ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/18 от 26.01.2018 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 5-30/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Киров 26 января 2018 года

Судья Первомайского районного суда г. Кирова Щелчков А.А.,

при секретаре Добрыниной М.А.,

с участием защитников администрации МО «Город Киров» по доверенности ФИО1, ФИО2,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - начальника отдела сохранения культурного наследия министерства культуры Кировской области ФИО3,

представителя министерства культуры Кировской области по доверенности ФИО4,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении администрации города Кирова, ИНН/КПП <***>/434501001, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица - {Дата}, местонахождение: {Адрес},

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с п. 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 25 ч.1 ст.8 Устава МО «Город Киров», утв. решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 №42/19, к вопросам местного значения муниципального образования относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами).

Согласно ч.1 ст.29 вышеупомянутого Устава администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

К полномочиям администрации города Кирова относится выдача разрешений на строительство ( п.17 ч.6 ст.29 Устава).

В соответствии с ч.ч. 1,3,4 ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника.

Статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Постановлением Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, включены: Дом, в котором в январе 1919 г. работала комиссия ЦК РКП(б) и Совет обороны по укреплению Восточного фронта ({Адрес}), который зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за №431510387530006 на основании приказа Минкультуры России от 29.12.2015 №29186-р ; Дом, в котором в 1919 г. жил советский полководец ФИО5, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия приказом Минкультуры от 29.11.2016 №58971-р за рег. № 431610611070005

Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (Приложение N 1) с дополнениями согласно Постановлениям Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 и от 07.09.1976 N 495.

Указом Президента РФ от 05.05.1997 N 452 из состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения исключены памятники истории и культуры, отнесенные решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к категории памятников истории и культуры местного значения, в частности, «Дом, в котором в 1919 г. жил советский полководец ФИО5» {Адрес}). Постановлением губернатора Кировской области от 09.07.1997 N 211 указанный объект включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения Кировской области.

Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в частности, при несоответствии представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации

12.04.2017 администрацией города Кирова, расположенной по адресу: {Адрес}, в нарушение требований ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, ч. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Данные деперсонифицированы) выдано разрешение № 43-RU43306000-038-2017 на строительство многоквартирного жилого здания со встроенными помещениями общественного назначения (1 очередь строительства), по адресу: {Адрес} (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект капитального строительства {Номер}), в то время как по состоянию на 12.04.2017 вышеуказанный объект капитального строительства попадает в защитные зоны объектов культурного наследия «Дом, в котором в январе 1919 г. работала комиссия ЦК РКП(б) и Совет обороны по укреплению Восточного фронта» ({Адрес}) и «Дом, в котором в 1919 г. жил советский полководец ФИО5» ({Адрес}). На основании указанного разрешения на строительство (Данные деперсонифицированы) приступило к строительству объекта капитального строительства в защитных зонах вышеуказанных объектов культурного наследия.

25.12.2017 начальником отдела сохранения культурного наследия министерства культуры Кировской области ФИО3 в отношении администрации МО «Город Киров» составлен протокол № 94-2017-пр об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, действия администрации МО «Город Киров» квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники администрации города Кирова по доверенности ФИО1, ФИО2 вину администрации города Кирова в совершении данного правонарушения не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым 07.08.2014 между МО «Город Киров» и ООО «ТрансХолдинг» по результатам аукциона в соответствии с постановлениями администрации города Кирова от 19.09.2011 №3049-п и от 02.06.2014 №2189-п заключен договор о развитии застроенной территории, согласно которому застройщик обязуется осуществить на предоставленной территории строительство объектов (п.2.1.6 договора), а МО «Город Киров» обязуется создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств, в.т.ч принять решение о предоставлении земельных участков застройщику для строительства объектов. Срок действия договора 6 лет. Статья 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введена Федеральным законом от 05.04.2016 №95-ФЗ, вступила в законную силу по истечении 180 дней после официального опубликования данного закона (опубликован - 05.04.2016). Таким образом, на момент заключения договора данная норма отсутствовала. Следовательно, исходя из положений ст.ст. 420, 422, 425 ГК РФ, договор должен исполняться в соответствии с его условиями. Данная норма на возникшие из договора отношения не распространяется. Сведения об установленных защитных зонах объектов культурного наследия должны содержаться в Едином государственном реестре недвижимости (ст.32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Имевшаяся на момент выдачи разрешения на строительство выписка из ЕГРН таких сведений не содержит, какие-либо ограничения прав не зарегистрированы. Изложенное свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Доказательств строительства объекта в защитной зоне объектов культурного наследия не представлено. Из проектной документации, представленной для получения разрешения на строительство, это не следует и установить не представляется возможным. Застройщиком для получения разрешения на строительство представлено положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение министерства о согласовании работ по строительству объекта. Поэтому у администрации имелись все основания полагать, что строительство объекта будет осуществлено в соответствии с требованиями государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, для получения разрешения на строительство представлено заключение министерства о согласовании работ по строительству объекта. Обращает внимание, что администрация города Кирова не является субъектом административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ так как строительство жилого дома ею не осуществлялось.

