данного участка проб почвы, установлено превышение содержания установленных нормативов ПДК, по следующим показателям: кадмий в 1,5 раза, цинк в 1,7 раза, медь в 1,7 раза, свинец в также нефтепродуктов более чем в 3 раза по сравнению с содержанием в фоновом образце. Данный участок размещения отходов обслуживает и эксплуатирует МУП «Молоковские тепловые сети» по договору об оказании услуг от 08.07.2021 между ООО «Полигон».

На основании изложенного, установлено что порча части земельного участка площадью 135 кв.м указанного в протоколе произошла от деятельности МУП «Молоковские тепловые сети» в виде действий по размещению отходов потребления за пределами земельного участка с кадастровым номером , за что учреждение привлечено к административной ответственности.

Исходя из условий договора об оказании услуг №МЛ3/2021 от 08.07.2021 именно Исполнитель – МУП «Молоковские тепловые сети» обязано обеспечить приём исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещённых отходов на соседние участки. (п.2.1.12). А Заказчик – ООО «Полигон» имеет право (а не обязан, как указано в протоколе об административном правонарушении) проверять соответствие качества оказываемых Исполнителем услуг. (п.2.4.1).

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит в выводу об отсутствии в действиях ООО «Полигон» состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.6 УК РФ, поскольку оно не является субъектом вменного правонарушения, а к порче земли привели фактические действия МУП «Молоковские тепловые сети», которое уже привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение. Доказательств объективно и достоверно свидетельствующих о том, что порчу земель допустило ООО «Полигон» и именно эта организация фактически осуществляла какую-либо деятельность на спорном участке, суду не представлено. В протоколе об административном правонарушении не указано в чем конкретно выразились нарушения, допущенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, каков конкретно способ порчи земель именно ООО «Полигон».

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращении. При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. ст.29.9, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в п.Молоково Бежецкого межрайонного суда Тверской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.А.Шишова

1версия для печатиДело № 5-3-10/2022 (Постановления)