ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/2013 от 21.08.2013 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 5-30/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

21 августа 2013 года г. Юрьевец Ивановской области

Судья Юрьевецкого районного суда Ивановской области Котов А.Л. с участием прокурора Кузнецовой Е.Л., законного представителя ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району ФИО1, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении

Территориального отдела социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району, законный представитель юридического лица – ФИО1

привлекаемого к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ

Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ – разъяснены.

У с т а н о в и л:

Территориальный отдел социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району привлекается к административной ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, втекающих из его полномочий. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Прокуратурой Юрьевецкого района проведена проверка доводов обращения Т. по вопросу нарушения ее прав как многодетной матери.

В ходе проверки установлены нарушения действующего законодательства. Так, установлено, что многодетная семья Т. состоит на учете в ТОСЗН с «…» года. Т. выдано удостоверение многодетной семьи Ивановской области. До 1 марта 2013 года семья Т. пользовалась бесплатным проездом на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных школ.

Между тем, в нарушении пункта 3 Указа Губернатора Ивановской области от 26.02.2004 № 19-уг «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и пункта 6 постановления Правительства Ивановской области от 05.06.2012 № 189-п «О порядке расходования средств областного бюджета, выделенных на осуществление бесплатного проезда детей-учащихся из многодетных семей», К. – специалист ТОСЗН по делам семей, воспитывающих детей, в должностные обязанности которой входит организация и осуществление контроля по предоставлению бесплатного проезда учащимся из многодетных семей, используя свои должностные полномочия, предоставленные ей по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с 1 марта 2013 года необоснованно исключила из списка многодетных семей на получение меры социальной поддержки по бесплатному проезду на март 2013 года, утвержденного директором «…», всех троих несовершеннолетних детей из многодетной семьи Т., учащихся в «…». Решение о приостановлении предоставления меры социальной поддержки по бесплатному проезду несовершеннолетним детям семьи Т. К. приняла самостоятельно, исходя из того факта, что брак между супругами Т. и Н. расторгнут, и одна из дочерей стала проживать у отца – Н.

В ходе проверочных мероприятий со стороны прокуратуры Юрьевецкого района доводов обращения Т. предоставление меры социальной поддержки по бесплатному проезду несовершеннолетним детям Т. было возобновлено 8 апреля 2013 года.

В связи с выявленными нарушениями закона по результатам проверки прокуратурой Юрьевецкого района в адрес руководителя ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району 8 мая 2013 года вынесено представление с требованиями:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, заранее уведомив прокуратуру района о времени и месте рассмотрения представления, и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, непосредственно виновных в нарушении закона.

Вместе с тем, в прокуратуру района 31 мая 2013 года из ТОСЗН поступил ответ на указанное представление прокурора за подписью и.о. руководителя отдела, которое рассмотрено без участия представителя прокуратуры; доводы представления прокуратуры района о незаконных действиях К. были признаны необоснованными, а решение ТОСЗН о приостановлении с 1 марта 2013 года предоставление меры социальной поддержки по бесплатному проезду на внутригородском транспорте несовершеннолетним детям Т., соответствующими закону.

Таким образом, требования прокурора, изложенные в представлении прокурора от 8 мая 2013 года со стороны ТОСЗН были проигнорированы.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, Территориальным отделом социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району 31 мая 2013 года совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ.

Прокурор Кузнецова Е.Л. в суде поддержала изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении доводы и просит привлечь юридическое лицо – ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району к административной ответственности по статье 17.7. КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа.

Законный представитель ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району ФИО1 пояснила, что в феврале 2013 года ведущий инспектор по делам семей, воспитывающих детей, Юрьевецкого филиала областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения» (далее – филиал Центра) К. исключила из списков многодетных детей, пользующихся правом бесплатного проезд, многодетную семью Т. в связи с тем, что брак между супругами расторгнут, старшая дочь проживает с отцом отдельно от матери, совместное хозяйство не ведется. Однако учитывая действующее законодательство, ею дано указание руководителю филиала Центра о возобновлении предоставления указанной меры социальной поддержки данной многодетной семье. В конце марта 2013 года семья Т. включена в списки на предоставление бесплатного проезда с апреля 2013 года. То есть, нарушение устранено до начала проверки прокуратурой. К. является сотрудником филиала Центра, ее работодателем является директор Центра.

