ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3-8/2022 от 08.08.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 5-3-8/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

п. Молоково 08 августа 2022 года

Федеральный судья Бежецкого межрайонного суда Тверской области Глебов С.А.

с участием должностного лица, составившего протокол

об административным правонарушении представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям Вихляевой А.А.

представителя юридического лица МУП «Молоковские тепловые сети», привлекаемого

к административной ответственности Бургард А.А.

Рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении

Муниципального унитарного предприятия «Молоковские тепловые сети» (далее – МУП «Молоковские тепловые сети» ИНН 6933002470, ОГРН 1186952003919, дата регистрации 21.03.2018 Адрес регистрации: 171680, Тверская область, пгт. Молоково, ул. 50 лет Победы

У С Т А Н О В И Л:

В ходе административного расследования, было установлено следующее.

04.04.2022 в 11:30 на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 69:21:0000014 с южной стороны земельного участка с кадастровым номером 69:21:0000014:171, расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, (вид с/х угодий - пашня, пастбище) выявлено механическое загрязнение (свалка). Куча, состоящая из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 100% от общего объема. Общая площадь загрязнения составляет 0,0135 га, плотность свободная, мощность плодородного слоя 0,1м., (географические координаты 58.15176 36.87587).

Согласно заключению экспертной комиссии в области агрохимии и плодородия почв от 18.05.2022, по результатам лабораторных исследований взятых 04.04.2022 с данного участка проб почвы, установлено превышение содержания установленных нормативов ПДК, по следующим показателям: кадмий в 1,5 раза, цинк в 1,7 раза, медь в 1,7 раза, свинец в также нефтепродуктов более чем в 3 раза по сравнению с содержанием в фоновом образце.

Земельный участок в кадастровом квартале 69:21:0000014 не имеющий определенного кадастрового номера согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашня, пастбище, с южной стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером 69:21:0000014:171, расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, являющимся объектом размещения отходов.

Данный объект размещения отходов обслуживает и эксплуатирует МУП «Молоковские тепловые сети» согласно договору на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов №MJI3/2021 от 08.07.2021 заключенного между ООО «Полигон» и МУП «Молоковские тепловые сети».

В соответствии с п. 2.1.12 указанного договора Исполнитель обязан обеспечить приём исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещённых отходов на соседние участки.

Таким образом, в ходе проведения внепланового рейдового осмотра в отношении МУП «Молоковские тепловые сети» на земельном участке сельскохозяйственного назначения расположенном в кадастровом квартале 69:21:0000014 с южной стороны земельного участка с кадастровым номером 69:21:0000014:171 сельскохозяйственного назначения, установлены нарушения требований земельного законодательства РФ, выразившиеся в порче плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем, в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Представитель МУП «Молоковские тепловые сети» Бургард А.А. в судебном заседании вину в совершении инкриминируемого правонарушения не оспаривал, пояснив, что действительно Росреестром было выявлено нарушение земельного законодательства на площади 135 к.м., о чем узнал Россельхознадзор, который провел проверку, взял пробы и было установлено загрязнение земли, в чем они даже не сомневались.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям Вихляева А.А. в судебном заседании пояснила, что данная проверки проведена по требованию природоохранного прокурора, в ходе которой выявлены нарушения, указанные в протоколе, в связи с чем Постановление от 10.03.2022 № 336, на неё не распространяется.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проанализировав все имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Понятие отходы производства и потребления определено в абзаце 1 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производств, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отхода производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия и окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасны отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» - отходы из жилищ не-сортированные (исключая крупногабаритные) (7 31 110 01 72 4) относятся к 4 классу опасности.

Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользование разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрохимическое состояние почв, приводящих к потере при-родно-хозяйственной значимости земель.

Согласно ГОСТу Р 59055-2020 охрана земель: деятельность органов государственно власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная н сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно п. 6.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарт России от 28.12.2001 № 607-ст) засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий является механическим загрязнением.

В силу положений ч. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ загрязнение является одним и видов порчи земли.

