П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 апреля 2020 г. г.Астрахань
Судья Кировского районного суда г.Астрахани Кольцова В.В.
Рассмотрев материал по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО «город Астрахань» о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора от 21.02.2020 года в отношении администрации МО «город Астрахань» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ – невыполнение законных требований прокурора.
Согласно существу постановления 31 января 2020 года в адрес главы администрации направлено требование о необходимости предоставления сведений (актов) о проведении инвентаризации зеленых насаждений за последние 10 лет на территории муниципального образования «Город Астрахань». Установлен срок для представления указанных сведений до 12.02.2020 года. Указанное представление получено администрацией МО «город Астрахань» 03.02.2020 года. Администрация МО «город Астрахань» в нарушении ст.ст. 6,21,22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в установленный срок не выполнила законные требования прокурора.
Выслушав старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Завадину О.А., с учетом дополнительно представленных доводов, согласно которых требования прокурора были основаны в том числе на ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым, полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды, а также благоустройству территории городского округа, в том числе озеленению, относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. В силу положений ст. 61 Закона № 7-ФЗ одним из таких мероприятий по охране окружающей среды в пределах городского округа определена организация охраны зеленого фонда городских населенных пунктов, предусматривающая систему мер, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Поскольку озеленение территории муниципального образования включает в себя комплекс мер, в том числе посадку, содержание и снос (вырубку) зеленых насаждений, а также проведение инвентаризации данного муниципального имущества, органами местного самоуправления МО «Город Астрахань» отдельными полномочиями в данной сфере наделены территориальные и отраслевые органы управления МО «Город Астрахань», являющиеся самостоятельными юридическими лицами.
В частности, согласно Положению об управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного решением Городской Думы от 03.09.2015 №79, полномочиями по озеленению, то есть посадке и содержанию зеленых насаждений территории МО «Город Астрахань» наделен вышеуказанный отраслевой орган администрации муниципального образования. С целью проведения работ по посадке и содержанию зеленых насаждений постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 21.01.2011 № 297 учреждено МБУ «Зеленый Город».
Согласно представленной в суд выписки об электронном документообороте требования прокурора от 31.01.2020 следует, что запрос прокурора принят администрацией МО «Город Астрахань» к исполнению, ответственным за представление запрошенных прокурором сведений и документов назначен первый заместитель главы администрации МО «Город Астрахань», которым, в свою очередь, даны поручения нескольким отраслевым ведомствам администрации о предоставлении сведений в рамках установленной компетенции, что свидетельствует о том, что инвентаризация зеленых насаждений представляет собой комплекс мероприятий, как экологического, так и имущественного характера, и обобщенные сведения по данному вопросу может представить только администрация МО «Город Астрахань».
В этой связи направленный прокуратурой главе администрации МО Город Астрахань» запрос о предоставлении сведений об инвентаризации зеленых насаждений в пределах городского округа является законным и обоснованным.
Согласно позиции, изложенной представителем администрации МО «город Астрахань» ФИО1 в возражениях на протокол об административном правонарушении, при поступлении запроса структурное подразделение администрации МО «город Астрахань» приступило к сбору и подготовки сведений, а именно актов обследования качественного состояния зеленых насаждений, составленных в рамках выдачи разрешений на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений. В связи с большим объемом работ срок исполнения документа был пропущен, вместе с тем, ссылаясь на то обстоятельство, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации носят рекомендательный характер, инвентаризацию зеленых насаждений структурное подразделение вести не обязано, предоставление же иных сведений носит объемный характер, в связи с чем, представленный срок является неразумным.
Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующему:
Согласно ст. ст. 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Статья 6 ФЗ "О Прокуратуре РФ" устанавливает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, при этом неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Статья 21 ФЗ "О Прокуратуре РФ" устанавливает, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно п.3 указанной статьи, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
Прокурорам предписано обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Таким образом, предметом надзора прокурора является исключительно соблюдение требований закона, иных нормативных актов, соблюдение же правовых документов, носящих рекомендательный характер, не является предметом прокурорского надзора, его функций, следовательно, не входит в комплекс его полномочий.
В судебном заседании установлено, что 31.01.2020 года, в адрес главы администрации МО «город Астрахань», направлен запрос о представлении сведений (актов) о проведении инвентаризации зеленых насаждений за последние 10 лет. Данное требование основано, на положениях п..1.1.1,5.1-5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 года № 153, Методики инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Иные нормативные документы, предписывающие проведение инвентаризации зеленых насаждений в запросе прокурора не приведены, как и не запрошена иная информация, в том числе по обследованию зеленых насаждений при принятии решения об их опиловке, сносу, пересадке.
26.02.2020 года первым заместителем главы администрации МО «город Астрахань» в адрес Астраханского межрайонного природоохранного прокурора направлен ответ, согласно которому в соответствии с распоряжением администрации МО «город Астрахань» от 25.06.2019 года МБУ г.Астрахани «Зеленый город» наделено полномочиями по обрезке (опиловке), сносу деревьев на землях, находящихся в собственности МО «Город Астрахань». Поскольку Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 года № 153, носят рекомендательный характер, инвентаризация зеленых насаждений является правом, а не обязанностью администрации МО «город Астрахань».
Судом установлено, что Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" прямо предусматривает, что настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.
Таким образом, запрос прокурора о представлении актов инвентаризации зеленых насаждений за последние 10 лет в соответствии с указанными Правилами, не вытекает из полномочий прокурора, установленных Законом «О прокуратуре РФ».
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, действия администрации МО «город Астрахань», не направившей своевременно ответ по запросу о применении документа, носящего рекомендательный характер, не могут образовывать состав указанного правонарушения.
Доводы прокурора, приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, в том числе о наличии у структурных подразделений органа местного самоуправления МО «город Астрахань» полномочий по ведению инвентаризации зеленых насаждений, не могут быть учтены в ходе рассмотрения настоящего дела, поскольку состав рассматриваемого правонарушения определяется исключительно запросом, направленным прокурором в соответствии со ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре в РФ».
Поскольку в судебном заседании установлено, что запрос прокурора содержит лишь ссылку на приведенные выше Правила, а также запрошены лишь акты об инвентаризации зеленых насаждений, отсутствие в установленный прокурором срок ответа само по себе не образует состава рассматриваемого правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом приведенных обстоятельств полагаю, что производство по делу об административном правонарушении правонарушения, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении администрации МО «город Астрахань» следует прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении правонарушения, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении администрации МО «город Астрахань» прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток.
Судья В.В.Кольцова