ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-305/17 от 31.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-305/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 31 августа 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Перми Лисовская В.В.

при секретаре Чекменевой Д.М.,

с участием представителя должностного лица административного органа – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Перми, проживающего по адресу: <Адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра, начальником контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3 в отношении ФИО2, ранее занимавшего должность министра физической культуры, спорта и туризма Пермского края, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с тем, что при проведении проверки на основании приказа Министерства финансов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки деятельности Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края и Региональной общественной организации «Пермская краевая спортивная федерация лыжных гонок» (по вопросу соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении и целевом использовании субсидии из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий за период 2015-2016 годы), в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее - Министерство), расположенном по адресу: <...>, установлено нарушение условий предоставления субсидий.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и региональной общественной организацией «Пермская краевая спортивная федерация лыжных гонок» (далее - Федерация) заключен Договор на предоставление субсидии №ДС-631/2016, предметом которого является предоставление Министерством Федерации субсидий за счет средств бюджета Пермского края на возмещение затрат Федерации, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д.43-47). Указанный Договор подписан должностным лицом - министром ФИО2.

Согласно пункту 1.4. Договора, одним из условий предоставления субсидий Федерации является отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством по состоянию на 01 января текущего финансового года.

Общий размер субсидий по настоящему договору составил 45800,00 руб.

Согласно акту сверки взаимных расчетов между Министерством и Федерацией за период январь-ноябрь 2016 года (л.д.40) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Федерации перед Министерством имелась кредиторская задолженность в сумме 1980443,50 руб. (по состоянию на сентябрь 2016 года – в сумме 2781173,50 руб.). Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ субсидии в сумме 32060,00 рублей перечислены Федерации и получены последней (что составило 70% от общего размера субсидии).

В соответствии со статьей 78 БК РФ постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п утверждён Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее - Порядок). Пунктом 1.5. Порядка установлено, что главным распорядителем субсидий является Министерство физической культуры и спорта Пермского края, порядок отбора получателей субсидий устанавливается приказом Министерства (п.1.6.), а пунктом 2.4. указанного Порядка предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется на основании договора между Министерством и краевой спортивной федерацией. В договоре определяются размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы контроля за целевым использованием субсидии.

В целях реализации пункта 1.6. постановления Правительства Пермского края от 19.10.2009г. № 739-п, приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Алгоритм предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края.

Согласно п.2 Алгоритма приложением 1 к Алгоритму утверждена форма договора о предоставлении субсидии, которая согласно п. 1.4 утвержденного договора предусматривает одним из условий предоставления субсидии – отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Как указано выше, одним из условий предоставления субсидии, согласно пункту 1.4. договора на предоставление субсидии, является отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством спорта по состоянию на 01 января текущего финансового года.

Однако, в нарушение условий договора при наличии кредиторской задолженности перед Министерством в 2016 году Федерации предоставлены субсидии (платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ субсидии в сумме 32060,00 рублей перечислены Федерации).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (с учетом положений п.6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), указал, что участвовать не желает, представлять его интересы будет адвокат по соглашению.

Защитник в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в следственных действиях в г. Чусовой. По смыслу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, заявленного лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Рассмотрев данное ходатайство, суд находит, что оно подлежит отклонению, поскольку в производстве по делам об административных правонарушениях, в котором затрагиваются не только частные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, но и публичные интересы государства, указанная причина не может быть признана уважительной для отложения рассмотрения дела. При возникновении подобной ситуации лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе направить в суд или нанять иного защитника. Как усматривается из материалов настоящего дела, о времени и месте слушания дела ФИО2 извещен надлежащим образом, участвовать в процессе не пожелал, представил в суд письменные ходатайства. Невозможность защитника Хозяйкина И.А. представлять интересы ФИО2 по настоящему делу не является безусловным основанием для отложения судебного заседания. Кроме того, защитник имел возможность представить по делу письменные пояснения (возражения), как представил в суд ходатайство об отложении судебного заседания, но таким правом не воспользовался. Суд считает, что данное ходатайство направлено на затягивание судебного разбирательства, уклонение от административной ответственности. На основании ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и его защитника.

Представитель должностного лица административного органа в судебном заседании настаивали на привлечении ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

В соответствии с частью первой статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 N 739-п (действовавшим на момент совершения правонарушения) в соответствии со ст. 78 БК РФ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее также Порядок).

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка установлено, что главным распорядителем субсидий является Министерство физической культуры и спорта Пермского края.

Порядок отбора получателей субсидий устанавливается приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края (пункт 1.6 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании договора между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и краевой спортивной федерацией. В договоре определяются размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы контроля за целевым использованием субсидии.

Приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на дату совершения правонарушения) утвержден Алгоритм предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее Алгоритм).

Согласно п.2 Алгоритма приложением 1 к Алгоритму утверждена форма договора о предоставлении субсидии, которая согласно п. 1.4 утвержденного договора предусматривает одним из условий предоставления субсидии – отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством по состоянию на 1 января текущего финансового года.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что на основании приказа Министерства финансов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки деятельности Министерства физической культуры, спорта и туризма <Адрес> и Региональной общественной организации «Пермская краевая спортивная федерация лыжных гонок» в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края, расположенном по адресу: <...>, проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение условий предоставления субсидий.