В соответствии со ст. 51 Федерального законом № 7 от 10.01.2002 г «Об охран окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, 04.04.2022 в 11:30, на основании решения руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям от 18.03.2022, с предварительным уведомлением МУП «Молоковские тепловые сети», проведена проверка в отношении ООО «Полигон» в ходе которой на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 69:21:0000014 с южной стороны земельного участка с кадастровым номером 69:21:0000014:171, расположенном в районе д. Бабино Молоковского района Тверской области, (вид с/х угодий - пашня, пастбище) выявлено механическое загрязнение (свалка), куча, состоящая из отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), вид отходов: смешанные квартирные отходы - 100% от общего объема, общей площадью 0,0135 га, плотность свободная, мощность плодородного слоя 0,1м., (географические координаты 58.15176 36.87587).

В тот же день в ходе проверки, взяты пробы почвы с вышеуказанного земельного участка (л.д.31-34).

Согласно полученным в ходе проверки документам объект размещения отходов обслуживает и эксплуатирует МУП «Молоковские тепловые сети» согласно договору на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов №MJI3/2021 от 08.07.2021 заключенному между ООО «Полигон» и МУП «Молоковские тепловые сети» (л.д.38-46).

В соответствии с п. 2.1.12 указанного договора Исполнитель обязан обеспечить приём исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещённых отходов на соседние участки.

Как следует из протоколов испытаний N 5-69(69)-ГР7-2022,N 6-69(69)-ГР7-2022 от 25.04.2022 (л.д. 47-50), в представленных образцах ( пробах) установлено превышение содержания нормативов ПДК, по следующим показателям: кадмий в 1,5 раза, цинк в 1,7 раза, медь в 1,7 раза, свинец а также нефтепродуктов более чем в 3 раза по сравнению с содержанием в фоновом образце.

Факт совершения МУП указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:

протоколом об административном правонарушении (л.д.87-89);

требованием о проведении контрольного мероприятия (л.д.4-15);

решением о проведении внепланового рейдового осмотра от 17.03.2022 (л.д.16-17); уведомлением о начале проведения рейдового осмотра (л.д.19-24), протоколом осмотра от 04.04.2022 (л.д.26-30); протоколом отбора проб N 06-20,2 (л.д.31-34); договором № МЛ3,2021 заключенным ООО «Полигон» с МУП «Молоковсие тепловые сети» по объекту размещения отходов (л.д.38-46) протоколами испытаний и иными материалами дела, которые соответствуют требованиям допустимости, достоверности, достаточности.

Проверка МУП «Молоковские тепловые сети», проведена по требованию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 09.03.2022, то есть с соблюдением требований п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", согласно которого в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Компетентность и независимость экспертной организации, проводившей исследование образцов почвы не вызывает у суда сомнений. В протоколе результатов анализа проб указаны нормативные документы, на основании которых эти исследования произведены и методы исследований.

Доказательств, объективно и достоверно свидетельствующих о том, что специалисты ФГБУ «Тверская МВЛ» каким-либо образом заинтересованы в искажении данных, полученных по результатам исследования отобранных проб почвы, в материалах дела отсутствуют и при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

МУП «Молоковские тепловые сети», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем суд полагает их вину в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует Предприятия по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, как порчу земель в результате нарушения правил обращения иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В силу ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим ответственность, является признание вины, принятие мер к устранению последствий совершенного правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Достижение целей административного наказания сможет обеспечить назначение МУП «Молоковские тепловые сети» наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ

Срок давности привлечения общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год. Таким образом, на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Молоковские тепловые сети» ИНН 6933002470, ОГРН 1186952003919, дата регистрации 21.03.2018, адрес регистрации: 171680, Тверская область, пгт. Молоково, ул. 50 лет Победы, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, направить в ПСП п.Молоково Бежецкого межрайонного суда Тверской области. При отсутствии документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, а по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в п.Молоково Бежецкого межрайонного суда Тверской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа

УФК по Тверской области (Управление Россельхознадзор по Тверской и Ярославской областям), ИНН 6950076658, КПП 695001001, ОТДЕЛЕНИЕ Тверь БАНКА РОССИИ//УФК по Тверской области г. Тверь, БИК банка 012809106, единый казначейский счет 40102810545370000029, казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений 03100643000000013600, ОКТМО 28701000, КБК 08111601081010006140.

Федеральный судья С.А. Глебов

Дело № 5-3-8/2022