№ 5-305/2023УИД <номер обезличен>ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 августа 2023 года г. Томск
Судья Ленинского районного суда г. Томска Лысых Евгений Николаевич, по адресу <адрес обезличен>, пер. Батенькова, 6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Мадаминова А.К., <дата обезличена> г.р., уроженца <адрес обезличен>, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>,
установил:
<дата обезличена> около 14 часов 45 минут Мадаминов А.К., являясь индивидуальным предпринимателем (<номер обезличен>), зарегистрированный по адресу: <адрес обезличен>, в нарушение п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», заключив договор аренды недвижимого имущества от <дата обезличена> с индивидуальным предпринимателем Туганаевой Е.Г., осуществляющей деятельность по торговле розничной моторными маслами в <данные изъяты>» по адресу: <адрес обезличен>, не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Мадаминов А.К., должностное лицо, составившее протокол, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Обстоятельства дела и причастность Мадаминова А.К., как индивидуального предпринимателя, к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются следующей совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно:
- сообщением КУСП <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которому в указанную дату в 14 часов 49 минут поступило сообщение о том, что в <данные изъяты>» на <адрес обезличен>, неправильно утилизируют отходы;
- протоколом об административном правонарушении серии <номер обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>, в котором указаны обстоятельства совершения ИП ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ;
- объяснением Мадаминова А.К. от <дата обезличена>, согласно которому он заключил договор аренды <номер обезличен> от <дата обезличена> с ИП Туганаевой Е.Г., предоставил ей для осуществления деятельности принадлежащее ему на праве собственности по момещение по адресу <адрес обезличен>, а именно розничная продажа моторных масел. Будучи обязанным заключить договор на вывоз ТБО, он данный договор не заключил;
- объяснением Туганаевой Е.Г.
-объяснением ФИО1 продавца магазина «<данные изъяты>»;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата обезличена>, в ходе которого осмотрено помещение магазина «Масломаркет» по адресу: <адрес обезличен>;
- выпиской из ЕГРИП, согласно которой основным видом деятельности ИП Мадаминова А.К. является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом;
- выпиской из ЕГРИП, согласно которой основным видом деятельности ИП Туганаевой Е.Г. торговля розничная моторными маслами и топливом;
- копией договора аренды помещения <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которому Туганаева Е.Г. является арендатором принадлежащего Мадаминову А.К. нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Условия договора предусматривают возложение обязанности на собственника нежилого помещения по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- копией ответа на запрос УМП «Спецавтохозяйство <адрес обезличен>» от <дата обезличена>, согласно которому указанная организация является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. ИП ФИО4, осуществляющая деятельность в магазине <данные изъяты>» по адресу: <адрес обезличен>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключала;
- копией соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от <дата обезличена>, заключенного между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес обезличен> и УМП «Спецавтохозяйство <адрес обезличен>», согласно которому УМП «Спецавтохозяйство <адрес обезличен>» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес обезличен>. Данное соглашение размещено в сети «Интернет» по ссылке: <данные изъяты>
- уведомлением, согласно которому УМП «Спецавтохозяйство <адрес обезличен>» доводит до сведения потребителей информацию о необходимости с <дата обезличена> заключить договоры на обращение с твердыми коммунальными отходами, ланное уведомление размещено в сети «Интернет» по ссылке: <данные изъяты>
Судья считает возможным положить в основу своих выводов письменные материалы дела как доказательства вины ИП Мадаминова А.К., признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для разрешения настоящего дела об административном правонарушении.
Решая вопрос о виновности ИП Мадаминова А.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, судья исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от24.06.1998№ 89-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ следует, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.
В соответствии с пп. «в» п. 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее – нежилые помещения), и на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с абз. 1 - 3 п. 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) – 8 (16) названных Правил.
Нарушение вышеуказанных требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Мадаминова А.К.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Томска является УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», которое в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ и вышеприведенных Правилам на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://sahtomsk.ru) известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с указанным Федеральным законом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Мадаминов А.К. <дата обезличена> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <номер обезличен>). Сведения о прекращении данного статуса в материалы дела не представлены.
Туганаева Е.Г. является арендатором помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, где осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с розничной продажей моторных масел, в ходе которой безусловно образуются твердые коммунальные отходы. При этом условиями заключенного договора аренды предусмотрено возложение обязанности по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на собственника нежилого помещения – Мадаминова А.К.
Сведения о заключении договора с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в нежилом помещении по адресу <адрес обезличен> материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что ИП Мадаминов А.К. является лицом, на которое законодательством возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Вместе с тем, в нарушение указанных выше положений нормативно-правовых актов, Мадаминов А.К. при осуществлении предпринимательской деятельности по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, мер к заключению указанного договора не принял, что было выявлено в ходе проверки поступившего сообщения сотрудниками ОМВД России по Ленинскому району г. Томска.
Поскольку факт правонарушения выявлен сотрудниками полиции в ходе мероприятий, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», при наличии соответствующего повода и основания для проведения проверки, порядок возбуждения дела об административном правонарушении не нарушен. Положения ч. 4, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении соблюдены.
Таким образом, судьей установлено, что ИП Мадаминов А.К. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при утилизации отходов производства.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Судьей принимается во внимание, что ИП Мадаминов А.К. совершил административное правонарушение в области охраны окружающей среды, при этом ранее к административной ответственности не привлекался.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судья считает, что цели наказания могут быть достигнуты при применении наименее строго вида административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа.
Положениями ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, при этом, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя, судья приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения.
Основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при выявлении административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса, согласно которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что настоящее правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также исходя из характера совершенного правонарушения, выразившегося в умышленном несоблюдении обязательных требований в области охраны окружающей среды, создающих угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, замена административного штрафа предупреждением по настоящему делу невозможна.
В то же время, принимая во внимание, что ИП Мадаминов А.К. впервые совершил указанное административное правонарушение, ранее к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 8 КоАП РФ, не привлекался, учитывая характер совершенного административного правонарушения, судья считает возможным при назначении наказания в виде административного штрафа применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, которое с учетом требований ст. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ определить в минимальном размере в 15 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Индивидуального предпринимателя Мадаминова А.К., <дата обезличена> г.р., уроженца к/с Пангаз, <адрес обезличен>, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, паспорт гражданина РФ 69 <номер обезличен><номер обезличен>, выдан <дата обезличена> ОУФМС России по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по <адрес обезличен> (УМВД России по <адрес обезличен>)
УИН: 18<номер обезличен>
ИНН: 7018016237
КПП: 701701001
ОКТМО: 69701000
номер счета получателя: 03<номер обезличен>
наименование банка получателя: Отделение Томск Банка России
БИК: 016902004
Корр. счет: 40<номер обезличен>
КБК: 18<номер обезличен>
назначение платежа: штраф (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ)
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ подлежит взысканию в принудительном порядке.
В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сведения об оплате штрафа необходимо представить в Ленинский районный суд <адрес обезличен>.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья | ФИО1 | |