ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-303/2022 от 04.08.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-303/2022

Постановление

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 04 августа 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска Е.В. Гречишникова, при секретаре А.Х. Ахметжановой,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, начальника инспекции Контрольно-счетной палаты Челябинской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, замещавшего данную должность в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года (в настоящее время с 16.11.2021 года замещает должность заместителя Министра экологии Челябинской области),

УСТАНОВИЛ:

30.06.2022 года начальником инспекции Контрольно-счетной палаты Челябинской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1, согласно которому, последний являясь в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года начальником Главного управления лесами Челябинской области, допустил нецелевое использование бюджетных средств в сумме 268600 руб. путем направления на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет гражданским служащим, не имеющим минимального стажа государственной гражданской службы области, в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона Челябинской области от 29.03.2007 года № 104-ЗО «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области», п. 5 Постановления Губернатора Челябинской области от 15.12.2006 года № 370 «О единовременном поощрении лиц, замещавших государственные должности Челябинской области, достигших пенсионного возраста, и единовременном поощрении государственных гражданских служащих Челябинской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет», что в соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, вину во вменяемом ему правонарушении не признал.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Челябинской области ФИО2, в судебном заседании поддержал протокол об административном правонарушении.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО3, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективная сторона правонарушения заключается в неправильном использовании получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

По материалам административного дела установлено, что в соответствии с пунктом 1.62 раздела 1 «Контрольные мероприятия» плана работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее – КСП) на 2021 год, в период с 15.12.2021 по 24.12.2021, с 12.01.2022 по 11.02.2022 года и с 04.04.2022 по 30.06.2022 года проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов использования бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в том числе на решение вопросов по тушению лесных пожаров (выборочно)» в Главном Управлении лесами Челябинской области.

По результатам проверки в Главном управлении лесами Челябинской области за 2021 год составлен Акт от 11.04.2022 года № 09-02/7.

На основании Приказов от 18.12.2020 года № 137-к, № 138-к «О выплате единовременного поощрения», подписанных начальником Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, государственным гражданским служащим Челябинской области - ФИО4, ФИО5 начислено и выплачено единовременное поощрение в размере 6 окладов денежного содержания в связи с выходом на пенсию при стаже работы более 25 лет в лесном хозяйстве.

Абзацем 2 п. 5 Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Главного управления лесами Челябинской области на 2020 год (утвержденное приказом начальника Главного управления лесами Челябинской области от 28.01.2020 года № 27 «Об оплате труда работников Главного управления лесами Челябинской области»), в редакции приказа от 30.11.2020 года № 766 «О внесении изменений в приказ Главного управления лесами Челябинской области от 28.01.2020 года № 27», предусмотрено дополнительное основание выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию при стаже работы более 25 лет в лесном хозяйстве по решению начальника Главного управления, что противоречит требованиям части 2 статьи 11 Закона №104-ЗО «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области», пункта 5 Постановления № 370 «О единовременном поощрении лиц, замещавших государственные должности Челябинской области, достигших пенсионного возраста, и единовременном поощрении государственных гражданских служащих Челябинской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет», которыми предусмотрен исчерпывающий перечень оснований и размеров поощрений в связи с выходом на пенсию за выслугу лет для государственных гражданских служащих Челябинской области: при стаже гражданской службы области от 15 до 20 лет - в размере четырех окладов денежного содержания по замещаемой должности; при стаже гражданской службы свыше 20 лет - в размере шести окладов денежного содержания по замещаемой должности.

При этом, нормы Закона № 104-ЗО, Постановления № 370 не содержат положений о дополнительных выплатах гражданским служащим в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Установленная абзацем 2 пункта 5 Положения на 2020 год дополнительная выплата в форме единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию при стаже работы более 25 лет в лесном хозяйстве по решению начальника Главного управления лесами Челябинской области, является неправомерной, т.к. содержит требования, нарушающие требования вышеуказанного законодательства.

Таким образом, в действиях начальника Главного управления лесами Челябинской области усматривается необоснованное применение исключений из общих правил, что прямо противоречит подпункту «б» пункта 3 Методики.

Согласно информации Главного управления лесами Челябинской области от 24.01.2022 года № 669 стаж государственной гражданской службы Челябинской области при выходе на пенсию составлял у ФИО4, ФИО5 - 13 лет, 11 мес., 7 дней.

При указанных обстоятельствах, направление Главным управлением в 2020 году бюджетных средств и оплата денежных обязательств в сумме 268600 руб. на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет гражданским служащим, не имеющим минимального стажа государственной гражданской службы области, не соответствует требованиям части 2 статьи 11 Закона № 104-ЗО, пункта 5 Постановления №370, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, в нарушение требований пункта 10.6.6 Приказа № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», расходы на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет отражены по несоответствующей Классификации операций сектора государственного управления (далее КОСГУ). Расходы на единовременное вознаграждение отражены по КОСГУ 211 вместо КОСГУ 266.

