ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-301/2022 от 28.09.2022 Березовского городского суда (Свердловская область)

№ 5-301/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Берёзовский 28 сентября 2022 года

Судья Берёзовского городского суда Свердловской области Большаков Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица -

общества с ограниченной ответственностью «АРМАВИР», зарегистрированного по адресу: Свердловская область, г. *** , ИНН *** ОГРН *** ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

У С Т А Н О В И Л:

В Березовский городской суд из отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское» в отношении ООО «АРМАВИР» поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении 6604 № 1095372/165, 23 марта 2022 года в 10 часов 45 минут по адресу: Свердловская область, г. *** в служебном кабинете № 317 установлено, что юридическое лицо – ООО «АРМАВИР», в лице юриста *** представляющей интересы ООО «Армавир», 07 декабря 2021 года в 08 часов 00 минут по адресу: *** , полигон бытовых отходов по договору подряда № 8/2021 от 15.07.2021 года привлекло к трудовой деятельности гражданина республики Таджикистан *** о чем не уведомило орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере миграции по Свердловской области, отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское» о заключении трудового договора между ООО «АРМАВИР» и гражданином республики Таджикистан *** . в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора. Уведомление о заключении договора в территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции с 27.04.2021 года по 23.03.2022 года не поступало. К трудовой деятельности в качестве подсобного работника *** приступил 27.04.2021 года. Бездействие ООО «АРМАВИР» с 30.04.2021 года, как следует из протокола, свидетельствует о нарушении требований п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115 – ФЗ от 25.07.2022 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с чем содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «АРМАВИР» и защитник в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая изложенное, суд находит возможным рассмотреть дело в отношении ООО «АРМАВИР» в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица, извещенных своевременно и надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все возможные меры по соблюдению требований законодательства.

В силу части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В силу статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно положениям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

В части 4 статьи 28.2 Кодекса определено, что законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из положений статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться, как извещение законного представителя.

В силу требований закона, протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении лишь в случае, если он надлежащим образом извещен о дате и времени составления. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Допускается возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Однако, следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном деле об административном правонарушении. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия для участия в конкретном деле об административном правонарушении само по себе доказательством надлежащего извещения законного представителя не является.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «АРМАВИР» 23 марта 2022 года составлен в присутствии защитника *** ., действующей по доверенности от 01 декабря 2021 года. В данной доверенности отсутствует ссылка на то, что она выдана на участие в конкретном деле об административном правонарушении в отношении юридического лица.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что должностным лицом МУ МВД России «Нижнетагильское» 16 марта 2022 года в адрес руководителя ООО «АРМАВИР» *** по адресу регистрации юридического лица заказной почтой направлена телеграмма № *** о необходимости явиться для составления административных протоколов по адресу: г. *** марта 2022 года к 09 часам.

Согласно телеграммы подразделения Почты России от 17 марта 2022 года ( *** ), направленной в адрес должностного лица МУ МВД России «Нижнетагильское» *** и поступившей должностному лицу 19.03.2022 года, телеграмма № *** от 16 марта 2022 года в адрес юридического лица и его законного представителя направлена *** направлена заказной почтой.

Согласно пункту 34 приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Как следует из ответа руководителя отдела по работе с обращениями Макрорегион Урал Почты России от 12.09.2022 года, заказное письмо *** содержащее телеграмму на имя *** адрес: *** отправленное 17 марта 2022 года, поступило 23 марта 2022 года в адресное отделение почтовой связи *** , обработано в день поступления, 24 марта 2022 года передано в доставку почтальону. На время осуществления доставки адресат отсутствовал, извещение ф. 22 с приглашением о получении почтового отправления в отделение почтовой связи опущено в почтовый ящик. Почтовое отправление возвращено в отделение для хранения и вручения адресату. Заказное письмо *** по истечении срока хранения возвращено отправителю 23 апреля 2022 года.

Наличие общей доверенности, выданной генеральным директором ООО «АРМАВИР» 01 декабря 2021 года сроком на 1 год на представление интересов ООО «АРМАВИР», не является доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку в доверенности отсутствует указание на участие представителя в конкретном деле об административном правонарушении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на дату составления протокола – 23 марта 2022 года законный представитель юридического лица – *** . о дате, времени и месте составления протокола не извещена, доказательства надлежащего извещения о составлении протокола законного представителя юридического лица иным способом в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, по состоянию на 23 марта 2022 года у должностного лица – инспектора отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское» *** отсутствовали сведения о получении либо об уклонении законного представителя от получения уведомления о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, что исключает возможность считать юридическое лицо и его законного представителя надлежащим образом извещенным о времени и месте совершения процессуального действия и составить протокол в его отсутствие. Уведомление защитника о составлении протокола в данном случае не свидетельствует о соблюдении порядка составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие сведений об извещении законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Копия составленного протокола законному представителю ООО «Армавир» также не направлялась, вручена лишь защитнику.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении существенно нарушены права юридического лица, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему в полной мере реализовать свои права. Протокол по делу об административном правонарушении от 23 марта 2022 года с учетом изложенного, составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Поскольку протокол по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, нарушение процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность его использования в качестве доказательств (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), а также признание его в качестве недопустимого доказательства, что делает невозможным дальнейшее рассмотрение дела.

Исходя из требований ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу установленных судом обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «АРМАВИР» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «АРМАВИР» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток в Свердловский областной суд через Березовский городской суд Свердловской области.

Судья Ю.В. Большаков