Данные факты нашли отражение в акте внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.111-123).

Между Министерством и региональной общественной организацией «Пермская краевая спортивная федерация лыжных гонок» ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор на предоставление субсидии №ДС-631/2016, предметом которого является предоставление Министерством Федерации субсидий за счет средств бюджета Пермского края на возмещение затрат Федерации, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 года №1106-п (л.д.43-47). Указанный договор подписан ФИО2, состоявшим в должности министра физической культуры, спорта и туризма Пермского края (назначен распоряжением Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-рк).

Согласно пункту 1.4. Договора, одним из условий предоставления субсидий Федерации является отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством по состоянию на 01 января текущего финансового года.

Общий размер субсидий по настоящему договору составил 45800,00 руб.

Согласно акту сверки взаимных расчетов между Министерством и Федерацией за период январь-ноябрь 2016 года (л.д.40) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Федерации перед Министерством имелась кредиторская задолженность в сумме 1980443,50 руб. (по состоянию на сентябрь 2016 года – в сумме 2781173,50 руб.). Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ субсидии в сумме 32060,00 рублей перечислены Федерации и получены последней (что составило 70% от общего размера субсидии).

В соответствии с подпунктом 5.2.1. пункта 5.2 Положения о Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2011г. № 65-п министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач; подписывает документы от имени Министерства; представляет интересы Министерства без доверенности, заключает договоры и соглашения от имени Министерства (п.п.5.2.17 п. 5.2).

Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО2 в нем подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении (из описательно-мотивировочной части которого суд считает необходимым исключить нарушения, выразившиеся в заключении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 договоров о предоставлении субсидий с нарушением условий их предоставления, в связи с тем что по состоянию на дату рассмотрения дела об административном правонарушении истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности), уведомлениями о составлении протокола, рассмотрении дела, письмами о даче разрешения, служебной запиской, разногласиями, представлением, актами сверки, копией договора на предоставление субсидий; актом внеплановой проверки, иными материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО2 в совершении вменяемого правонарушения, выразившегося в заключении ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 договора о предоставлении субсидий с нарушением условий их предоставления.

Судом действия ФИО2, состоявшего на момент совершения правонарушения в должности министра физической культуры, спорта и туризма, квалифицируются по части 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

ФИО2 приводит доводы о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, при его составлении нарушены его права и законные интересы, поскольку явиться для дачи объяснений, составления протокола и рассмотрения дела не представилось возможным по объективным причинам (наличие меры пресечения в виде домашнего ареста), а также в связи с не обеспечением его ознакомления с материалами дела об административном правонарушении. Вместе с тем, как следует из материалов дела, ФИО2 приглашался в Министерство финансов Пермского края для дачи объяснений и подписания протокола, а также рассмотрения дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 представил в Министерство финансов Пермского края заявление (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) о том, что постановлением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ему продлена мера пресечения в виде домашнего ареста до ДД.ММ.ГГГГ, с возражением против составления протокола и рассмотрения дела по существу ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие и ходатайством об отложении данных процессуальных действий. Удовлетворяя ходатайство ФИО2, Министерство финансов <Адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О даче разрешения» обратилось в СО УФСБ по Пермскому краю с просьбой разрешить ФИО2 выход за пределы места исполнения меры пресечения (жилого помещения) для рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 поступило ходатайство о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела. С повторной просьбой Министерство финансов Пермского края обратилось в УФСБ в письме от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ. В обоих случаях просьба рассмотрена положительно, о чем имеются разрешительные подписи следователя, и о чем ФИО2 административным органом сообщено в уведомлении о составлении протокола, рассмотрении дела от ДД.ММ.ГГГГ, полученном им ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ФИО2 своим правом не воспользовался. Таким образом, оснований считать право ФИО2 на ознакомление с материалами дела, на участие при составлении протокола, рассмотрения дела, нарушенным не имеется. При таких обстоятельствах, указанные доводы ФИО2 являются не состоятельными.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому суд признает их допустимыми доказательствами.

Грубых процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судья не находит. ФИО2 был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень совершенного административного правонарушения, личность ФИО2, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств. Суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в пределах минимальной санкции части 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать виновным ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель: ИНН <***>/КПП 590201001, Банк получателя Отделение Пермь г.Пермь, БИК 045773001, р/счет <***>, л/с <***>, Получатель УФК по Пермскому краю (Министерство финансов Пермского края), КБК 840 1 16 18020 02 0000 140, ОКТМО 57701000, назначение платежа: постановление (решение) от «__»_______2017 года по делу №______.

Копию документа, свидетельствующую об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми.

Неуплата административного штрафа в срок 60 суток влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей в соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - <данные изъяты> В.В. Лисовская

<данные изъяты>. Судья В.В. Лисовская