ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3036/2021 от 10.12.2021 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№5-3036/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 декабря 2021 года г. Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Власова И.К., при секретаре Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя – начальника Управления по развитию территорий и жизнеобеспечению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ФИО2, ,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступил протокол от ДД.ММ.ГГГГ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, составленный должностным лицом – заместителем председателя Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО3 в отношении должностного лица - заместителя руководителя – начальника Управления по развитию территорий и жизнеобеспечению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ФИО2

Представитель административного органа Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства республики Бурятия ФИО3 действующий на основании доверенности, в судебном заседании, поддержал протокол по делу об административном правонарушении.

ФИО2 в судебном заседании вину признал, пояснил, что не знал о том, что в границы объекта культурного наследия «Удинский острог» входит участок, в отношении которого им выдано разрешение на проведение земляных работ.

В судебном заседании представитель ФИО2 по устному ходатайству ФИО4 просила с учетом признания вины, имущественного положения и отсутствия негативных последствий в результате административного правонарушения при назначении административного наказания объявить предупреждение.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Статья 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ предусматривает, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Согласно ч. 7 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.

Частью 2 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ установлено, что в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 2.2.39(3) Указа Президента РФ ... от ДД.ММ.ГГГГ одной из основных задач и функций Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия является осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия является структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия - Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенным функциями, непредусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ.

Указом Главы Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... утверждено Положение о Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

В соответствии с п. 1.1 Положения Комитет государственной охраны объектов культурного наследия является структурным подразделением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, задачами которого являются: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Бурятия; осуществление федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Комитет государственной охраны объектов культурного наследия обеспечивает реализацию Администрацией Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия полномочий по согласованию решений федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения либо об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения (п. 3.2.1 Положения);установлению требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. 3.2.3 Положения);направлению в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения (п. 3.2.4 Положения);выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);выдаче акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);утверждению отчетной документации о проведении работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);согласованию представления федерального органа охраны объектов
культурного наследия о создании на территории Республики Бурятия историко-
культурного заповедника федерального значения, его границах и режиме его
содержания (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения);осуществлению информационного взаимодействия при ведении реестра с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) и направлению в орган регистрации прав копии акта об утверждении охранного обязательства в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень) (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения); согласованию установки на объекты культурного наследия федерального значения информационных надписей и обозначений, а также их установка на объекты культурного наследия федерального значения, не имеющие собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, за исключением отдельных объектов культурного наследия, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Из протокола по делу об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении контрольно-надзорного мероприятия на территории объекта культурного (археологического) наследия «Удинский острог» по адресу по ..., напротив ..., выявлен факт производства земляных работ по устройству водовода, установлено нахождение экскаватора ..., с помощью которого выкопана траншея приблизительно длиной 14-15м и шириной 4-5 м на южном участке территории объекта археологического наследия по ..., напротив ..., в траншее установлены бетонные кольца для колодца. Визуальный осмотр траншеи показал наличие мусора, относящегося к 20 веку, траншеей культурный слой объекта археологического наследия не поврежден. Земляные работы по устройству водовода проведены в отсутствие согласованного с органом охраны объектов культурного наследия плана проведения спасательных археологических полевых работ, без проведения таких спасательных работ, т.е. без соблюдения требований обеспечения сохранности объекта археологического наследия, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Приказом Министерства культуры Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены границы территории и режима использования территории. В границах объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Удинский острог» запрещено проектирование, проведение землеустроительных работ, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением археологического наследия. Территория объекта культурного (археологического) наследия «км.выше впадения .

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ выездного обследования объекта культурного (археологического) наследия «Удинский острог», проведенного представителями Комитета государственной охраны объектов культурного наследия на основании задания заместителя председателя Правительства Республики Бурятия ФИО7 на проведение надзорного контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ..., выявлено проведение земляных работ на территории объекта культурного (археологического) наследия «Удинский острог» без соблюдения требований по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Удинский острог».

Согласно должностной инструкции, утв.ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по осуществлению контроля за предоставлением муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ на территории г.Улан-Удэ возложены назаместителя руководителя – начальника управления по развитию территорий и жизнеобеспечению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ( п.1.4).

Как следует из письменного объяснения на заместителя руководителя – начальника управления по развитию территорий и жизнеобеспечению ... г.ФИО1 Е.Н. он выдал разрешениеМУ «Улан-Удэстройзаказчик» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на проведение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земляных работ для строительства сетей водоснабжения по ... до ..., без учета того, чтоземляные работы планируется проводить в охранной зоне объекта культурного (археологического) наследия «Удинский острог».О том, что участок расположен в зонеобъекта культурного (археологического) наследия не знал, ранее в работе с подобным не сталкивался.

Выявленные нарушения свидетельствует о нарушении муниципальным служащим - заместителем руководителя – начальником управления по развитию территорий и жизнеобеспечению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ФИО2, требований ст.5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, предусматривающей, что особый режим использования земельного участка, в границах которого расположен объект культурного (археологического) наследия федерального значения «Удинский острог» предусматривает возможность проведения земляных работ при условии обеспечения сохранности объекта, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Причинами и условиями, повлекшими допущенные нарушения, являются ненадлежащее исполнение должностным лицом – ФИО2 своих должностных обязанностей, отсутствие надлежащего контроля с его стороны.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) нарушающих требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Умышленное длительное невыполнение указанных норм может привести к возникновению угрозы причинения вреда/уничтожению вышеуказанных объектов культурного наследия федерального значения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом ФИО2 допущено нарушение требований ст.5.1, ч.7 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности является оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит каких-либо изъятий в зависимости от вида совершенного правонарушения.

Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, носит формальный характер, последствия совершенного деяния не являются признаком, образующим состав правонарушения, административная ответственность установлена за сам факт совершения правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и оценки совершенного ФИО5 административного правонарушения как малозначительного.

При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, признание вины, личность виновного, его имущественное положение, степень общественной опасности правонарушения, а также то обстоятельство, что ранее должностное лицо ФИО2 к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, и считает возможным, с применением положений ч. 3.2, ч.3.3. ст. 4.1 КоАП РФназначить должностному лицу ФИО2 наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера, 10000,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – заместителя руководителя – начальника управления по развитию территорий и жизнеобеспечению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ФИО2, , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 (десять тысяч) руб.

Реквизиты для перечисления штрафа: ИНН <***>, КПП 770301001, БИК 024501901, Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации, л/сч. 04951000540), Банк: Операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК ..., р/с 4..., ОКТМО 81701000001, ОКОПФ 20904, ОГРН <***>, ОКВЭД 7ДД.ММ.ГГГГ., код по сводному реестру 81200019, КБК дохода 82....

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Документы, свидетельствующие об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию Советского районного суда г. Улан - Удэ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об АП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: подпись Власова И.К.

...

Судья: Власова И.К.

Секретарь с/з: ФИО8

Подлинник находится в Советском районном суде г. ФИО1 в деле ...