ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ойдуп У.М., при секретаре Билчей А, Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тардан Голд», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
24.09.2016 года в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Тыва (далее- Управление) поступила информация от органов государственной власти Республики Тыва о фактах причинения вреда животным и окружающей среде (Протокол оперативного штаба комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожароопасной безопасности на территории Каа-Хемского района Республики Тыва от 23.09.2016 года), а именно о массовом падеже скота на чабанской стоянке в местечке <данные изъяты>, не далеко от ООО «Тардан Голд».
При проведении внеплановой выездной проверки установлено что ООО «Тардан Голд» допущено загрязнение почвы цианидами и мышьяком в районе месторождения Тардан, а именно: в районе центра гидрометаллургии и в районе падежа скота (примерно в 1,5 км от территории ООО «Тардан Голд», за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Представитель Управление Росприроднадзора ФИО1, действующая на основании доверенности, просила приостановить деятельность ООО «Тардан Голд» для устранения выявленных нарушений.
Представитель ООО «Тардан Голд»ФИО2 действующая по доверенности, не согласилась с протоколом об административном правонарушении указывая, что территория на которой произошел падеж скота не относится к территории Общества, также не доказано, что именно от деятельности Общества произошло заражение почвы и воды. Считают, что качество проведенных исследований сомнительна, ходатайствовала о проведении судебной экспертизы. Их производственная деятельность сопряжена использованием мышьяка и цианида, но принимается максимальное соблюдение всех правил по их использованию, что исключает их попадание в окружающую среду. Просят отказать Росприроднадзору.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды".
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2007 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одних из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность юридических лиц за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Федеральный закон № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с главой II Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. N 67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется при наличии специального разрешения, выданного в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Согласно п. 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Как установлено судом, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая проверка юридического лица ООО «Тардан Голд».
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Тыва поступила информация от органов государственной власти Республики Тыва о фактах причинения вреда животным и окружающей среде (Протокол оперативного штаба комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на территории Каа-Хемского района Республики Тыва от 23.09.2016), а именно о массовом падеже скота на чабанской стоянке в местечке <данные изъяты>, не далеко от ООО «Тардан Голд».
В связи с чем Управлением в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с уведомлением Прокуратуры Республики Тыва незамедлительно с 24.09.2016 года Управлением была начата внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Тардан Голд».
В данном районе единственное горнодобывающее предприятие, которое воздействует на окружающую среду является ООО «Тардан Голд», осуществляющее добычу рудного золота методом кучного выщелачивания с использованием цианида натрия (сильнейших ядов) из месторождений «Тардан» и «Барсучье». 24.09.2016 Управления произведен визуальный осмотр места массового падежа скота (примерно на расстоянии 1,5 км от ограждения ООО «Тардан Голд» на юго-восток) и прилегающей территории ООО «Тардан Голд», в том числе территория центра гидрометаллургии (далее- ЦГМ); аварийный отстойник и отстойник –накопитель золотосодержащих растворов. При визуальном осмотре территории ООО «Тардан Голд» утечек, перелива с аварийного отстойника и отстойника-накопителя золотосодержащих растворов не обнаружено. Борта отстойников не деформированы, следов изливавшейся воды по периметру отстойников не обнаружено.
При визуальном осмотре места падежа скота обнаружено: трупы КРС в количестве 5 голов, которые лежали на некотором расстоянии друг от друга в логу, в низменности рельефа, в которой скопились ливневые воды, образовавшиеся после дождей. Лужи имеют белесый глинистый осадок.
В ходе проверки Управлением у ООО «Тардан Голд» проверены следующие журналы: визуальных наблюдений за сооружениями, мониторинга контрольных скважин, наблюдений за контрольным трубопроводом под телами штабелей. Во всех журналах имеются записи от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии повреждений. Контрольные осмотры проводятся раз в неделю.
В ходе проверки в целях оценки качества земель (почв) на вышеуказанных участках ДД.ММ.ГГГГ специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону (Аттестат аккредитации № <данные изъяты>, дата начала действия ДД.ММ.ГГГГ), в присутствии представителя ООО «Тардан Голд» ФИО3 – <данные изъяты> (далее – УКВ), отобраны 5 проб почвы методом конверта со стороной 10 х 10 м, глубина отбора проб 0 - 20 см (протокол отбора проб № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований №г от ДД.ММ.ГГГГ,, установлено:
наличие превышения концентрации мышьяка, указанных в ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» (нормативы ПДК - 2,0 мг/дм3) в пробах:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (цианидов), по отношению к фоновой пробе (фоновая концентрация менее 0,5 мг/кг) в пробах:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Нормативы ОДК и ПДК на содержание цианидов в <данные изъяты>-<данные изъяты> и <данные изъяты> не установлены. Превышение концентрации загрязняющего вещества установлено по отношению к фоновой пробе, согласно приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды») и разъяснительного письма Минприроды России от 20.05.2014 № 12-44/10373 «Об исчислении вреда».
