ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-309/2014 от 18.04.2014 Александровского городского суда (Владимирская область)

     Дело № 5-309/2014         <данные изъяты>

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 г. Александров        18 апреля 2014 года

 Судья Александровского городского суда Владимирской области Белоус А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Голубкова Д.Е., <данные изъяты>

 У С Т А Н О В И Л:

 Голубков Д.Е. привлекается к административной ответственности за то, что на момент составления протокола об административном правонарушении 28.03.2014г. ООО <данные изъяты> вело строительство многоквартирного 3-секционного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 2302 кв.м., кадастровый номер 33:17:000501:96.

 Земельный участок (<адрес>) принадлежит на праве собственности ООО <данные изъяты>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>.

 По мнению Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области земельный участок (<адрес>), общей площадью 2302 кв.м., кадастровый номер 33:17:000501:96 (далее - земельный участок) расположен в границах территории объекта культурного наследия «Культурный слой г. Александрова, XVI-XVII вв.», а также в зоне регулирования застройки объекта культурного наследи федерального значения «Ансамбль Успенского монастыря» (Государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник «Александровская слобода» - Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»).

 Зона регулирования застройки объекта культурного наследи федерального значения «Ансамбль Успенского монастыря» утверждена решением Исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № 1114. Согласно пункту 2 вышеназванного решения на территории зоны регулирования застройки памятников архитектуры не допускается какое-либо строительство без разрешения органов охраны объектов культурного наследия.

 Постановлением главы администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлены зоны охраны музея - заповедника «Александровская Слобода» в соответствии с проектом зон охраны.

 Согласно Проекту строительство многоквартирного 3-секционного жилого дома осуществляется в зоне регулирования застройки памятника - комплекса музея заповедника «Александровская Слобода». Зона регулирования застройки не предусматривает строительство многоквартирного 3-секционного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а допускает лишь усадебную жилую застройку.

 В судебном заседании Голубков Д.Е. вину в совершении административного правонарушения не признал в полном объеме и пояснил, что ООО <данные изъяты>» ничего не известно об установленных границах зоны регулируемой застройки музея - заповедника «Александровская Слобода». Каких-либо ограничений правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 33:17:000501:96 не содержат.

 Главный специалист, эксперт отдела охраны и контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО3, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что зона регулируемой застройки музея - заповедника «Александровская Слобода» разработана государственным научно-производственным предприятием «Владспецреставрация» в 1996 году и утверждена постановлением главы администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № 489. При этом данный проект не был опубликован, границы этой зоны не определены в соответствии с требованиями законодательства о государственном кадастре недвижимости. Расположение земельного участка с кадастровым номером 33:17:000501:96 в зоне регулируемой застройки музея - заповедника «Александровская Слобода» определено визуально путем сопоставления графических материалов проекта. Исследование кадастрового инженера для определения местоположения данного земельного участка относительно охранной зоны не проводилось

 Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника Тихонравова В.А., поддержавшего доводы Голубкова Д.Е., свидетеля ФИО3, исследовав и оценив материалы дела, судья приходит к следующему.

 Как следует из текста постановления главы администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении зон охраны музея-заповедника «Александровская Слобода» установлены зоны охраны Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» в соответствии с проектом зон охраны. При этом название организации, разработавшей данный проект, и дата его разработки в этом постановлении не указаны.

 Сведений о том, что вышеназванный проект, разработанный государственным научно-производственным предприятием «Владспецреставрация», утвержден постановлением главы администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется.

 Кроме того, данный проект не был опубликован в средствах массовой информации для всеобщего ознакомления.

 Поэтому, данный документ в силу требований статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которым любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не подлежит применению при разрешении данного дела.

 Согласно пункту 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

 В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший в пределах своей компетенции акт, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 и 10 этого Федерального закона сведения, в том числе сведения об индивидуальных обозначениях (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описании местоположения границ таких зон, наименовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизитах решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

 Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

 Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20 названного выше Положения).

 Согласно пункту 26 этого Положения правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.

 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

 Эти сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

 Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что:

 сведения об охранных зонах объектов культурного наследия (которые согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статье 94 ЗК РФ относятся к землям историко-культурного назначения, соответственно, к землям особо охраняемых территорий, т.е. к зонам с особыми условиями использования территорий), их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон, должны быть переданы в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости;

 сведения об охранных зонах объектов культурного наследия, их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы, подлежат обязательному размещению органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы граждане, земельные участки которых оказываются в границах охранных зон объектов культурного наследия, могли иметь сведения о возможностях использования принадлежащих им в этих границах земельных участков и защищать свои права на эти участки.

 В судебном заседании установлено, что эти требования норм материального права не выполнены, сведения об охранных зонах объекта культурного наследия - Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» и их границах в установленном порядке не размещены в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в г. Александрове и Владимирской области.

 Между тем, как это вытекает из объяснений Голубкова Д.Е., ООО <данные изъяты> не располагало представленным ему в установленном порядке сведениями об охранных зонах объекта культурного наследия - Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» и их границах и ограничении их прав на земельные участки, эти сведения нигде не опубликованы, не зарегистрированы в органе, осуществляющем кадастровый учет объектов недвижимости, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, о чем свидетельствует то, что в выданных им неоднократно кадастровых и правоустанавливающих документах на землю отсутствуют указания об ограничениях и обременениях их земельных прав, в связи с чем оно осуществляет строительство в границах ранее существовавшего жилого объекта, в соответствии с разрешением на строительство от 06.03.2014г., выданным и.о. главы г. Александрова.

 Поскольку, как указано выше, установление охранных зон объектов культурного наследия и их границ должно осуществляться нормативно-правовым актом, а в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 Эти нормы права соответствуют, как указано выше, требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которым любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В судебном заседании обсуждался вопрос о наличии опубликованного нормативного акта, устанавливающего охранные зоны объекта культурного наследия - Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода»и их границы.

 Однако, такого нормативного акта также не имеется, в связи с чем в силу приведенных норм права акты, которыми установлены охранные зоны указанного объекта культурного наследия, не могут применяться при разрешении настоящего спора.

 Не опубликованы на момент осуществления строительства сведения об охранных зонах объекта культурного наследия - Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» и их границах, содержащиеся и в реестре объектов культурного наследия, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

 Таким образом, Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области не представлено достаточных доказательств виновных действий исполнительного директора ООО <данные изъяты> Голубкова Д.Е. о нарушении правового режима охранной зоны Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода»

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

 П О С Т А Н О В И Л:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора ООО <данные изъяты>» Голубкова Д.Е. прекратить.

 Копию постановления направить Голубкову Д.Е. и в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.

 Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток.

       Судья                         А.А. Белоус

       <данные изъяты>

 <данные изъяты>н