ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3020/21 от 11.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 5-3020/21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Евангелевская Л.В. рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФПАО «Россети юг»

УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону из Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФПАО «Россети юг».

В судебное заседание явился защитник ФПАО «Россети юг» Горбенко А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. вину в совершении административного правонарушения не признал, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Пояснил, что работы проводились в точном соответствии с выданным Администрацией Миллеровского района разрешением. Границы курганов, их охранные зоны не определены, согласно кадастровой карте, это земли энергетики, никаких ограничений на указанном земельном участке не установлено, что предполагало бы проведение экспертизы. Указанный объект культурного наследия не внесен в реестр. Информацией об указанных объектах ФПАО «Россети юг» не обладал до начала проведения работ. Вместе с тем, сохранность объектов культурного наследия не нарушена, ущерб объектам археологического наследия не причинен.

Изучив материалы дела, выслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закон N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

На основании п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственники пользователи) объекта культурного наследия обязаны организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № 2021-07-082 от 19.07.2021 года, составленному специалистом-экспертом отдела контрольно-надзорной деятельности по использованию переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Ростовской области Абрамовой А.А., в комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее - комитет) поступило обращение ООО «ОКН-проект» от 15.04.2021 № 155, согласно которому на территории выявленного объекта археологического наследия Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана)» проведены незаконные земляные работы.

На основании задания от 20.04.2021 № 57-21 комитетом проведены мероприятия по контролю за исполнением обязательных требований ори осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами своей деятельности.

В ходе осмотра зафиксировано ведение незаконной хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям п.1 ч.1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно установка опоры <данные изъяты>, данные мероприятия привели к уничтожению культурного слоя ориентировочной площадью 1 кв. м.

На опоре <данные изъяты> указан год постройки 2020 и контактная информация филиала ПАО «Россети Юг» -«Ростовэнерго» ПО СЗС Миллеровский РЭС.

Учитывая изложенное комитетом ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица - филиала публичного акционерного общества «Россети юг» - «Ростовэнерго», ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты> КПП филиала: <данные изъяты> (далее - ФПАО «Россети юг» - «Ростовэнерго»).

ФПАО «Россети юг» - «Ростовэнерго» представил в комитет следующие документы:

- разрешение администрации Миллеровского района на использование земель или земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ

- договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на выполнение работ по строительству (реконструкции) электросетевых объектов «под ключ»;

- доверенности: от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на Казакову Д.В, от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на Акопяна Д.Б.

Согласно разрешению администрации Миллеровского района на использование земель или земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ПАО «МРСК Юга») выдано разрешение на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ на земельном участие в кадастровом квартале <данные изъяты> в границах согласно приложению.

Также, согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на выполнение работ по строительству (реконструкции) электросетевых объектов «под ключ» ПАО «МРСК Юга» является заказчиком работ на объекте: «Строительство <данные изъяты>Дегтевская» с установкой ЛТП и строительством В Л-0,4 кВ, для технологического присоединения БС 61- 2516 заявителя, ПАО «Мобильные ТелеСистемы, расположенной в <адрес> ориентировочная протяженность ЛЭП - 5,52 км, ориентировочная мощность ТП - 0,04 MBA.

На указанном земельном участке расположен выявленный объект -археологического наследия «Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана)».

В связи с указанным, административным органом было установлено нарушение ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ со стороны ФПАО «Россети юг», в связи с чем, был составлен протокол.

В статье 3 Закона об объектах культурного наследования определено, что под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия; культурные слои.

Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗстроительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Как указано административным органом, объект «Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана) расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>

Указанный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 10000 кв.м. относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земли иного специального назначения

Согласно Акта на выявление объекта археологического наследия «Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана), археологический объект был выявлен ДД.ММ.ГГГГ. Информация о выявленном объекте поступила в орган, исполняющий полномочия в области охраны объектов культурного наследия Ростовской области- ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Постановлением Главы Администрации РО от 21.03.2000 N 96 "О принятии на государственную охрану памятников археологии области" были приняты на государственную охрану Курган песчаный 1 и Курган Песчаный 2, находящиеся на расстоянии 2,3 км. и 2,7 км. от нп Песчаный.

Вместе с тем, границы объекта культурного наследия «Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана), не определены. Единая, либо индивидуальная, охранная зона для указанных курганов в определенном законом порядке не установлена.

В документах, приложенных к протоколу, отсутствуют сведения о расстоянии от опоры <данные изъяты> до указанных объектов культурного наследия. Сведения о том, что весь земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входит в охранную зону в материалах дела не содержится.

Кроме того, указанный объект культурного наследия «Курганный могильник «Песчаный» (2 кургана), не включен в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Разрешение администрации Миллеровского района на использование земель или земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. было выдано без указания на наличие охранных зон или наличия объектов культурного наследия на указанном земельном участке. Возведение опор ФПАО «Россети юг» производилось в соответствии с границами, указанными в разрешении.

Как пояснил защитник, один из объектов культурного наследия «Курганный могильник «Песчаный» не имеет опознавательных знаков, определить его на местности не представляется возможным, что также следует из представленных в материалы дела фотографий административного органа.

Согласно материалам дела, опоры расположены на земельных участках, принадлежащих Кравченко В.А. и Кравченко И.А., с которыми были заключены договоры аренды части земельных участков и которые охранных обязательств, также не имеют.

Таким образом, до начала проведения строительных работ в соответствии с разрешением от ДД.ММ.ГГГГ. ФПАО «Россети юг» не имел полную информацию о наличии на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> выявленного объекта культурного наследия и о требованиях федерального законодательства о необходимости принятия мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия. Однако, доказательства того, что сохранность объектов культурного наследия нарушен или причинен ущерб объектам археологического наследия в материалах дела отсутствуют.

Как указано в письме ООО «Анториус» от ДД.ММ.ГГГГ опора <данные изъяты> находится на удалении от объектов культурного наследия на расстоянии свыше 20 000 м.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ суд приходит к выводу об отсутствии вины ФПАО «Россети юг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, отсутствует состав административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об АП, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФПАО «Россети юг» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток.

Судья Евангелевская Л.В.