Выявлено повышенное содержание повышенное содержание мышьяка и цианидов, что говорит о негативном влиянии ООО «Тардан Голд» на окружающую среду (почву).
Также, согласно результатам почвенно-экологических заключений о составе и свойствах почвы в разных точках (разрезах) на месторождении «Тардан» от ДД.ММ.ГГГГ, являющихся приложением к проекту «Строительство комплекса по добыче и переработке руд месторождения «Тардан» методом кучного выщелачивания», том 8.1. книга 1. Охрана окружающей среды, на момент проектирования месторождения, проанализированная почва не загрязнена тяжелыми металлами, нефтепродуктами, цианидами. Уровень валового содержания в почве других химических элементов (марганца, железа алюминия, серы и др.) близок к среднему их количественному составу в почвах Тувы (Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения РАН (ИПА СО РАН), Аттестат в «Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, ООО «Тардан Голд» допущено загрязнение почвы (порча земель) опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами - мышьяком и цианидами начиная от территории за ЦГМ до места района массового падежа скота (примерно в 1,5 км от территории ООО «Тардан Голд»), что является нарушением ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
Управление Росприроднадзора по Республике Тыва в 2016 году сообщает, что в отношении ООО «Тардан Голд» уже было проведено две проверки, плановая в период с 09 июня по 04 августа и внеплановая, по обращению Администрации Каа-Хемского кожууна, в период с 29 августа по 12 сентября. По результатам данных проверок также было выявлено нарушение ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, выразившееся в загрязнение почвы (порчи земель) ООО «Тардан Голд» в пределах своего горного отвода опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами – цианидами.
Так, выявлено превышение концентрации цианидов в 16 раз относительно фона в пробе, отобранной ДД.ММ.ГГГГ привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону при плановой проверке (акт № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) на территории ООО «Тардан Голд» в районе ЦГМ.
При внеплановой проверке (акт № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), выявлено наличие цианидов на территории возле бани (район контрольно-предпускового пункта). Концентрация цианидов в почве в <данные изъяты> раза превышала фоновые значения.
К тому же, концентрация цианидов в луже на месте массового падежа скота согласно заключению ЦЛАТИ по результатам проведения лабораторных исследований №г от ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты><данные изъяты>(справочно: предельнаяконцентрация вводе— <данные изъяты> миллиграмм налитр).
Выводы, изложенные в акте проверки отражают содержание протоколов отбора проб, анализов, заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ООО «Тардан Голд» как землепользователем, в Каа-Хемском районе Республике Тыва в пределах месторождения «Тардан» (территория ЦГМ) и в районе падежа скота (на расстоянии около 1,5 км от территории ООО «Тардан Голд»), допущено загрязнение земель (почвы) цианидами и мышьяком в точках согласно протоколу отбора проб №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушены ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ и за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Определением о передаче протокола об административном правонарушении и другие материалы административного дела по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Республике Тыва Управления Росприроднадзора по Республике Тыва ФИО4 дело об административном правонарушении в отношении ООО «Тардан Голд» по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ передано в Кызылский городской суд Республики Тыва для рассмотрения по существу.
В адрес ООО «Тардан Голд» от ДД.ММ.ГГГГ внесено предписание с требованием до ДД.ММ.ГГГГ разработать и провести мероприятия по улучшению и недопущению загрязнения земель, обезвреживанию земель (почвы) от загрязнения химическими веществами (мышьяк и цианиды) на территории в районе центра гидрометаллургии месторождения Тардан и в районе падежа скота (примерно в 1,5 км от территории ООО «Тардан Голд»№ в Каа-Хемском кожууне Республике Тыва.
Согласно свидетельству налогового органа Общество с ограниченной ответственностью «Тардан Голд», ОГРН <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва).
Проверяя полномочия Росприроднадзора по составлению протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> судом установлено, что в нарушение статьи 23.29 КоАП РФ Росприроднадзор не уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в части правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Так, судом установлено, что территория ООО «Тардан Голд» огорожена. Согласно представленной суду схеме видна четко очерченная территория принадлежащая Обществу территория земельного участка на праве аренды. Соответственно всей территорий земельного участка находящейся в ограждении Общество пользуется на правах арендатора.
