ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-301/19 от 31.05.2019 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-301/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 мая 2019 года г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,

при секретаре Минееве О.С.,

с участием законного представителя ООО «Пермстроймет+» ФИО20,

защитников по устному ходатайству Баранова Д.В., ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пермстроймет+», <данные изъяты> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. составленного главным государственным инспектором Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу ФИО13 в отношении ООО «Пермстроймет+» по ч.1 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации, по факту того, что на официальном сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> размещен акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>). Указанный памятник истории и культуры поставлен на государственную охрану распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> местного (областного) значения». Из указанного акта экспертизы, следует разработчиком научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», шифр комплекта: , является ООО «Пермстроймет+», держатель бессрочной лицензии на осуществление деятельности по охранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации лицензии № МКРФ от ДД.ММ.ГГГГ). В Акте экспертизы указан авторский коллектив: главный архитектор проекта ФИО2, главный инженер проекта ФИО12, архитектор-реставратор ФИО15, инженер-конструктор ФИО23, инженер-проектировщик ФИО14, архитектор ФИО17, историк ФИО3, инженер по обследованию зданий ФИО10, инженер по обследованию зданий ФИО22, инженер по обследованию зданий ФИО6 инженер-проектировщик ФИО19, инженер-проектировщик ФИО8, инженер-проектировщик ФИО7, инженер-проектировщик ФИО11, инженер-проектировщик ФИО18, инженер-проектировщик ФИО1, инженер-проектировщик ФИО24, инженер - проектировщик ФИО4, инженер- эколог ФИО5, инженер-проектировщик ФИО16 Разработка научно-проектной документации осуществлялась на основании государственного контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработка научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования объекта) от ДД.ММ.ГГГГ(<адрес>), срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Из Акта экспертизы следует, что: «Целью проекта реставрации является максимально возможное восстановление исторического облика памятника с учетом поздних наслоений, развивающих его объемно-пространственную композицию и исторически сложившуюся функцию, удаление современных дисгармонирующих конструктивных и архитектурных элементов, восстановление разрушенных наиболее существенных для стилистической дельности памятника частей и деталей здания». В акте о приемке выполненных работ в разделе «Проект» перечислены архитектурные и инструктивные решения проекта реставрации памятника. Таким образом, ООО «Пермстроймет+», разработав научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», выполнило работы по реставрации данного объекта. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре аттестованных специалистов, размещенном на официальном сайте Минкультуры России http://www. mkrf.ru/about/departments/departament_gosudarstvennoy_okhrany_kultumogo_naslediya/ictivities/attestation/reestr-attestovannykh-spetsialistov/, специалисты ООО «Пермстроймет+», входящие в состав авторского коллектива по разработке вышеуказанной научно-проектной документации, а именно: главный инженер проекта ФИО12, архитектор ФИО15, инженеры ФИО23, ФИО10, ФИО22, ФИО6, ФИО19, I ФИО8, ФИО7, ФИО11, ФИО18, ФИО1, ФИО24, ФИО4, ФИО16, не числятся. Таким образом, выполнение ООО «Пермстроймет+» научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», специалистами, не аттестованными в установленном порядке федеральным органом охраны объектов культурного наследия Министерством культуры Российской Федерации), является нарушением ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО20 с протоколом не согласился, вину в совершении правонарушения не признал, пояснив, что руководил разработкой проектной документации аттестованный специалист - главный архитектор проекта ФИО2, которая является руководителем проектного отдела и в подчинении у которой находятся все остальные сотрудники, включенные в авторский коллектив проекта. Не аттестованные специалисты осуществляли исключительно работы связанные с приспособлением культурного объекта к современному использованию, приспособлением инженерных систем и оборудования, также под руководством главного архитектора проекта.

Защитники Баранов Д.В. и ФИО9 в суде с протоколом также не согласились, просили прекратить производство по делу, так как вина должностного лица в совершении правонарушения не доказана, выводы о том, что проектная документация разработана не аттестованными специалистами не могли быть сделаны на основании акта историко-культурной экспертизы, так из него невозможно установить, кто какие разделы проекта разрабатывал. ООО «Пермстроймет+» имеет лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, обязательным условием для получения лицензии для реставрационных работ является наличие аттестованного специалиста. В организации 5 аттестованных проектировщиков. Основная часть работ по данному проекту связана с приспособлением культурного объекта к современному использованию, а для получения лицензии на эти виды работ, согласно Постановления Правительства РФ № 1262 от 17.10.2017г., аттестованные специалисты не требуются. Все инженеры, входящие в авторский состав, выполняли именно инженерные работы, не связанные с реставрацией объекта, по поручениям и под руководством главного архитектора проекта ФИО2, подписавшей каждый раздел проектной документации, которая прошла государственную историко-культурную экспертизу, утвержденную Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края. При этом каких-либо нарушений законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия установлено не было.

Представитель административного органа в суд, будучи извещенным, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судья, заслушав лиц участвующих в деле, специалиста ФИО21, изучив материалы дела, научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», шифр комплекта: , приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, предусмотрено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 43 указанного Федерального закона, реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

На основании п. 6 ст. 45 указанного Федерального закона, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В суде исследованными доказательствами установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Правление волостное», расположенный по адресу: <адрес>, находится под государственной охраной, на основании распоряжения губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного (областного) значения».