Начальник отдела сохранения культурного наследия министерства культуры Кировской области ФИО3, представитель министерства культуры Кировской области по доверенности ФИО4 полагают, что в действиях администрации города Кирова имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Факт совершения администрацией города Кирова административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, кроме протокола об административном правонарушении подтверждается иными собранными по делу доказательствами, в частности:

разрешением на строительство № 43-RU43306000-038-2017 от 12.04.2017, которое выдано администрацией города Кирова (Данные деперсонифицированы) на строительство многоквартирного жилого здания со встроенными помещениями общественного назначения (I очередь строительства) по адресу: {Адрес}. Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект капитального строительства, - {Номер};

схемами защитных зон до и после утверждения границ территорий объектов культурного наследия «Дом, в котором в январе 1919 г. работала комиссия ЦК РКП(б) и Совет обороны по укреплению Восточного фронта» ({Адрес}) и «Дом, в котором в 1919 г. жил советский полководец ФИО5» ({Адрес}) подтверждается, что объект, расположенный на земельном участке №16 кадастрового квартала 43:40:000348 (по адресу: {Адрес}) находится в защитных зонах вышеуказанных объектов культурного наследия;

служебной запиской начальника отдела сохранения культурного наследия ФИО3 с фотокопиями, согласно которым 14.12.2017 им и главным специалистом-экспертом А.П.В. произведен осмотр участка строительства многоквартирного жилого дома по адресу: {Адрес}, застройщиком которого является (Данные деперсонифицированы). В результате осмотра установлено, что на текущую дату работы не приостановлены, работает кран и люди.

Исследованные доказательства в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину администрации города Кирова в совершении административного правонарушения, являются допустимыми и достаточными. Каких-либо нарушений требований КоАП РФ должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не допущено. Не доверять письменным материалам оснований не имеется.

В силу положений ч.2 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ требования к установлению границ защитных зон объектов культурного наследия, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", применяются: в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, - со дня его вступления в силу; в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, - со дня вступления в силу актов органов исполнительной власти о включении объектов культурного наследия в реестр.

Положение пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (03.10.2016), в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика (ч.4 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ).

Установлено, что разрешение на строительство № 43-RU43306000-038-2017 выдано администрацией города Кирова 12.04.2017, т.е. после введения в действие ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (03.10.2016). Следовательно, положения вышеуказанной нормы закона, предусматривающее запрет на возведение объектов капитального строительства в защитной зоне, подлежали применению к правоотношениям между администрацией города Кирова и (Данные деперсонифицированы). Доводы защитника администрации города Кирова об обратном основаны на неверном толковании закона.

Отсутствие сведений об установленных защитных зонах объектов культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости не свидетельствует о невиновности администрации города Кирова в совершении правонарушения, так как границы защитных зон установлены ст.34.1 Федерального закона N 73-ФЗ, действие которой не обусловлено необходимостью принятия органами исполнительной власти каких-либо нормативных правовых актов об утверждении границ защитных зон, внесения сведений о защитных зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Нет оснований полагать, что администрация города Кирова, к компетенции которой отнесено значительное количество полномочий в сфере градостроительной деятельности, не в состоянии была на местности определить границы защитных зон объектов культурного наследия.

Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и постановление Губернатора Кировской области от 09.07.1997 №211, которыми вышеуказанные объекты культурного наследия поставлены на государственную охрану, являются нормативно-правовыми актами и должны были быть известны администрации города Кирова. Кроме того, перечень расположенных на территории г.Кирова объектов культурного наследия приведен в Приложении №1 к Правилам землепользования и застройки города Кирова. утв. решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10.

Положительное заключение экспертизы ООО «Межрегиональный институт экспертизы» не свидетельствует об отсутствии вины администрации города Кирова в совершении правонарушения, так как перед экспертом не ставился вопрос о соответствии документации требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия.

Акт государственной историко-культурной экспертизы по результатам археологической разведки свидетельствует об отсутствии в кадастровом квартале 43:40:000348 объектов археологического наследия, а не памятников истории и культуры. Заключение министерства культуры Кировской области от 30.09.2016 №1856-57-01-22 не освобождает администрацию города Кирова от необходимости соблюдать требования законодательства об охране объектов культурного наследия. С учетом изложенного доводы защитника о представлении застройщиком в администрацию города Кирова вышеуказанных документов являются необоснованными.

Полагаю, что у администрации города Кирова имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Доводы защитника о том, что администрация города Кирова не является субъектом административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ так как строительство жилого дома ею не осуществлялось, не основаны на законе.

Статьей 2 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» установлено, что отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Субъектами правонарушения по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица. Администрацией города Кирова при выдаче разрешения на строительство нарушены ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса, ст.34.1 Федерального закона №73-ФЗ, т.е. нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия. Следовательно, администрация города Кирова является субъектом правонарушения.

Действия администрации города Кирова квалифицирую по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется, так как правонарушение создает угрозу объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, влияющие на назначение наказания.

Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

Принимая во внимание, что бюджет муниципального образования «Город Киров» является дефицитным (дефицит бюджета согласно решению Кировской городской Думы от 30.11.2017 N 3/1 на 2018 год составляет 317500 тыс. руб.), полагаю возможным признать финансовое положение юридического лица исключительным обстоятельством и применить положения ч.ч.3.2, ст.4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного за совершенное правонарушение, но с учетом положений ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать администрацию города Кирова виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

(Данные деперсонифицированы)

Разъяснить администрации города Кирова, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения.

Судья А.А.Щелчков