Как пояснил представитель Росприроднадзора, падеж скота произошел примерно на расстоянии 1,5 километров от ограждения территории Общества на юго-восток. Заборы проб почвы согласно акту проверки № <данные изъяты> и протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ производились в 4 точка: №, № –на территории Общества, №, <данные изъяты> за территорией Общества. Проба за № производилась на чистом участке (фоновом) для произведения сравнительного анализа предельных допустимых норм.
Исходя из проведенных исследований, следует, что
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, мышьяк превысил допустимые нормы в точках №,<данные изъяты> Цианид во всех точках превысил норму пробы №.
Представитель Росприроднадзора не представил суду карты с отметками мест произведения забора с указанием четких координатов. В связи с чем суд произвел обозначение приблизительного места забора проб, по схеме участка предоставленного Обществом, по показаниям представителя Росприроднадзора.
Указанное показало, что забор в точках №,<данные изъяты> производился за пределами территории земельного участка принадлежащей Обществу на праве аренды. В силу чего превышение показателей мышьяка и цианида в точках №,<данные изъяты> расположенных за территорией Общества не могут быть предметом юрисдикции Росприроднадзора, так как земли за пределами огороженной территории Общества относятся к землям сельскохозяйственного назначения, собственником которого является муниципальное образование. Доказательств того, что земли расположенные за огражденной территорий относятся к Обществу Росприроднадзором не представлено.
Соответственно ООО «Тардан Голд» не является субъектом правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в части нарушений выявленных за территорий общества, которые не находятся в их пользовании на праве аренды.
Превышение показателей мышьяка и цианида в точке №, <данные изъяты> расположенных на территории Общества не образуют состав правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, так как согласно указанной нормы закона должно произойти уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Росприроднадзор не представил доказательств того, что земли, сданные в аренду Обществу, имеют плодородную почву и сведения о том, какие нарушило Общество правила обращения с пестицидами и агрохимикатами или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Административный материал не содержит сведений указывающих на то, что наличие в почве и в воде на территории Общества мышьяка и цианида произошло от действий (бездействия) Общества в результате нарушения правил обращения с опасными веществами, а также что произошла утрата плодородного слоя или ухудшилось природно-хозяйственная ценность земли. Из акта проверки следует, что утечек, перелива с аварийного отстойника и отстойника-накопителя золотосодержащих растворов не обнаружено. Борта отстойников не деформированы, следов изливавшейся воды по периметру отстойников не обнаружено. Тем самым из материалов административного дела не видно в результате каких действий (бездействия) произошло попадание мышьяка, цианида в почву и воду на территории Общества.
Сам по себе падеж скота рядом с территорий прилегающей к территории Общества, безусловно, не указывает на причинно-следственную связь между производственной деятельностью Общества и попаданием вредных веществ в почву и воду. Надзорный орган не представил суду доказательств указывающих, что прилегающая территория к территории Общества подвергается вредному воздействию как следствие производственной деятельности осуществляемой Обществом. Пояснения представителя Росприроднадзора о том, что ветрами пыль, появляющаяся от производственной деятельности, разносится за территорию Общества и проникает в почву и воду, суд не может принять в качестве доказательства, так как устные пояснения не отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ предъявляемые к доказательствам по административному делу.
Ходатайство представителя ООО «Тардан Голд» о проведении судебной экспертизы по исследованию почвы и воды, судом отклонено, о чем вынесено соответствующее мотивированное определение.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии.
Поэтому при назначении административного приостановления должно быть исследовано, какие обстоятельства свидетельствуют о реальной угрозе жизни или здоровью людей и в чем она выражается, и конкретные последствия правонарушения.
Материалы дела не содержат сведений указывающих на наличие реальной угрозы жизни или здоровью людей, равно как и указывающие на эффективность такой меры как приостановление деятельности. Росприроднадзор мотивируя необходимость приостановления деятельности Общества, указал, что необходимо устранить причины способствовавшие загрязнению почвы опасными веществами, проведения мероприятий по улучшению загрязненных земель, обезвреживанию земель от загрязнения химическими веществами.
Материалы дела не содержат сведений, какие правила Общество нарушила при обращении с вредными веществами и что должно будет Общество совершить для исправления нарушений, какими способами.
Таким образом, вина Общества в совершении административного правонарушения предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ не установлена в виду недоказанности тех фактов на которые ссылается надзорный орган. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, ст. 24.5 КоАП РФ производство по административному делу прекращается. С учетом того, что вина Общества не установлена суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Тардан Голд» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренный ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Тардан Голд» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ойдуп У.М.