ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3043/20 от 11.09.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-011272-32

Дело № 5-3043/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Якутск 11 сентября 2020 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Иванова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Алмазная корона Приполярья», ИНН <***>, КПП 143501001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

____ 2020 года ведущим специалистом отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия ФИО1 в отношении ООО «Алмазная корона Приполярья» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Департамента РС (Я) по охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО2, ФИО1 поддержали протокол об административном правонарушении. Пояснили о наличии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по вмененному составу административного правонарушения, поскольку запросы на наличие или отсутствие объектов культурного наследия в Департамент не поступали, что подтверждено внеплановой документарной проверкой, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, исчислен с даты составления акта проверки ____.2020 года. Уведомление направляется в отношении выявленного объекта культурного наследия, включенного в реестр таковых, когда как распложенный на земельном участке юридического лица объект имеет признаки объекта культурного наследия, был включен в реестр объектов, имеющих признаки культурного наследия, в 2018 году. Доводы заявителя рассмотрены должностным лицом, о чем в протоколе об административном правонарушении отражено.

Представитель ООО «Алмазная корона Приполярья» по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила о том, что разрешение на строительство жилого дома, на территории земельного участка которого выявлен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, было выдано ____.2016 года ООО «НОВА-С». ____.2017 года произведена уступка прав, кроме того, права аренды на указанный земельный участок. ____.2017 года произведено переоформление разрешения на строительство на ООО «Алмазная корона Приполярья» без повторной подачи разрешительных документов. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, включен в список таковых ____.2018 года, о чем Департамент не уведомил ООО. Проектные работы к этому времени окончены, строительство начато было ____.2016 года. При этом, должностным лицом Департамента уже ____.2019 года была составлена служебная записка в адрес руководителя отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия о том, что запросов о наличии или отсутствии объектов культурного наследия в адрес Департамента не поступало, срок давности следует исчислять с указанной даты и на момент настоящего разбирательства он истек. Действия по направлению запросов относительно наличия или отсутствия объектов культурного наследия, а также проведение историко-культурной экспертизы должны были быть совершены до начала строительства. Общество стало застройщиком по договору уступки прав в 2017 году уже в процессе строительства жилого дома. Действующее законодательство не содержит норм, на основании которых новый застройщик должен был направлять указанные запросы и проводить экспертизу, а также возложение ответственности на нового застройщика за бездействие первоначального застройщика. Департамент создан Указом Главы РС (Я) ____.2016 года, административный регламент Департамента вступил в силу ____.2017 года, поскольку на начало строительства ____.2016 года департамент не существовал, это исключало обращение прежнего застройщика с запросами. Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, истечением срока привлечения к административной ответственности.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений приведенных норм, до проектирования и проведения земляных работ на земельном участке, в отношении которого орган охраны объектов культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Установлено, что ____.2019 года в ходе рассмотрения заявления Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников и истории и культуры от ____.2017 года , должностным лицом Департамента зафиксирован факт строительства многоэтажного квартирного дома по улице Лермонтова в 23 квартале г.Якутска, в паспорте объекта строительства указано наименование «Застройка квартала 23 в г.Якутске (3-я очередь) «Жилой дом №5», застройщиком является ООО «Алмазная корона Приполярья».

На данном месте расположен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, «Никольский некрополь (первая половина XVIII-начало XX в.)», который был включен в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Так, ____.2018 года на основании обращения заявления Института Гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН от ____.2018 года и Акта установления историко-культурной ценности от ____.2019 года в соответствии с Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры РФ от 02.07.2015 года №1905, границы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Никольский некрополь» указаны в Приложении №3 заявления Института Гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН от ____.2018 года. Территория «Никольский некрополь» охватывает частично ___ кварталы и полностью охватывает ___ квартал г.Якутска.

____.2019 года главный специалист отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия ФИО4 обратилась к руководителю отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия ФИО2 со служебной запиской, согласно которой запросов на наличие или отсутствие объектов культурного наследия на строящемся объекте «Застройка квартала 23 в г.Якутске (3-я очередь) «Жилой дом №5» в адрес Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия не поступало.

В период с ____.2020 года по ____.2020 года проведена внеплановая документарная проверка на основании приказа Департамента от ____.2020 года. До включения ____.2018 года объекта «Никольский некрополь» в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Департамент не располагал данными о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на территории предстоящего строительства объекта «Застройка квартала 23 в г.Якутске (3-я очередь) «Жилой дом №5».

В ходе проверки ООО «Алмазная корона Приполярья» были представлены сведения о том, что строительство проводится на основании разрешения на строительство от ____.2017 года, который неоднократно продлевался, на момент данной проверки продлен до ____.2020 года заместителем главы Окружной администрации города Якутска от ____.2019 года.

Должностное лицо пришло к выводу о том, что ООО «Алмазная корона Приполярья» проводит работы по строительству объекта «Застройка квартала 23 в г.Якутске (3-я очередь) «Жилой дом №5»: -без подтверждения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; -без получения результатов историко-культурной экспертизы по определению наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, ввиду отсутствия у органа охраны объектов культурного наследия сведений об объектах, обладающих признаками объекта культурного наследия; -без разработки обязательных разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия и их реализации, ввиду обнаружения ____.2018 года объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Никольский некрополь (первая половина XVIII-начало XX в.)».

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Алмазная корона Приполярья» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При этом, установлено, что разрешение на строительство жилого дома, на территории земельного участка которого выявлен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, было выдано ____.2016 года ООО «НОВА-С».

____.2017 года произведена уступка прав ООО «Алмазная корона Приполярья», кроме того, права аренды на указанный земельный участок.

____.2017 года произведено переоформление разрешения на строительство на ООО «Алмазная корона Приполярья» без повторной подачи разрешительных документов.

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, включен в список таковых ____.2018 года, когда как по доводам юридического лица, проектные работы были окончены, строительство было начато ____.2016 года.

Фактически действия по направлению запросов относительно наличия или отсутствия объектов культурного наследия, а также проведение историко-культурной экспертизы должны были быть совершены ООО «НОВА-С» до начала строительства, то есть до выдачи разрешения на строительство данному лицу ____.2016 года.

ООО «Алмазная корона Приполярья» стало застройщиком по договору уступки прав в 2017 году уже в процессе строительства жилого дома.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу, принимая во внимание следующее.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с требованиями абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ составляет один год.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества данного дела об административном правонарушении, имели место ____.2019 года, что следует из служебной записки главного специалиста отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия ФИО4 о том, что запросов на наличие или отсутствие объектов культурного наследия на строящемся объекте «Застройка квартала 23 в г.Якутске (3-я очередь) «Жилой дом №5» в адрес Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия не поступало.

В связи с тем, что вмененное обществу правонарушение по характеру объективной стороны является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения.

Таким образом, годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ на момент рассмотрения дела истек.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Алмазная корона Приполярья» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.

Судья п/п А.И.Иванова

Копия верна:

Судья А.И.Иванова