На основании государственного контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного-наследия (разработка научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования объекта) от ДД.ММ.ГГГГ., со сроком действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ., разработчиком научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», расположенное по адресу: <адрес>, шифр комплекта: является ООО «Пермстроймет+», держатель бессрочной лицензии на осуществление деятельности по охранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации лицензии № МКРФ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством культуры Российской Федерации).

Целью проекта реставрации является максимально возможное восстановление исторического облика памятника с учетом поздних наслоений, развивающих его объемно-пространственную композицию и исторически сложившуюся функцию, удаление современных дисгармонирующих конструктивных и архитектурных элементов, восстановление разрушенных наиболее существенных для стилистической дельности памятника частей и деталей здания.

Акт о приемке выполненных работ был подписан сторонами государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, исходя из понятия реставрации памятника, предусмотренного ст.43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», ООО «Пермстроймет+», разработав научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», осуществляло работы по реставрации данного объекта.

Авторский коллектив указанной научно-проектной документации включает в себя следующий состав: главный архитектор проекта ФИО2, главный инженер проекта ФИО12, архитектор-реставратор ФИО15, инженер-конструктор ФИО23, инженер-проектировщик ФИО14, архитектор ФИО17, историк ФИО3, инженер по обследованию зданий ФИО10, инженер по обследованию зданий ФИО22, инженер по обследованию зданий ФИО6C., инженер-проектировщик ФИО19, инженер-проектировщик ФИО8, инженер-проектировщик ФИО7, инженер-проектировщик ФИО11, инженер-проектировщик ФИО18, инженер-проектировщик ФИО1, инженер-проектировщик ФИО24, инженер - проектировщик ФИО4, инженер-эколог ФИО5, инженер-проектировщик ФИО16

Основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., послужили сведения, полученные из акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ., размещенного на официальном сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, о том что, главный инженер проекта ФИО12, архитектор ФИО15, инженеры ФИО23, ФИО10, ФИО22, ФИО6, ФИО19, ФИО8, ФИО7, ФИО11, ФИО18, ФИО1, ФИО24, ФИО4 и ФИО16, не значатся в Реестре аттестованных специалистов, что нарушает требования ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3.

При этом, как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается административным органом, которым по запросу суда не был представлен Реестр аттестованных специалистов, размещенный на официальном сайте Минкультуры России, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., специалисты ООО «Пермстроймет+»: главный архитектор проекта ФИО2, инженер-проектировщик ФИО14, архитектор ФИО17, историк ФИО3, инженер-эколог ФИО5, входящие в состав авторского коллектива по разработке вышеуказанной научно-проектной документации, состоят в Реестре аттестованных специалистов.

При этом, как следует из научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», шифр комплекта: 395/15, руководство его авторским коллективом при разработке каждого раздела, а также самостоятельная разработка разделов, связанных с реставрацией памятника (например: раздел 3 «Проект» подраздел 1 «Эскизный проект (архитектурные и конструктивные решения проекта)» книга 1 «Пояснительная записка с обоснованием проектных решений» и др.), осуществлялось аттестованным специалистом - главным архитектором проекта ФИО2

Аттестованным специалистом - историком ФИО3, в рассматриваемом проекте, в частности, разрабатывался раздел 2 книга 1 «историко-архивные и библиографические исследования».

Аттестованным инженером-проектировщиком ФИО14 также осуществлялась разработка практически каждого раздела и подраздела рассматриваемой научно-проектной документации.

Таким образом, как следует из материалов дела и научно-проектной документации, руководителем и ответственным исполнителем государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное», согласно приказа директора ООО «Пермстроймет+» от ДД.ММ.ГГГГ и в силу занимаемой в организации должности руководителя проектного отдела, являлся аттестованный специалист - главный архитектор проекта ФИО2, которой фактически была подготовлена и подписана вся научно-проектная документация (все ее разделы).

ФИО2 как главный архитектор проекта с учетом квалификационных характеристик своей должности (приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 № 188 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности») являлся руководителем проекта и фактически разработчиком научно-проектной документации, что следует из ее содержания.

С учетом изложенного и исходя из степени участия в проекте ФИО2, а также других аттестованных специалистов, направления их деятельности, а также с учетом отсутствия характеристик и требований, применимых в реставрационной отрасли и указанных в приведенном Едином квалификационном справочнике, исходя из содержания Методических рекомендаций по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 16.10.2015 № 338-01-39-ГП), ГОСТ Р 55528-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», привлечение исполнителем научно-проектной документации по реставрации объекта культурного наследия на стадии подготовки указанной документации специалистов, аттестация которых не предусмотрена, включение их в авторский коллектив, безусловно не свидетельствует о нарушении исполнителем (в данном случае ООО «Пермстроймет+») требований п.6 ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и, соответственно, о наличии в действиях организации состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, сама научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия должностным лицом, составившим протокол не исследовалась.

При этом, положения "ГОСТ Р 58168-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Сохранение объектов культурного наследия. Положение о главном инженере проектов», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N 396-ст и введенным в действие с 01.01.2019г., предусматривающие в п.3.2. требование об аттестации главного инженера проекта, не могут распространяться на правоотношения, возникшие до введения в действие данного ГОСТа.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.2, 29.10, 29.11 КоАП Российской Федерации, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пермстроймет+» <данные изъяты> прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Т.В. Анищенко