ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-303/20 от 21.12.2020 Верхотурского районного суда (Свердловская область)

5-303/20

Мотивированное постановление

составлено 21.12.2020 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Верхотурье 17 декабря 2020 года

Судья Верхотурского районного суда <адрес> Воложанин А.В., с участием: защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу рб административном правонарушении Литовских Л.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

Администрации городского округа Верхотурский (, юридический адрес: <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

Администрацией городского округа Верхотурский нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушен режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, не соблюдены ограничения, установленные в границах зон охраны объектов культурного наследия – совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Местом совершения правонарушения объективная сторона которого характеризуется бездействием, является место нахождения юридического лица - Администрации городского округа Верхотурский: <адрес>.

Временем совершения длящегося правонарушения является момент его выявления в ходе проведения мероприятий по контролю ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 40 мин.

Правонарушение выразилось в том, что Администрация городского округа Верхотурский до начала работ по благоустройству центральной городской площади <адрес> не проконтролировала и не обеспечила разработку и проведение историко-культурной экспертизы проектной документации (раздела проектной документации), содержащей мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Монастырская ограда с башнями», согласование в Управлении указанной проектной документации, чем нарушила требования пункта 1 статьи 31 и пунктов 2 и 3 статьи 36 Федерального закона -Ф3.

Дело об административном правонарушении возбуждено ведущим специалистом отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ФИО3 Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и заблаговременно.

При рассмотрении дела защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Литовских Л.Ю. вину в совершении вменяемого правонарушения признала полностью, просила учесть, что бездействие Администрации ГО Верхотурский, формально являющееся противоправным, не повлекло существенных вредных последствий, объект культурного наследия не был поврежден, а работы по благоустройству в его непосредственной близости велись с должной осторожностью – удалены сорняковые растения, выронен поверхностный земляной слой и засеян газонной травой. Просит учесть при назначении наказания, что бюджет городского округа дотационный, в нем отсутствуют лимиты на уплату административных штрафов.

Заслушав участника судебного разбирательства, исследовав доказательства по делу, судом установлено, следующее.

ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, несоблюдения мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия, возникновения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия федерального значения «Монастырская ограда с башнями», расположенному по адресу: <адрес> «А» (далее - объект культурного наследия), входящему в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Николаевского монастыря», вследствие проводимых работ по благоустройству центральной городской площади <адрес>, уполномоченным должностным лицом Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона -Ф3 на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, проведен внешний визуальный осмотр объекта культурного наследия и прилегающей территории без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В результате осмотра зафиксировано следующее: на земельном участке в границах объекта культурного наследия и смежном с ним вблизи западной стены объекта культурного наследия проводятся работы по благоустройству: проведены работы по устройству тротуаров (часть дорожек заасфальтирована, часть засыпана щебнем), установлены опоры наружного освещения (столбы).

Проведены работы по планировке земельного участка, вплотную примыкающего к западной стене объекта культурного наследия, а также к береговой линии.

В границах земельного участка, на котором проводятся работы по благоустройству, наблюдаются рабочие, строительная техника и материалы.

Согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, размещенному на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - Муниципальный контракт), заказчиком работ по комплексному благоустройству центральной городской площади <адрес> является Администрация городского округа Верхотурский (далее - Заказчик), генеральным подрядчиком - ООО «ЕЭС-Гарант» в лице Свердловского филиала (далее - Генподрядчик).

Согласно пункту 1.2 Муниципального контракта при исполнении контракта, а также по всем вопросам, не урегулированным в настоящем контракте, стороны руководствуются техническим заданием (Приложение к контракту), локально-сметными расчетами и дефектными ведомостями (Приложение к Контракту): согласно графика выполнения работ (Приложение к у Контракту) и иной технической документацией на работы, указанной в Техническом задании, которые прилагаются к Контракту и являются его неотъемлемой частью а также действующими строительными нормами и правилами, и другим действующим законодательством РФ. Генподрядчик ознакомлен с техническим заданием, локальными сметными расчетами и не имеет к ним замечаний.

Согласно пункту 14.1 Технического задания на разработку проектной и рабочей документации «Комплексное благоустройство центральной городской площади <адрес>», являющегося Приложением к Муниципальному контракту, проектные решения по выполнению проектно-сметной, рабочей документации на благоустройство в городе Верхотурье необходимо было принять в соответствии с действующими нормативными документами.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Муниципального контракта Генподрядчик обязуется провести работы в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и действующим законодательством.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.,

Согласно пункту 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона -Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 33 Федерального закона -Ф3 государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе осуществление в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона -Ф3 работ по использованию лесов и иных работ.

Статьей 36 Федерального закона -Ф3 установлены меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ.

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона -Ф3 проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.

Пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона -Ф3 установлено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, либо на земельном участке, смежном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно статье 30 Федерального закона -Ф3 документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, является объектом историко- культурной экспертизы.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона -Ф3 историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Условия, предусмотренные статьями 30, 31, 33 и 36 Федерального закона -Ф3, являются обязательными мерами, направленными на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в целях исключения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия или причинения им такого вреда.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Муниципального контракта при оформлении документов на проведение работ Генподрядчик обеспечивает получение разрешений от соответствующих органов на производство работ в охранных зонах электрических сетей, линий связи, магистральных трубопроводов, проезжей части городских дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, иные разрешения и согласования, необходимые для производства работ и дальнейшей эксплуатации объекта закупки, предусмотренных Договором.

