ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3061/2021 от 19.01.2022 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

№ 5-44/2022

63RS0038-01-2021-009187-69

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 января 2022 года г. Самара

Судья Кировского районного суда города Самары Ужицына А.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Строительно-Ремонтная База», ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительно-Ремонтная База» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно протокола об административном правонарушении -Ю от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным государственным инспектором Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору Турдакиным А.Б. в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ в 15:50 час. выявлено событие административного правонарушения – отсутствие лицензии на лицензируемый вид деятельности – эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности: сеть газопотребления ООО «Строительно-Ремонтная База», рег. № А53-04925-0001, III класс опасности, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая (находящаяся в эксплуатации) ООО «Строительно-Ремонтная База», что является нарушением требований ст. 6, ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ООО «Строительно-Ремонтная База» в судебном заседании правонарушение признала, просила применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

От директора Общества Кормакова Н.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие привлекаемого лица. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Старший государственный инспектор Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением Управления Турдакин А.Б. просил привлечь ООО «Строительно-Ремонтная База» к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопреки указанным требованиям, сеть газопотребления, рег. № А53-04925-0001, III класс опасности, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая (находящаяся в эксплуатации) ООО «Строительно-Ремонтная База» используется Обществом в отсутствие лицензии на вид деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно требованиям ч.2 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, по состоянию на 20.10.2021 года опасный производственный объект - сеть газопотребления, рег. № А53-04925-0001, III класс опасности, расположенная по адресу: <адрес>, не зарегистрирован в государственном реестре.

Юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов, обязаны представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Согласно требованиям п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационный системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений.

Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

В нарушение требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ООО «Строительно-Ремонтная База» осуществляло деятельность на объекте: сеть газопотребления, рег. № А53-04925-0001, III класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, с нарушением требований промышленной безопасности, что зафиксировано Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу ч.1 ст.9.1 КоАП РФ Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Факт нарушения юридически лицом ООО «Строительно-Ремонтная База» условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается материалами дела, а именно:

- протоколом об административном правонарушении -Ю от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным государственным инспектором Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору Турдакиным А.Б. в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ в 15:50 час. выявлено событие административного правонарушения – отсутствие лицензии на лицензируемый вид деятельности – эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности: сеть газопотребления ООО «Строительно-Ремонтная База», рег. № А53-04925-0001, III класс опасности, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая (находящаяся в эксплуатации) ООО «Строительно-Ремонтная База», что является нарушением требований ст. 6, ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

- уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- сведениями из реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- выпиской из ЕГРЮЛ.

Таким образом, в действиях ООО «Строительно-Ремонтная База» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Петренко А.И. и ООО «Средневолжская газовая компания» был подписан договор №БП-2175 о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства, а именно указанная сеть газопотребления.

Согласно п. 5.3. указанного договора, ООО «СВГК», как предприятие по эксплуатации газового хозяйства, осуществляет весь комплекс мер, включенных в понятие эксплуатации опасного производственного объекта.

Пунктом 3.1. установлено, что договор заключается сроком на 5 (пять) лет и действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом если ссудополучатель продолжает пользоваться объектом договора после истечения срока договора при отсутствии за 15 дней до завершения срока действия договора возражений со стороны ссудодателя, договор считается возобновленным на следующий срок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СВГК» подтвердило, что договор №БП-2175 о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ является действующим.

Согласно п. 1 ст. 700 ГК РФ Ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.

Таким образом, смена собственника сети газопотребления не повлекло за собой расторжение договора безвозмездного пользования, что свидетельствует о том, что в настоящее время бремя эксплуатации сети газоснабжения несет ООО «СВГК».

Между ООО «СРБ» и ООО «СВГК» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание газового оборудования, газопроводов и сооружений на них. Аналогичные договоры заключались ежегодно.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 85 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании заявления ООО «Строительно-Ремонтная База» об исключении ОПО из государственного реестра опасных производственных объектов, зарегистрированного в Средне- Поволжском управлении Ростехнадзора вх.№ ОПО-ЗО1/54289 от 21.10.2021г., и на основании решения Самарского регионального отдела по газовому надзору, надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением Средне-Поволжского управления Ростехнадзора № Р-301-1116 от 09.11.2021г. опасный производственный объект исключен из государственного реестра, в связи с предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации изменениями критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов следующего ОПО: «Сеть газопотребления ООО «Строительно-Ремонтная База»», Per. №А53-04925-0001, III класса опасности, от 05.09.2013г.

На основании ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения вышеприведенных требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, оно подлежит привлечению к административной ответственности.

В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Рассматривая вопрос о назначении наказания, судья в соответствии с положениями статьи 4.1 настоящего Кодекса принимает во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на требования промышленной безопасности, совершение его впервые и признание вины, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Согласно ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 316-ФЗ) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

На основании ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 – 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб в настоящее время отсутствуют.

Поскольку правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), ООО «Строительно-Ремонтная База» является микропредприятием, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и каких-либо однородных правонарушений ранее не совершало (в материалах дела такие сведения отсутствуют), суд считает необходимым назначить Обществу наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 4.1.1, 9.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать ООО «Строительно-Ремонтная База», ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд города Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Р. Ужицына