Дело № 5-301/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Омск 03 ноября 2017 года
Судья Центрального районного суда г. Омска (г. Омск, ул. Тарская, 25) Тарабанов С.В., с участием защитника Фадиной О.Н. – Павловой Е.В., действующей на основании доверенности, представителя Управления Федерального казначейства по Омской области Зима Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении министра экономики Омской области Фадина О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола об административном правонарушении, Фадина О.Н., как должностное лицо – министр экономики Омской области обвиняется в том, что не выполнил в установленный срок предписание от 09.06.2017 г. руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области, а именно в срок до 04 сентября 2017 г. не приняла мер по возврату в доход федерального бюджета средств субсидии, неиспользованных в проверяемом периоде в рамках подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в сумме 3 164 181, 60 рублей.
Своими действиями (бездействием) Фадина О.Н., по мнению должностного лица, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный финансовый контроль.
Надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Фадина О.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствии, с участием защитника.
Защитник Фадиной О.Н. в судебном заседании её вину не признала, и пояснила, что министром экономики были приняты все меры для выполнения предписания. В целях соблюдения законодательства об использовании субсидий, 13 февраля 2017 г. Директору Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации было направлено письмо, о разъяснении использования образовавшихся на счетах организаций инфраструктуры (Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства и Агентство развития и инвестиций Омской области). 13 июня 2017 г. из Министерства экономического развития Российской Федерации был получены разъяснения, согласно которым министерством экономики Омской области в соответствии с Соглашением субсидия на поддержку малого и среднего бизнеса в полном объёме перечислена на счета организаций инфраструктуры для целевого использования. Указанные денежные средства в данном случае утратили статус средств соответствующего бюджета, и являются собственными целевыми средствами организаций инфраструктуры и расходуются в соответствии с утвержденной сметой.
В связи с указанными разъяснениями министерством экономики Омской области было принято решение об обжаловании предписания в судебном порядке, копия заявления в Арбитражный суд была направлена в Управление Федерального казначейства по Омской области и получена 17 августа 2017 г. Кроме того, 08 сентября 2017 г. Арбитражным судом Омской области действие обжалуемого предписания было приостановлено.
Таким образом, в действиях Фадиной О.Н. отсутствует как состав административного правонарушения, так и само событие правонарушения.
Представитель Управления Федерального казначейства по Омской области полагает, что в действиях Фадиной О.Н. имеется состав административного правонарушения. Как установлено актом выездной проверки министерства экономики Омской области от 15 мая 2017 г., по состоянию на 01.01.2017 г. общий остаток неиспользованных средств субсидии из федерального бюджета по мероприятиям «обеспечение деятельности Центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Омского регионального Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства», «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра», составил 3 164 181, 60 рубль.
Согласно п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее представлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Указанные в предписании неиспользованные средства в установленном порядке в бюджет возвращены не были.
Изучив дело об административном правонарушении, суд полагает, что в действиях (бездействии) министра экономики Омской области Фадиной О.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, необходимо исходить из принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Суд полагает, что Фадиной О.Н. были приняты все, зависящие от неё меры для выполнения предписания.
Министерство экономики Омской области располагало сведениями о размере средств субсидии, неиспользованных в проверяемом периоде в рамках подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
До проведения проверки Управлением Федерального казначейства по Омской области, 13 февраля 2017 г., Директору Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации было направлено письмо, о разъяснении использования образовавшихся на счетах организаций инфраструктуры (Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства и Агентство развития и инвестиций Омской области). 13 июня 2017 г. из Министерства экономического развития Российской Федерации был получены разъяснения, согласно которым министерством экономики Омской области в соответствии с Соглашением субсидия на поддержку малого и среднего бизнеса в полном объёме перечислена на счета организаций инфраструктуры для целевого использования. Указанные денежные средства в данном случае утратили статус средств соответствующего бюджета, и являются собственными целевыми средствами организаций инфраструктуры и расходуются в соответствии с утвержденной сметой.
В соответствии с п.п. 47, 48 приложения № 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г., именно Министерство экономического развития Российской Федерации принимает решение о подтверждении потребности в неиспользованной субсидии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В своём письме о разъяснении порядка использования остатков в 2017 г. министром экономики Омской области ставился вопрос именно по остаткам на счетах организаций инфраструктуры, и Министерство экономики Омской области было не вправе не учитывать поступившие из Министерства экономического развития РФ разъяснения.
Исходя из указанных разъяснений, предписание руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области было обжаловано в Арбитражный суд Омской области до истечения срока исполнения предписания.
Кроме того, определением Арбитражного суда Омской области 08 сентября 2017 г., были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия обжалуемого предписания.
Приостановление действия ненормативного правового акта предполагает запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
На момент составления протокола об административном правонарушении, как и на момент рассмотрения дела в суде, приостановление действия предписания не отменено.
По мнению суда в данной ситуации у контролирующего органа не было оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в части неисполнения предписания, действие которого приостановлено.
При этом министром экономики Омской области были приняты меры для обеспечения возможного возврата неиспользованных средств субсидии.
Таким образом, вина министра экономики Омской области Фадиной О.Н. в умышленном неисполнении предписания должностного лица, осуществляющего государственный финансовый контроль, не нашла своего подтверждения, в связи с чем в её действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении министра экономики Омской области Фадина О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г. Омска.
Судья С.В. Тарабанов