Учитывая изложенное, до начала проведения работ по благоустройству центральной городской площади <адрес>, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Монастырская ограда с башнями», расположенного по адресу: <адрес> «А», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Николаевского монастыря» и недопущения возникновения фактов угрозы причинения ему вреда либо непосредственного причинения вреда, генеральному подрядчику - ООО «ЕЭС-Гарант» необходимо было организовать разработку проектной документации (раздела проектной документации) об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающей оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, обеспечить проведение историко-культурной экспертизы данной документации и ее согласование с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Вместе с тем документация, необходимая в силу статьи 36 Федерального закона -Ф3 при проведении работ по благоустройству центральной городской площади <адрес> и содержащая мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Монастырская ограда с башнями», не была разработана и предоставлена на согласование в Управление до начала производства работ.

При этом, согласно пункту 4.1.2 Муниципального контракта Заказчик обязан обеспечить постоянный строительный контроль за ходом строительства с указанием ответственных лиц на основании распоряжения, экземпляр которого передается Генподрядчику при подписании настоящего контракта. При осуществлении строительного контроля обеспечить контроль за соответствием объема, стоимости и качеству выполняемых Генподрядчиком, субподрядчиками работ, условиям Контракта, техническому заданию, СНиП на производство и приемку этих работ.

Согласно пункту 4.1.5 Муниципального контракта Заказчик имеет право давать обязательные для Генподрядчика предписания при обнаружении отступлений от нормативно-технических документов, настоящего Контракта и приложений к нему.

В соответствии с пунктом 4.1.6 Муниципального контракта Заказчик обязан для проверки предоставленных результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, на усмотрение Заказчика проводится собственными силами или с привлечением экспертов, экспертные организации.

Согласно положениям пункта 4.3 Муниципального контракта Заказчик имеет право запрашивать у Генподрядчика информацию, необходимую для проверки исполнения обязательств по исполнению Генподрядчиком Контракта; при выявлении недостатков в работе Генподрядчика требовать безвозмездного устранения недостатков, возникших по вине Генподрядчика, возмещению расходов по устранению этих недостатков, если устранение производилось силами третьих лиц и оплачивалось за счет Заказчика; контролировать объем выполняемых Генподрядчиком работ по Контракту.

Одновременно обязанность по соблюдению требований статьи 36 Федерального закона -Ф3 возложена и на заказчиков работ, при проведении которых необходимо принятие мер, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи.

Таким образом, Администрация городского округа Верхотурский до начала работ по благоустройству центральной городской площади <адрес> не проконтролировала и не обеспечила разработку и проведение историко-культурной экспертизы проектной документации (раздела проектной документации), содержащей мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Монастырская ограда с башнями», согласование в Управлении указанной проектной документации, чем нарушила требования пункта 1 статьи 31 и пунктов 2 и 3 статьи 36 Федерального закона -Ф3.

Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона -Ф3 за нарушение Федерального закона -Ф3 должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия статьей 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Вышеприведенные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами:

Согласно выписки из Решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под государственную охрану памятников истории и архитектуры <адрес>», ансамбль Николаевского мужского монастыря (1604 г) включен в список памятников градостроительства и архитектуры.

Основания и соблюдение порядка проведения контрольных мероприятий подтверждены Заданием от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (с фотоиллюстрациями) зафиксировано, что на земельном участке в границах объекта культурного наследия и смежном с ним вблизи западной стены объекта культурного наследия проводятся работы по благоустройству, в том числе, работы по планировке земельного участка, вплотную примыкающего к западной стене объекта культурного наследия, а также к береговой линии.

Установление границ территории объекта культурного наследия подтверждено Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельства осведомленности Администрации ГО Верхотурский о необходимости проведения согласительных мероприятий и ее обязанность по их проведению подтверждены Муниципальным контрактом и дополнительным соглашением к нему.

Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрена ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

У Администрации ГО Верхотурский имелась возможность для соблюдения закона при проведении работ на объекте культурного наследия в целях его сохранения.

С учетом представленных по делу доказательств, прихожу к выводу, что факт совершения Администрацией городского округа Верхотурский административного правонарушения доказан.

Действия Администрации городского округа Верхотурский, выразившиеся в нарушении требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не выявлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством смягчающим ответственность виновного является полное признание вины в совершении правонарушения.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

С учетом всех обстоятельств дела, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, данное нарушение имеет общественную значимость, посягает на сохранение объектов культурного наследия.

Сведений о привлечении лица ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения, не имеется.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Приведенные данные о характере совершенного правонарушения и материальном положении виновного лица, суд признает исключительными обстоятельствами, в связи с чем находит возможным снизить размер штрафа, вполовину от минимального - до 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Администрацию городского округа Верхотурский признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель штрафа – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>) р/сч <***>

Банк – операционный департамент Банка России, <...>,

БИК 044501002

КБК 05411601071010013140.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса

В случае неуплаты административного штрафа в срок, должник может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 -25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административных правонарушениях, опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Верхотурский районный суд.

Судья А.В. Воложанин

копия верна: Судья А.В. Воложанин