Дело № / 2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года
г. Гурьевск 13 ноября 2020 года
Судья Гурьевского районного суда Калининградской области Куракина И.В., при помощнике судьи Гулидовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного Общества (АО) «Аэропорт «Храброво», ОГРН <***>. ИНН <***>, место нахождения: 238300, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Храброво,
У С Т А Н О В И Л :
В соответствии с письмом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.12.2019 № 8/Т/92299, поступившим в УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, на основании пунктов 4.1.6, 4.1.25 части IV Положения об УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, в адрес АО «Аэропорт «Храброво» был направлен запрос от 20.08.2020 № 2396.05.21-324 о предоставлении информации по объекту транспортной инфраструктуры «Аэропорт Калининград (Храброво)», подтверждающих оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, либо объяснения о причинах отсутствия указанных документов; документы, подтверждающие соответствие установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающих идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств требованиям п.п. 32-40 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», либо объяснения о причинах отсутствия указанных документов. В ответ на указанный запрос АО «Аэропорт «Храброво» 04.09.2020 представило в УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора документы и сведения, в котором не было представлено сведений и документов, подтверждающих оснащение ОТИ «Аэропорт Калининград «Храброво» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств и документов, подтверждающие соответствия требованиям пунктов 32-40 Требований, а именно: требований к техническим системам и средствам интеллектуального видеонаблюдения, а также «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 № 886.
Должностным лицом УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора АО «Аэропорт «Храброво» обвиняется в нарушении требований законодательства, установленного в области транспортной безопасности, а именно: п.п.1 п.7 Требований № 886 в части отсутствия идентификации физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, сектора свободного доступа, перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на ОТИ «Аэропорт Калининград (Храброво)» СТИ АО «Аэропорт «Храброво»). ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «Аэропорт «Храброво» ФИО3, действующая на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, не признала, указывая на отсутствие в действиях (бездействии) Общества и его должностных лиц состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что идентификация для систем видеонаблюдения не определена как автоматизированный процесс. Создание и использование регистрационной базы данных для идентификации физических лиц организациями, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, может осуществляться исключительно в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», и не может включать в себя неограниченное число физических лиц, в частности, пассажиров авиарейсов. На основании п.п.5 п.7 Постановления № 886 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, предусматривающий в том числе доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности. Считает вывод, содержащийся в протоколе о невыполнении Обществом обязанности по оснащению объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими идентификацию физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения, является оспоримым, а вмененное нарушение - недоказанным.
Управление государственного авиационного надзора и надзора по обеспечению транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗВО Ространснадзора) о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, в который входят: объект и объективная сторона правонарушения, субъект и субъективная сторона правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность только за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо умышленное неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности.
Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлены основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности: разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п.4 ст.1 Закона о транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч.9 ст.1 указанного Закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что АО «Аэропорт «Храброво» является субъектом транспортной инфраструктуры, основным видом деятельности является деятельность аэропортовая. АО «Аэропорт «Храброво» относится к субъектам первой категории объектов транспортной инфраструктуры, о чем ДД.ММ.ГГ внесена запись в Реестр категорированных ОТИ и ТС. Таким образом, АО «Аэропорт «Храброво» является субъектом транспортной инфраструктуры в понятиях, определенных Законом о транспортной безопасности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, пояснений защитника Общества, АО «Аэропорт «Храброво» на границах зон транспортной безопасности - КПП 1, КПП 3 (контрольно-пропускных пунктах), пункт досмотра цоколь, пункт досмотра служебный сектор А- установлена система видеонаблюдения (IP, аналоговые видеокамеры <данные изъяты>- Акты ввода видеокамер, Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам №№), позволяющая вести наблюдение за объектами перемещения (людьми и транспортными средствами).
Помимо системы видеонаблюдения на границах зон транспортной безопасности установлена и система управления контроля доступом. При перемещении через границы зон транспортной безопасности лица, имеющие постоянные пропуска, прикладывают их к считывателю, что позволяет идентифицировать данных лиц путем их сличения с отображаемой фотографией перемещающегося лица на мониторе инспектора службы авиационной безопасности.
Лица, имеющие разовые пропуска на бумажном носителе пересекающие границу зон транспортной безопасности, проходя досмотр предъявляют паспорт, что позволяет сотруднику службы авиационной безопасности идентифицировать их личность.
