Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
ул. Максима Горького, д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело № 5-300/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е п о д е л у о б а д м и н и с т р а т и в н о м п р а в о н а р у ш е н и и 30 сентября 2014г.
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Чистова О.В.
При секретаре Стариковой О.А.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Северный ветер»
у с т а н о в и л:
24.06.2014г. определением государственного инспектора отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) в сфере транспорта ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Северный ветер» с назначением административного расследования, по результату которого был составлен протокол ЗС № 02.2014-214.4 об административном правонарушении.
В судебное заседание представитель ООО «Северный ветер» не явился, юридическое лицо зарегистрировано с 03.03.2008г. извещалось судом по месту регистрации, телеграмма не доставлена т.к. по данному адресу такого учреждения нет (л.д.46), в связи с этим судья приходит к выводу об уклонении лица от явки в суд и считает юридическое лицо извещенным надлежащим образом.
Административный орган УГАН НОТБ СФО Ространснадзор в лице представителей: ФИО2 действующий на основании доверенности №9 от 01.01.20134г. сроком до 31.12.2014г., ФИО3 действующей на основании доверенности №33 от 05.03.2014г. сроком до 31.12.2014г. просили привлечь ООО «Северный ветер» к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки воздушным транспортом пассажиров) регулирован Положением "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" утвержденного Постановлением Правительства РФ № 457 от 05.05.2012 г. утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от05.05.2012 №457 (далее – Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров), установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учётом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемым лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
Согласно п. 8 раздела II Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой авиации. Процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от 04.02.2003 № 11:
- заявитель (эксплуатант) для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования , но не менее: трех, с количеством пассажирских мест до 55; восьми, с количеством пассажирских мест 55 и более;
- заявитель (эксплуатант) для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров и планируемой программы полетов на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования, но не менее трех.
Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.
В качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендованные по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контракту.
Пунктом«в» статьи4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров установлена необходимость соблюдения лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 ВК РФ.
В соответствии с частью1 статьи65 ВКРФ контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.
Согласно подпункту «б» пункта2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации).
Согласно Положению об УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, утверждённому Приказом Ространснадзора от02.06.2011г. №АК?469фс, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора является межрегиональным территориальным органом Ространснадзора по государственному контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации Российской Федерации.
Согласно ст.28 ВКРФ целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полётов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг .
Как видно из протокола об административном правонарушении нарушение выявлено в ходе проведения административного расследования, возбужденного на основании оперативной информации, полученной от дежурно-диспетчерского отдела УГАН НОТБ СФО Ространснадзора за 15.07.2014, о регулярности полетов в аэропортах Сибирского федерального округа.
В процессе мониторинга задержек авиарейсов эксплуатантов гражданской авиации на территории Сибирского федерального округа, проводимого УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, зафиксировано, что в нарушение расписания вылетов воздушных судов, допущена задержка на длительный срок в аэропорту Барнаул рейса№ 1897 ООО «Северный ветер» сообщением Барнаул - Анталия, который должен был вылететь по расписанию в 23:00 местного времени 13.07.2014, фактически вылетел 14.07.2014 в 12:33 местного времени, время задержки составило 13часов 33минуты, причина задержки – ППС, Ф02(устранение неисправности ВС), – согласно классификации, установленной Руководством по обеспечению и учёту регулярности полётов воздушных судов гражданской авиации СССР, утверждённым приказом МГА СССР от10.01.1990 №6.
Причиной задержки указанного рейса не была причина, связанная с невозможностью выполнения полётов по метеорологическим условиям, другой причиной, связанной с обеспечением безопасности полётов и/или авиационной безопасности, обстоятельствами непреодолимой силы.
Тем самым, ООО «Северный ветер» нарушило требования пунктов 6, 72, 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса РФ от28.06.2001 №82 (далее – ФАП?82), в соответствии с которыми:
-регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок (п.72 ФАП?82);
-перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна , изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полётов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п.76 ФАП?82).
В соответствии с пунктом«в» части4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, несоблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьями 102 ВК РФ, а именно – нарушение расписания движения воздушных судов , является нарушением лицензионных требований и условий.
Перевозка пассажиров указанного выше рейса, задержка которого составила длительное время, должна была быть обеспечена предоставлением резервного воздушного судна . Однако, ООО «Северный ветер» для выполнения договорных обязательств перед пассажирами резервное воздушное судно не предоставило. Тем самым, были нарушены требования Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров в части обеспечения достаточного количества воздушных судов (с учетом резервирования) и их использования для обеспечения регулярности полетов.
Таким образом, в нарушение ст.103 ВК РФ юридическое лицо ООО «Северный ветер» допустило осуществление предпринимательской деятельности в области воздушного транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью3 статьи14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно статье4 ВК РФ лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части3 статьи65 ВК РФ в случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если её получение является обязательным, к такому предприятию или индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.
в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г.
Статьей 4 Положения установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, в частности пункт «б» устанавливает наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
Также, пункт «в» указанной нормы определяет обязанность лицензиата соблюдать общие правила перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров должно соответствовать лицензионным требованиям и условиям, нарушение которых является административным проступком, предусмотренного вышеуказанной статьей и влечет административное наказание в виде штрафа.
В соответствии с протоколом ЗС № 02.2014-214.4 об административном правонарушении, составленного 24.07.2014г. государственным инспектором УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, юридическому лицу ООО «Северный ветер» вменяется совершение административного проступка, в связи с нарушением при осуществлении предпринимательской деятельности в области воздушного транспорта условий, предусмотренных лицензией.
Как следует из материала административного дела допущена задержка на длительный срок в аэропорту Барнаул рейса№ 1897 ООО «Северный ветер» сообщением Барнаул - Анталия, который должен был вылететь по расписанию в 23:00 местного времени 13.07.2014, фактически вылетел 14.07.2014 в 12:33 местного времени, время задержки составило 13часов 33минуты, причина задержки – ППС, Ф02(устранение неисправности ВС).
Таким образом, задержка вылета воздушного судна ООО «Северный ветер» вызвана причинами не связанными с невозможностью выполнения полетов по метеорологическими условиям, условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности либо с обстоятельствами непреодолимой силы, а связана исключительно с технической неисправностью воздушных судов.
Анализ всех представленных на рассмотрение суда доказательств приводит к достоверному выводу о совершении ООО «Северный ветер» инкриминируемого обществу правонарушения, а вину юридического лица доказанной полностью.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, в связи с чем, назначает наказание в минимальных пределах санкции части 3 статьи 14.1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
ООО «Северный ветер» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа (назначение платежа: административный штраф по делу) подлежит перечислению на расчетный счет
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.
Судья Чистова О.В.