Дело № **
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
... 13 марта 2019 года
Судья Ленинского районного суда ... Соколов Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников», <данные изъяты>... совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
**.**,** по **.**,** на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования ..., согласованного с ..., в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от **.**,**№ ** была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников», выявлены нарушения положений «О лицензировании образовательной деятельности», а именно:
- в нарушение требований пп.«д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от **.**,**№ ** «О лицензировании образовательной деятельности», согласно документам, представленным при проверке, в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» должность «Воспитатель» замещает ФИО1 (на основании трудового договора от **.**,**№ **), не имеющая среднего профессионального либо высшего образования.
Указанные выше нарушения квалифицированы как нарушения требований положений о лицензировании образовательной деятельности и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
И.о.заведующей детского сада была ознакомлена с Актом проверки от **.**,**, подписала его и получила копию, каких-либо ходатайств не заявляла. В графе объяснения лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, и.о. заведующей указала: «с правонарушением согласны. Вину признаем полностью, в настоящее время ведется работа по устранению нарушения. Просим заменить наказание на предупреждение, в соответствие с п.4.1.1 КоАП РФ».
Законный представитель правонарушителя – заведующая ФИО5 и и.о.заведующей ФИО3пояснили, что в детском саду имеется сотрудник на должности воспитателя ФИО1, и у нее имеются среднее профессиональное образование и высшая квалификационная категория. Полагают, что учреждение привлекается к административной ответственности без достаточных оснований, просили производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контроля в сфере образования ...ФИО6 и ФИО7 пояснили, что в ходе проверки, проведенной в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» выявлены все указанные выше нарушения.
Заслушав законных представителей нарушителя, представителей Государственной службы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников», прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, проверкой установлено, что Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42 Л01 № **, регистрационный № **, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования ...**.**,**.
В ходе проведения плановой выездной проверки муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» обнаружены следующие нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от **.**,**:
1. В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**,**№ ** «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от **.**,** № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
То есть, норма, устанавливаемая частью 1 статьи 46 Федерального закона от **.**,** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает соответствие лиц, замещающих должности педагогических работников, следующим требованиям:
наличие среднего профессионального или высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Несоответствие лиц, замещающих должности педагогических работников, одному или обоим вышеуказанным требованиям влечёт за собой невозможность занятия их педагогической деятельностью.
В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Воспитатель», утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**,**№ **н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», лицо, замещающее должность «Воспитатель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно документам, представленным при проверке, в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» должность «Воспитатель» замещает ФИО1 (на основании трудового договора от **.**,**№ **), не имеющая среднего профессионального либо высшего образования.
Диплом серии Б № **, выданный **.**,**ФИО2 профессионально-техническим училищем № **... по профессии «Оператор связи» (с присвоением квалификации «Оператор связи третьего класса»), копия которого представлена при проверке, не является документом о среднем профессиональном либо высшем образовании.
Не является также данный документ об образовании документом о начальном профессиональном образовании поскольку уровень образования «Начальное профессиональное образование» был установлен Законом Российской Федерации от **.**,**№ ** «Об образовании». Приравнивание дипломов о профессиональном образовании, полученном ранее, к дипломам о начальном профессиональном образовании законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Следовательно, исходя из представленной при проведении проверки информации, ФИО1 имеет среднее общее образование, а также квалификацию «Оператор связи третьего класса».
Факты прохождения ФИО1 курсов повышения квалификации в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (в 2010 и 2014 году), Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (в 2015 году), Обществе с ограниченной ответственностью Всероссийском научно-образовательном центре «Современные образовательный технологии» по дополнительным профессиональным образовательным программам, а также прохождение ей профессиональной переподготовки в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирский институт непрерывного образования» (диплом серии ПП № ** выданный в 2016 году, регистрационный № **) не могли являться основанием для назначения её на должность «Воспитатель», так как согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от **.**,** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Кроме того, в силу нормы, установленной частью 3 статьи 76 Федерального закона от **.**,** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицо, не имеющее среднего профессионального или высшего образования, не может быть допущено к освоению образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**,**№ **н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования» предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ФИО1 на должность «Воспитатель» в порядке исключения при проведении проверки Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» представлена не была.
Согласно письменным пояснениям и.о. заведующего Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» ФИО3 от **.**,** рекомендации аттестационной комиссии о назначении ФИО1 на должность «Воспитатель» в порядке исключения не имеется.
Аттестация на высшую квалификационную категорию (приказ Департамента образования и науки ... от **.**,**№ **), информация о чем была представлена в ходе проведения проверки, не может являться основанием для назначения ФИО1 на должность «Воспитатель», так как по смыслу части 1 статьи 46 Федерального закона от **.**,** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к категории лиц, которые в порядке исключения могут быть назначены на должность в соответствии с пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**,**№ **н, относятся лица, имеющие иную (не педагогическую) квалификацию, либо не обладающие достаточным стажем работы, но обязательно имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Назначение ФИО1, не имеющей высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», на должность «Воспитатель» в нарушение требований части 1 статьи 46 Федерального закона от **.**,** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требований к квалификации, указанных в квалификационных характеристиках соответствующих должностей педагогических работников, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**,**№ **н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования», является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**,**№ ** «О лицензировании образовательной деятельности».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**,**№ ** «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**,**№ ** «О лицензировании образовательной деятельности».
Таким образом, установлено, что Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, сведения о правонарушителе, что нарушитель является юридическим лицом, что ранее к административной ответственности не привлекалось.
Данное обстоятельство, суд расценивает, как смягчающее административную ответственность. Обстоятельств отягчающих административную ответственность, не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает подвергнуть административному наказанию Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» в виде административного штрафа.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность, суд расценивает, как исключительное, связанное с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и полагает назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.5-29.7, 29.9, ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л:
Признать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № ** «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников», <данные изъяты>, ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 75000 рублей.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Е.А.Соколов