ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-305/19 от 10.07.2019 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 5-305/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июля 2019 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),

с участием защитника Управления Федерального казначейства по Новгородской области Верещагина М.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица -

Управления Федерального казначейства по Новгородской области, находящегося по адресу: <адрес>,

установил:

22 мая 2019 года консультантом отдела государственной охраны объектов культурного наследия инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО1 в отношении Управления Федерального казначейства по Новгородской области (далее по тексту – УФК по Новгородской области, Управление) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований подп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>

Дело об административном правонарушении в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, передано на рассмотрение в Новгородский районный суд.

Извещенный надлежащим образом законный представитель УФК по Новгородской области в судебное заседание не явился, на представление интересов и защиту прав юридического лица уполномочил защитника Верещагина М.А.

При рассмотрении дела защитник Управления Верещагин М.А. виновность юридического лица во вмененном правонарушении оспаривал по доводам, изложенным в письменных объяснениях, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях УФК по Новгородской области состава административного правонарушения.

Выслушав объяснения защитника Верещагина М.А., допросив свидетелей Свидетель 2, Свидетель 1, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Объективную сторону административного правонарушения образуют противоправные действия (бездействие), нарушающие требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо выражающиеся в несоблюдении ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть в невыполнение или нарушение тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны объектов и использования культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, совершившие нарушение правил охраны и использования объектов культурного наследия.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В части 1 статьи 45 названного Федерального закона предписано, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Согласно пункту 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1); не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2); не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (подпункт 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункт 4).

При рассмотрении дела судьей установлено, что постановлением Администрации Новгородской области от 31 мая 2002 года № 104 <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, включен в список выявленных объектов исторического и культурного наследия Новгородской области и на основании ч. 3 ст.64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ относится к объектам культурного наследия регионального значения.

С 12 апреля 2012 года вышеуказанный объект предоставлен на праве оперативного управления УФК по Новгородской области.

14 октября 2013 года Управлению на объект культурного наследия регионального значения <данные изъяты> выдано охранное обязательство № 97.

На основании приказа начальника инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 18 февраля 2019 года № 38 в период с 12 марта 2019 года по 08 апреля 2019 года должностными лицами указанного органа государственного контроля (надзора) в отношении УФК по Новгородской области проведена плановая документарная и выездная проверка.

В рамках данной проверки 04 апреля 2019 года осуществлен осмотр технического состояния объекта культурного наследия <данные изъяты> которым выявлен факт размещения на фасадах памятника выносных блоков кондиционеров, что является нарушением подп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Вышеуказанные действия (бездействие) УФК по Новгородской области, выразившиеся в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>, послужили поводом к возбуждению в отношении Управления дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, о чем 22 мая 2019 года должностным лицом инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области составлен протокол об административном правонарушении.

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 08 апреля 2019 года № 2, актом осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 04 апреля 2019 года № 8 и приложенным к нему фотоматериалом и иными письменными материалами дела.

Кроме того, данные доказательства согласуются с показаниями допрошенной в суде Свидетель 2, подтвердившей факт допущенного Управлением нарушения и пояснившей о том, что размещение выносных блоков кондиционеров нарушает декор фасадов объекта культурного наследия, меняет внешний вид памятника, то есть изменяет предмет охраны. Кроме того, при установке кондиционеров имело место разрушение штукатурного покрытия и кирпичной кладки здания, что ухудшает состояние объекта культурного наследия. Как владелец объекта культурного наследия УФК по Новгородской области было обязано принимать меры к его сохранению. До проведения проверки в 2019 году предписаний о демонтаже кондиционеров УФК по Новгородской области не выдавалось, поскольку это возможно только в рамках проверки, которая в отношении данного юридического лица проводилась впервые. В 2018 году комитетом в адрес УФК по Новгородской области направлялось письменное уведомление о необходимости произвести демонтаж кондиционеров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу пункта 11 статьи 48 того же Федерального закона лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона №73-ФЗ за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит и охранное обязательство № 97 на вышеназванный объект культурного наследия регионального значения от 14 октября 2013 года, положениями раздела 3 которого определено, что, в числе прочего, пользователь обязан принимать меры к обеспечению сохранности объекта культурного наследия, предоставленного в оперативное управление, в соответствии с режимом использования памятника; содержать объект культурного наследия, все связанное с ним имущество и территорию в надлежащем техническом порядке.

Поскольку УФК по Новгородской области, являясь законным владельцем объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> в нарушение положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, будучи осведомленным о статусе объекта как объекта культурного наследия регионального значения, не приняло мер по предотвращению (недопущению) размещения на фасадах объекта кондиционеров и соблюдению требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, приведенные защитником юридического лица доводы относительно отсутствия в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлены обстоятельства, исключающие возможность привлечения Управления к административной ответственности за совершенное деяние, и влекущие прекращение производства по настоящему делу.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

По материалам настоящего дела об административном правонарушении Управлению вменяется совершение конкретного деяния, связанного с нарушением установленного законом порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Из приобщенного к материалам дела акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства № 97 от 14 октября 2013 года, приложенных к нему фотоснимков фасадов памятника усматривается, что на момент технического осмотра указанного объекта культурного наследия представителем органа государственной охраны культурного наследия на фотоснимках уже было зафиксировано, что фасадах выявленного объекта культурного наследия наличествуют выносные блоки кондиционеров.

Сопоставление фотоматериалов, полученных должностными лица органа государственной охраны культурного наследия при выдаче Управлению охранного обязательства и в ходе проведенного 04 апреля 2019 года осмотра технического состояния объекта культурного наследия, позволяет придти к выводу, что на фотоснимках запечатлено одно и то же оборудование.

Из вышеизложенного следует, что о наличии факта нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия административный орган был осведомлен не позднее 14 октября 2013 года.

Данное обстоятельство также подтверждается показаниями допрошенного в суде свидетеля Свидетель 1, а также перепиской между инспекцией государственной охраны культурного наследия Новгородской области и УФК по Новгородской области по поводу демонтажа наружных блоков кондиционеров.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 14 октября 2013 года) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составляет один год.

С учетом изложенного, срок давности привлечения Управления к административной ответственности по ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, исчисляемый с 15 октября 2013 года по настоящему делу истек 15 октября 2014 года.

Тот факт, что признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в действиях Управления вновь были выявлены в ходе проверки, проведенной в период с 12 марта 2019 года по 08 апреля 2019 года, не может служить основанием для иного исчисления этого срока, поскольку иных нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия, в частности, необеспечение сохранности и неизменности облика выявленного объекта культурного наследия, свидетельствующих о длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, Управлению не вменяется.

Поскольку обстоятельства дела не позволяют придти к выводу об отсутствии в действиях УФК по Новгородской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, следовательно, производство по делу следует прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Управления Федерального казначейства по Новгородской области прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.В. Ящихина