Представление прокурора от 8 мая 2013 года по факту нарушения прав многодетной матери Т. рассмотрено Отделом, ответ дан без нарушения срок – 31 мая 2013 года. Учитывая то, что факт приостановления льготы был устранен и семья Т. на момент вынесения представления пользовалась мерами социальной поддержки в полном объеме, представление прокуратуры рассмотрено без участия прокурора. Впредь таких нарушений законодательства о прокуратуре РФ со стороны отдела не последует. Просит освободить Отдел от административной ответственности за малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Выслушав прокурора, законного представителя ТОСЗН, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: …вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 3 статьи 7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Из материалов дела следует, что 8 мая 2013 года прокурором Юрьевецкого района в адрес руководителя ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району направлено представление об устранении нарушений закона, выразившемся в необоснованном исключении из списка многодетных семей на получение социальной поддержки по бесплатному проезду на март 2013 года, утвержденного директором «…», всех троих несовершеннолетних детей из многодетной семьи Т., учащихся в «…», с требованиями:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, заранее уведомив прокуратуру района о времени и месте рассмотрения представления, и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, непосредственно виновных в нарушении закона.

Судом установлено, что представление прокурора от 8 мая 2013 года рассмотрено исполняющим обязанности руководителя ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району и в адрес прокурора района направлена информация 31 мая 2013 года.

Вместе с тем, установлено, что нарушения действующего законодательства устранены ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району до внесения представления прокурором Юрьевецкого района в адрес руководителя ТОСЗН, то есть с апреля 2013 года многодетная семья Т. пользовалась социальной поддержкой по бесплатному проезду на внутригородском транспорте.

Вместе с тем, представление прокурора рассмотрено руководителем ТОСЗН без участия представителя прокуратуры, тогда как данное требование содержалось в представлении.

В этой связи совершенное ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Вина ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, представлением прокурора об устранении нарушений законодательства о несовершеннолетних, ответом и.о. руководителя ТОСЗН на представление прокурора и объявлением законного представителя ТОСЗН в суде.

При принятии решения о назначении наказания суд учитывает то, что ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району привлекается к административной ответственности впервые, законный представитель ТОСЗН – ФИО1 указала на раскаянии в совершенном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственности, не имеется.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлена малозначительность совершенного административного правонарушения.

К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

Действия ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Однако, и.о. руководителя ТОСЗН нарушения законодательства о несовершеннолетних, поводом которых послужило внесение представления, устранены еще до внесения представления. Восстановление прав многодетной семьи Т. являлось важнейшим действием со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности. Не уведомление прокурора о месте и времени рассмотрения представления, при имеющихся уже данных о восстановлении прав семьи Т., не является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений. Институту государственной власти действиями ТОСЗН причинен минимальный вред, никаких вредных последствий не наступило.

В представлении прокурора также содержится требование решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, непосредственно виновных в нарушении закона.

Причем, в представлении отсутствуют сведения о конкретных лиц, виновных в нарушении прав семьи Т.

Вместе с тем, установлено, что лицом, нарушившим права семьи Т., является сотрудник Юрьевецкого филиала областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения» - К.

ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району и Юрьевецкий филиал областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения» - два самостоятельных юридических лица, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле Положения.

ТОСЗН по Юрьевецкому муниципальному району в лице руководителя ФИО1 не является работодателем К., тогда как в силу статьи 22 Трудового кодекса РФ к дисциплинарной ответственности работника может привлечь только работодатель.

Право руководителя ТОСЗН координации действий Юрьевецкого филиала областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения» не наделяет его правом решать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников Центра.

Учитывая данное обстоятельство не выполнение требования прокурора, изложенного в представлении, о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

П о с т а н о в и л:

Территориальный отдел социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району освободить от административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить Территориальному отделу социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, которым вынесено постановление по делу.

Судья: