Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Рязань 08 октября 2019 г.
Советский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Туровой М.В.,
при секретаре Богачевой Е.А.,
с участием законного представителя юридического лица - временно исполняющего обязанности директора Рязанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» ФИО3, действующего на основании доверенности № от 12.09.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» в части Рязанского филиала - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры»,
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2019г. советником отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» в части Рязанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» (далее по тексту - Рязанский филиал ФГБОУВО «Московский государственный институт культуры»).
Согласно составленному протоколу об административном правонарушении <данные изъяты> от 30.08.2019г., следует, что 30 августа 2019г. в 16 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, при проведении плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.07.2019г. № в отношении Рязанского филиала ФГБОУВО «Московский государственный институт культуры» в лице Рязанского филиала, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности,утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, а именно:
- в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № (далее по тексту - Положение о лицензировании образовательной деятельности, у филиала лицензиата - отсутствует материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации в филиале основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство; 53.03.05 Дирижирование (отсутствует лингафонный кабинет и лаборатории); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 51.03.02 Народная художественная культура; 51.03.03 Социально-культурная деятельность; 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников; 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность; 52.03.01 Хореографическое искусство; 54.03.01 Дизайн (отсутствует помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования и лаборатории).
- в нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у филиала лицензиата - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества лицензиата, которые используются для осуществления образовательной деятельности в филиале по адресу: <адрес> (в рамках процедуры межведомственного взаимодействия Рособрнадзором в адрес Роспотребнадзора был направлен запрос о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения, на который 24.08.2019г. поступил ответ об отсутствии у организации заключения СЭЗ);
- в нарушение подпункта «и» пункт 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензиатом не созданы специальные условия в филиале для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: не обеспечивается возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в здание по адресу: <адрес>, в том числе, где располагается приемная комиссия; лестницы не дублируются пандусами или подъемными устройствами; отсутствуют специально оборудованные для маломобильных групп населения санитарно-бытовые помещения; отсутствует разметка места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске; отсутствует в помещении, предназначенной для проведения массовых мероприятий, индукционная петля.
06 сентября 2019г. материалы административного дела были направлены на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Рязани.
Определением Октябрьского районного суда г. Рязани от 11 сентября 2019г. административное дело было передано для рассмотрения по подведомственности в Советский районный суд г. Рязани.
Изучив протокол об административном правонарушении и иные поступившие на рассмотрение в суд материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Действительно, п. 40 ч. 1 ст. 12Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подпункт б); наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт ж); наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт и).
Согласно ч. 9 п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, временно исполняющий обязанности директора Рязанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» ФИО3 не оспаривал факт наличия выявленных в ходе проведения плановой выездной проверки нарушений п.п. «б», «и» п.6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» на момент проведения проверки, пояснил, что руководством филиала предпринят ряд мер с целью устранения выявленных нарушений, а именно: приобретено программное обеспечение для оборудования лингафонного кабинета, определены места расположения помещения для хранения и лабораторий, изготовлены и прикреплены указательные таблички, заказан проект на реставрацию здания и приведение его к современному использованию, в котором будет предусмотрено исполнение требований законодательства для обеспечения условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в обоснование указанных доводов в материалы дела представлены соответствующие документы.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» в части Рязанского филиала - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» установлено, что данная организация осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования от № от 24 декабря 2014г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по адресу места нахождения филиала юридического лица и адресу места осуществления образовательной деятельности - <адрес>.
Вместе с тем в ходе проведения проверки 30 августа 2019 г. в 16 час. 00 мин. было установлено, что данная образовательная деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а именно: отсутствует материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации в филиале основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство; 53.03.05 Дирижирование (отсутствует лингафонный кабинет и лаборатории); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 51.03.02 Народная художественная культура; 51.03.03 Социально-культурная деятельность; 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников; 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность; 52.03.01 Хореографическое искусство; 54.03.01 Дизайн (отсутствует помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования и лаборатории). отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества лицензиата, которые используются для осуществления образовательной деятельности в филиале по адресу: <адрес>; не созданы специальные условия в филиале для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: не обеспечивается возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в здание по адресу: <адрес>, в том числе, где располагается приемная комиссия; лестницы не дублируются пандусами или подъемными устройствами; отсутствуют специально оборудованные для маломобильных групп населения санитарно-бытовые помещения; отсутствует разметка места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске; отсутствует в помещении, предназначенной для проведения массовых мероприятий, индукционная петля.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и 30.08.2019 г. составлены акт проверки № Л/З/К и протокол об административном правонарушении АП 263-19.20.3.
В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный институт культуры» вышеприведенных лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «б», «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении № от 30.08.2019г., актом проверки № от 30.08.2019г. с приложенными к нему материалами.
Вместе с тем, суд находит явно ошибочным первоначальное утверждение административного органа в протоколе об административном правонарушении о нарушении институтом также п.п. «и» п. 6 Положения о лицензировании образования в части отсутствия у филиала санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества лицензиата, которые используются для осуществления образовательной деятельности в филиале по адресу: <адрес>, поскольку об обратном свидетельствует совокупный анализ имеющихся в материалах дела документов: а именно: санитарно-эпидемиологическое заключение № от 23.12.2009г., выданным бессрочно, о соответствии указанного здания, используемого для осуществления образовательной деятельности, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, и выданным взамен него санитарно-эпидемиологическим заключением № от 09.09.2019г.
Однако, данное обстоятельство на остальные выводы суда не влияет и основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, не является.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» в части Рязанского филиала - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Кроме того, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей, административное наказание может быть назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, но не менее его половины (п.3.2, 3.3 ст. 4. 1 Кодекса).
Санкция ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, но также отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность, и наличие смягчающих обстоятельств, к которым суд причисляет признание юридическим лицом своей вины, его имущественное положение и частичное устранение к судебному разбирательству выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что ему может быть назначено наказание, не связанное с приостановлением деятельности, в виде административного штрафа менее минимально установленного законом размера, то есть в размере 75 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московский государственный институт культуры» административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (Семьдесят пять тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа (банковские реквизиты):
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч <***>)
УИН 07711113008191930033
р/сч № <***> в ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва
БИК 044501002
ОГРН <***>
ОКПО 00083397
ОКОГУ 13242
ОКАТМО 45379000
КБК 077 1 16 07000 01 6000 140.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд непосредственно либо через Советский районный суд г. Рязани в десятидневный срок со дня получения либо вручении копии настоящего постановления.
Судья