ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/20 от 19.05.2020 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 5-30/2020

Постановление

по делу об административном правонарушении

г. Звенигово 19 мая 2020 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., с участием: представителя СПК «Звениговский» по доверенности Бирюкова Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» (далее – СПК «Звениговский»), структурное подразделение которого расположено по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН

привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ,

установил:

СПК «Звениговский» нарушил санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому водоснабжению при следующих обстоятельствах:

Объектами недропользования СПК «Звениговский» являются 4 водозабора: «СВК», «КРС», «РЭМ», <адрес>, для скважин водозабора «СВК» утверждена рабочая программа контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», согласованная в установленном порядке с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> Эл в <адрес> (<дата> г.), согласно которой исследования проб воды по обобщенным химическим показателям со скважин водозабора «СВК» должны проводиться 4 раза в год (ежеквартально).

В ходе проведения плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по <адрес> Эл было установлено, что со скважин водозабора «СВК» СПК «Звениговский» производственный контроль по микробиологическим показателям, обобщенным химическим показателям с кратностью 4 раза в год (ежеквартально), в соответствии с рабочей программой контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», не проводится, что является нарушением п. 4.2 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Также, не проводится ежегодный производственный контроль со скважин водозабора «СВК» СПК «Звениговский» в соответствии с рабочей программой контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», на содержание следующих неорганических и органических веществ: кадмий, ртуть, свинец, медь, цинк, гамма-изомер ГХЦГ, ДДТ и его метаболиты, 2,4-Д кислота, мышьяк, кальций, магний, щелочность, гидрокарбонаты, хром, алюминий, цианиды, никель, натрий+калий, нефтепродукты (суммарно), ПАВ анионоактивные, фенольный индекс, бор, а также на соответствие нормам радиационной безопасности по следующим показателям: удельная суммарная альфа-активность, удельная суммарная бета-активность, удельная активность Радона (222Rn), что является нарушением п. 4.2 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Не проводится производственный контроль со скважин водозабора «КРС» СПК «Звениговский» по микробиологическим показателям, обобщенным химическим показателям с кратностью 4 раза в год (ежеквартально), в соответствии с рабочей программой контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», что является нарушением п. 4.2 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Кроме того, не проводится ежегодный производственный контроль со скважин водозабора «КРС» СПК «Звениговский» в соответствии с рабочей программой контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», на содержание следующих неорганических и органических веществ: кадмий, ртуть, свинец, медь, цинк, гамма-изомер ГХЦГ, ДДТ и его метаболиты, 2,4-Д кислота, мышьяк, кальций, магний, щелочность, гидрокарбонаты, хром, алюминий, цианиды, никель, натрий+калий, нефтепродукты (суммарно), ПАВ анионоактивные, фенольный индекс, бор, а также на соответствие нормам радиационной безопасности по следующим показателям: удельная суммарная альфа-активность, удельная суммарная бета-активность, удельная активность Радона (222Rn), что является нарушением п. 4.2 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Установлено, что фактические размеры первого пояса водозабора <адрес> скважина <дата> года бурения глубиной 82 м СПК «Звениговский» подземных вод не соответствуют проектным, а именно: уменьшение размеров зон санитарной охраны с органами Роспотребнадзора не согласованы, что является нарушением п. 1.14 СанПиН «Зоны санитарно охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения: водозабор <адрес> скважина <дата> года бурения глубиной 82 м СПК «Звениговский», что является нарушением п. 1.6, п. 1.11 СанПиН «Зоны санитарно охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Отсутствует рабочая программа производственного контроля, утвержденная в установленном порядке и согласованная с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водозаборе <адрес> скважина <дата> года бурения глубиной 82 м СПК «Звениговский», что является нарушением п. 2.4 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Также в СПК «Звениговский» не проводится производственный контроль за качеством питьевой воды на водозаборе <адрес> скважина <дата> года бурения глубиной 82 м, что является нарушением п. 4.1, 4.2 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Законный представитель юридического лица – Бирюков Д.П. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ признал полностью, по обстоятельствам дела пояснил, что выявленные в ходе проверки Управления Росприроднадзора по <адрес> Эл нарушения требований законодательства к качеству питьевой воды и питьевому водоснабжению при осуществлении деятельности организации имели место быть и в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений.

В судебное заседание представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> Эл в <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав законного представителя СПК «Звениговский», исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что факт совершения СПК «Звениговский» правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующее в судебном заседании лицо, суд приходит к выводу, что вина СПК «Звениговский» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается: протоколом об административном правонарушении от <дата>; копией сообщения руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес> Эл Щекурина Э.А. о направлении информации по результатам проведенной проверке соблюдения СПК «Звениговский» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от <дата>; копией проекта зон санитарной охраны для водозабора <адрес> (СВК) СПК «Звениговский», рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды системы водоснабжения СПК «Звениговский», согласованной с Территориальным органом Управления Роспотребнадзора по <адрес> Эл в <адрес><дата>, копиями представленных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> Эл в <адрес>» протоколов лабораторных исследований от <дата>, № от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>; экспертным заключением при осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в рамках федерального экологического надзора и лицензионного контроля СПК «Звениговский» от <дата>; копией протокола осмотра принадлежащих СПК «Звениговский» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>; копией протокола осмотра принадлежащих СПК «Звениговский» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>; и иными собранными по делу доказательствами.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Пунктом 1.3 СанПиН установлено, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.

В силу требований пункта 1.3 СанПиН соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ, подлежащих выяснению по делу об ад­министративном правонарушении.

Действия СПК «Звениговский» суд квалифицирует по ст. 6.5 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому водоснабжению.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктами 1, 2 ст. 2 Устава СПК «Звениговский» установлено, что кооператив является коммерческой организацией, предметом деятельности которой является извлечение прибыли из производства и переработки сельскохозяйственной продукции и иная не запрещенная законом хозяйственная деятельность с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, обеспечение продуктами питания, сельскохозяйственным сырьем. Кооператив осуществляет в том числе деятельность в виде организации общественного питания.

Доказательств того, что СПК «Звениговский» в силу объективных причин и (или) по независящим от него обстоятельствам не имело возможности соблюсти требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в материалах дела не содержится, при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.

К смягчающим наказание обстоятельствам необходимо отнести: признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.

Руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая характер и степень общественной опасности со­вершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, а также смягчающие наказание обстоятельства, наказание СПК «Звениговский» необходимо назначить в виде штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.5 КоАП РФ.

Данный вид наказания будет соответствовать требованиям ст. 3.1 КоАП РФ, обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как СПК «Звениговский», так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения СПК «Звениговский» от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» признать виновным в совершении административ­ного пра­во­на­рушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначить ему администра­тивное нака­зание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Копию постановления направить в СПК «Звениговский», которому разъяснить, что в соответст­вии со ст. 20.25 КоАП РФ, в случае уклонения от исполнения назначенного административного наказания и неуп­латы штрафа в установленный законом срок (60 суток), лицу, уклонившемуся от уплаты штрафа, может быть назначено административное наказание в виде штрафа в дву­кратном размере.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УИН 14104120053600010142

УФК по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)

Налоговый орган: ИНН 1215101152, КПП 121501001, код ОКТМО 88705000

Номер счета получателя платежа: 40101810922020016001

Наименование банка: Отделение - НБ Республики Марий Эл

БИК: 048860001, Наименование платежа: административный штраф

Код бюджетной классификации: 14111601061010003140.

Квитанцию об уплате штрафа представить в Звениговский районный суд Республики Марий Эл до истечения срока, предусмотренного ст. 32.2 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления постановления к исполнению 2 года со дня вступления в за­конную силу.

Судья Е.В. Тарасов