Кроме того, на границах зон транспортной безопасности установлены биометрические системы прохода по отпечаткам пальцев, (Акт № от ДД.ММ.ГГ ввода в эксплуатацию биометрической точки доступа СКУД. Объект: КПП 1, КПП 3 (контрольно-пропускных пунктах), пункт досмотра цоколь, пункт досмотра служебный сектор А (турникет вход/выход) АО «Аэропорт» Храброво»). Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам от ДД.ММ.ГГ № № (Биометрическая система контроля и управления доступом ЗАО НВП «Болид»), а так же система видеонаблюдения (Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам № №), что позволяет идентифицировать перемещение входящих лиц.
На входе в здание аэровокзального комплекса (сектора свободного доступа), имеется Интеллектуальная Система Безопасности видеонаблюдения (Сервер <данные изъяты>, IP видеокамеры <данные изъяты> - Акты ввода в эксплуатацию, Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам № №), которая позволяет вести наблюдение за лицами, входящими в аэровокзал.
Для автотранспортных средств предоставление доступа для въезда через КПП осуществляется посредством видеоидентификации государственных транспортных знаков автотранспортных средств (Акт от ДД.ММ.ГГ ввода в эксплуатацию системы видеоидентификации автотранспортных средств. Объект: КПП-1, КПП-3 АО «Аэропорт «Храброво»).
В отношении АО «Аэропорт «Храброво» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в связи с тем, что УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора пришло к выводу о нарушении со стороны АО «Аэропорт «Храброво» требований к транспортной безопасности, в частности п.п.1 п.10 Требований №, поскольку установленные в АО «Аэропорт «Храброво» системы видеонаблюдения и биометрическая система контроля и управления доступом не относятся к системам интеллектуального видеонаблюдения.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона о транспортной безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ст.8 Федерального закона № 16-ФЗ).
В соответствии с приведенной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, которые применяются с ДД.ММ.ГГ, которыми установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее - объект транспортной инфраструктуры) и транспортных средств воздушного транспорта (далее - транспортные средства).
В связи с вступлением с ДД.ММ.ГГ в законную силу постановления Правительства Российской Федерации 05.10.2020 № 1605, утвердившим Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, ранее действовавшие Требования № 886 не применяются.
Требования № 886 и Требования № 1605 предусматривают обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) I категории оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, сектора свободного доступа, перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры. (п.п. 1 п. 7 Требований № 886).
Из дословного толкования указанных выше положений не следует прямая обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры использовать в целях соблюдения транспортной безопасности технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации. (ч.8 ст.12.2 Федерального закона № 16-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее Требования № 969), а также Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила №969), которые содержат требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и включают в себя требования к функциональным свойствам, в частности, технических систем и средств сигнализации; технических систем и средств контроля доступа; технических систем и средств досмотра; технических средств видеонаблюдения; технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения; технических систем и средств видеозаписи; технических систем и средств аудиозаписи; технических средств связи, приема и передачи информации; технических средств оповещения; технических систем сбора и обработки информации.
Исходя из содержания п.2 Правил № 969, обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения: Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи.
Под идентификацией (для систем видеонаблюдения) - процесс, при котором осуществляется поиск в регистрационной базе данных и предоставляется список кандидатов, содержащий от нуля до одного или более идентификаторов.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует правовой механизм использования субъектами транспортной инфраструктуры сведений, включенных в регистрационные базы данных физических лиц для целей их автоматической идентификации.
Использование регистрационных баз данных субъектами транспортной инфраструктуры в условиях существующего правового регулирования возможно в пределах, ограниченных положениями Федерального закона «О защите персональных данных», фактически исключая автоматическую идентификацию физических лиц.
В соответствии с Требованиями № 886 и Требованиями № 1605 предполагается получения доступа ФСБ России и МВД России (органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность) к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, в частности с установленных на ОТИ систем видеонаблюдения. Указанные органы государственной власти обладают надлежащими базами данных, что в полной мере свидетельствует о надлежащем процессе реализации процесса идентификации физических лиц в смысле, придаваемом данному понятию в указанном выше постановлении.
При таких обстоятельствах отсутствие обязанности использования Обществом систем интеллектуального видеонаблюдения, исключает обязательность использования Обществом средств транспортной безопасности, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «Аэропорт «Храброво» нарушений требований транспортной безопасности, выразившихся в нарушении положений п.п. 1 п. 7 Требований № 886.
Таким образом, в судебном заседании умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) АО «Аэропорт «Храброво», ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а также неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, не установлен.
Отсутствие в действиях Общества виновного поведения, как в форме умысла, так и форме неосторожности, исключает возможность привлечения АО «Аэропорт «Храброво» к административной ответственности по ч. 3 ст.11.15.1 КоАП РФ, а также возможность переквалификации его действий на ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении АО «Аэропорт «Храброво» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении АО «Аэропорт «Храброво» – прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.В. Куракина