Согласно пояснениям лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, и свидетеля ФИО3, в соответствии с отраслевым соглашением по лесному хозяйству Российской Федерации (далее - Соглашение), одной из социальных гарантий является выплата единовременного вознаграждения при увольнении работника лесного хозяйства в связи с выходом на пенсию. Выплата единовременного поощрения произведена в целях того, чтобы не ухудшить положение государственных гражданских служащих вышедших на пенсию, но не выработавших стаж государственной гражданской службы 15 лет.

Вместе с тем, согласно пункту 13 Соглашения оплата труда государственных гражданских служащих производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, согласно пункту 37.5 Соглашения единовременное вознаграждение при увольнении работников в связи с уходом на пенсию выплачивается при наличии финансовых средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Размеры, условия оплаты вознаграждения устанавливаются в коллективном договоре в зависимости от стажа работы в организации отрасли.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 года № 385 «О Главном управлении лесами Челябинской области», Главное управление является органом исполнительной власти Челябинской области, следовательно, не вправе заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью.

Таким образом, действие Соглашения на Главное управление лесами Челябинской области не распространяется.

С учетом изложенного, в действиях должностного лица Главного управления лесами Челябинской области допустившего нецелевое использование бюджетных средств на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет гражданским служащим, не имеющим минимального стажа государственной гражданской службы области, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Субъектом данного правонарушения является ФИО1, занимавший в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года должность начальника Главного управления лесами Челябинской области и действующий в указанный период на основании Постановления №385, пунктом 12 которого предусмотрено, что Главное управление возглавляет начальник Главного управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Челябинской области по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 14 Постановления № 385 начальник Главного управления лесами Челябинской области: руководит деятельностью Главного управления (подпункт 1); назначает на должность и освобождает от должности в установленном законодательством порядке сотрудников Управления, принимает решения о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников, выдает доверенности на представление интересов Главного управления (подпункт 4); организует работу Главного управления, издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, принимает решения, проводит совещания (подпункт 7-1).

В соответствии с пунктом 17 Постановления № 385 начальник Главного управления несет персональную ответственность за: неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей (должностной проступок); несвоевременное или противоречащее законодательству принятие решения, за неправильно принятое решение; нецелевое использование бюджетных средств.

Таким образом, в силу статьи 2.4 КоАП РФ начальник Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года являлся лицом, ответственным за соблюдение требований бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств доведенных Главному управлению. Вместе с тем, им не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований вышеназванного законодательства.

Административное правонарушение совершено в области финансово-бюджетного регулирования, непосредственным объектом указанного правонарушения является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный статьей 38 Бюджетного кодекса РФ. Совершение данного правонарушения препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы, неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. В данном случае причинен ущерб бюджету на сумму 268600 руб., а также допущена угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в игнорировании должностным лицом требований бюджетного законодательства и невыполнении своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что ФИО1, являясь в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года должностным лицом – начальником Главного управления лесами Челябинской области, совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 268600 руб. направленных на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет гражданским служащим, не имеющим минимального стажа государственной гражданской службы области.

В настоящее время на основании постановления Губернатора Челябинской области от 16.11.2021 года № 308 «О заместителе Министра экологии Челябинской области» ФИО1 с 16.11.2021 года замещает должность заместителя Министра экологии Челябинской области, которая в соответствии с Перечнем 3, утвержденным Законом №105-ЗО, является должностью государственной гражданской службы Челябинской области, учрежденной в органах исполнительной власти Челябинской области.

Таким образом, направление бюджетных средств на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет гражданским служащим, не имеющим минимального стажа государственной гражданской службы области, не соответствует требованиям части 2 статьи 11 Закона № 104-ЗО, пункта 5 Постановления № 370, а также пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ и в действиях должностного лица Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Исследованные доказательства допустимы, относятся к настоящему административному делу и в своей совокупности достаточны для вывода о наличии в действиях начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Разрешая вопрос о назначении начальнику Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 административного наказания, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, - 20 000 руб. При этом, суд учитывает также характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности должностного лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, факт совершения должностным лицом правонарушения впервые.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность ФИО1, судья относит привлечение к административной ответственности впервые за совершение правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судьей не установлено.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, замещавшего данную должность в период с 21.09.2019 по 15.11.2021 года (в настоящее время заместитель Министра экологии Челябинской области) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч рублей) рублей.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:

ИНН <***> КПП 745301001

Получатель - УФК по Челябинской области (Контрольно-счетная палата Челябинской области)

Р/сч. в Отделении Челябинск Банка России//УФК по Челябинской области г. Челябинск

для перечисления штрафов КБК

БИК ТОФК , ОКТМО

Корр. сч.

ОГРН

ОКПО , ОКВЭД

Юридический и фактический адрес: .

Постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Центральный районный суд г.Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Гречишникова