ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/12 от 07.06.2012 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-30/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

г. – к. Анапа «07» июня 2012 года

Судья Анапского районного суда Краснодарского края Немродов А.Н., при секретаре Хабаровой А.К., с участием представителя юридического лица ООО «Юг – Москва – Сервис» Лопатина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Анапской межрайонной прокуратуры Краснодарского края материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Юг – Москва – Сервис»,

У С Т А Н О В И Л:

В Анапский районный суд Краснодарского края из Анапской межрайонной прокуратуры для решения вопроса о привлечении к административной ответственности поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Юг – Москва – Сервис».

Как усматривается из представленных материалов Анапской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом-экспертом регионального отдела федерального экологического надзора (г.Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (государственным инспектором в области охраны окружающей среды проведена 19.12.2011 года проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве капитального объекта по адресу: г.Анапа, (...).

По результатам проведенной проверки установлены факты нарушений требований закона, выразившиеся в следующем.

ЖСЭК «С.» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2415 кв.м., кадастровый номер 000, расположенный по адресу: г. Анапа, (...) и предназначенный для многоквартирного жилищного строительства. 07.11.2007 кооперативу выдано разрешение на продление срока строительства трехэтажного многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу.

28.11.2006 между ЖСЭК «С.» и ООО «Юг-Москва-Сервис» заключен договор подряда, предметом которого является строительство двух многоквартирных жилых домов по адресу: г.Анапа, (...). Пунктом 2.1. договора на подрядчика возложена обязанность по обеспечению выполнения работ с соблюдением строительных норм, 1 правил, технических условий и требований СНиП, обеспечению выполнения необходимых мероприятий по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности. В соответствии с п.7.1. договора он действует до момента исполнения сторонами своих обязательств.

На момент проверки установлено, что ООО «Юг-Москва-Сервис» фактически осуществлено строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома. Внутренние работы по строительству жилого дома завершены, ведутся фасадные работы по монтажу утеплителя.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст.37,39 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Статья 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что при строительстве предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, необходимо: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Указанные требования закона ООО «Юг-Москва-Сервис» при осуществлении строительства капитального объекта нарушены.

Проверкой установлено, что в процессе строительной деятельности 000 «Юг-Москва-Сервис» образуются отходы производства и потребления -бой строительного кирпича (5 класс опасности для окружающей среды), грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (5 класс опасности для окружающей среды), разнородные древесные отходы (4 класс опасности для окружающей среды), мусор от уборки территории (4 класс опасности для окружающей среды), лом черных металлов (5 класс опасности для окружающей среды), полиэтиленовая тара поврежденная (5 класс опасности для окружающей среды).

На территории строительной площадки места временного хранения отходов оборудованы (контейнер), однако, обнаружено значительное загрязнение рельефа местности в виде несанкционированной свалки различных отходов производства и потребления (бой кирпича, крупногабаритные твердые коммунальные отходы, ТБО). Договор и документы учета вывоза и утилизации отходов отсутствуют. Кроме того, на территории используется временно возведенный туалет с негерметичной выгребной ямой.

По результатам проверки 13.01.2012 года Анапским районным судом было вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Юг – Москва - Сервис» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2.КоАП РФ, и квалифицируемого как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Представитель Анапского межрайонного прокурора Краснодарского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем, суд полагает возможным рассматривать дело в его отсуствие.

Представитель юридического лица ООО «Юг – Москва – Сервис» в судебном заседании ходатайствовал о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с допущенными нарушениями порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, выразившихся в непринятии надлежащих мер по уведомлению юридического лица о времени и месте вынесения постановления от 13.01.2012 года о возбуждении дела об административном правонарушении.

Выслушав представителя ООО «Юг – Москва – Сервис» Лопатина А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим обстоятельствам.

Частью 2 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что данные по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Суд считает нецелесообразным выяснять факт наличия в действиях ООО «Юг – Москва – Сервис», состава административного правонарушения, предусмотренного по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку при вынесении постановления от 13.01.2012 года о возбуждении дела об административном правонарушении был нарушен порядок привлечения к административной ответственности.

Частью 2 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что данные по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

На основании ст. 28. 4 ч. 2 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28. 2 КоАП РФ, регламентирующей требования к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации.

Согласно ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту. Постановление об административном правонарушении, оформленное с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признано доказательством по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 г. № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

При неявке адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи (пункт 35 Правил).

Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил регистрируемым (заказным) почтовым отправлением является принимаемая от отправителя корреспонденция с выдачей ему квитанции и вручаемая адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Пунктом 34 Правил определено, что вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (законным представителям) осуществляется под их расписку при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Согласно материалов дела об административном правонарушении ООО «Юг – Москва – Сервис» имеет юридический адрес Краснодарский край г. – к. Анапа (...).

Извещение о времени и месте вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. ст. 6, 3, 8.2, 8.1, 9.4, 9.5, 20.4 КоАП РФ было направлено и.о. Анапского межрайонного прокурора 30.12.2011 года в адрес законного представителя ООО «Юг – Москва – Сервис» С.П.В. по адресу: Краснодарский край г. – к. Анапа (...), то есть не по месту нахождения юридического лица. Доказательств получения указанного извещения в материалах дела не имеется.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2012 года установлен факт необоснованности привлечения ООО «Юг – Москва – Сервис» к административной ответственности по ст. 9.5 ч. 1 КоАП РФ, в связи с неуведомлением юридического лица о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Уведомления о времени составления постановления по делу об административном правонарушении пост. 9. 5 и 8.2 КоАП РФ направлялись одним письмом.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, в нарушение приведенных норм закона 13.01.2012 года и.о. Анапского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Юг-Москва-Сервис» по ст. 8.2 КоАП РФ в отсутствии представителя общества, без доказательств извещения законного представителя о времени и месте его составления.

Следовательно, оспариваемое постановление вынесено с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушения, допущенные при вынесении постановления от 13.01.2012 года являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении (возбуждении дела об административном правонарушении). Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.

Существенное нарушение процедуры при производстве по делу об административном правонарушении исключает возможность привлечения к административной ответственности, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии со ст. 29. 9 ч. 1 п. 1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается при наличии оснований, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 п. 2, 29.9, 29.10, Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Юг – Москва – Сервис» юридический адрес: Краснодарский край г. – к. Анапа (...), прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Анапского районного суда

Краснодарского края А.Н. Немродов