Дело №5-30/2018 ***
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 марта 2018 года г. Александров
Судья Александровского городского суда Владимирской области Парфенов Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении главы администрации Александровского района Першина Игоря Алексеевича, ***
у с т а н о в и л:
29 декабря 2017 года ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и государственной охраны объектов культурного Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия ФИО3 в отношении главы администрации Александровского района Першина И.А. составлен протокол №50 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, из которого следует, что:
В муниципальной собственности администрации Александровского района находится 7 объектов культурного наследия, а именно: Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г., расположенное по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7; Здание мужской гимназии, 1910-1912 г.г., расположенное по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.24, Дом купеческий с лавкой, расположенный по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.53, Дом купцов Растворовых, сер.XIX в., расположенный по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул.Ленина, д.61, Дом жилой, расположенный по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.69, Торговые ряды, кон. XVIII в., расположенные по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Советская, д.д.3-5, Общественное здание, расположенное по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Советская, д.7
23.05.2013 между администрацией Александровского района, в лице Главы администрации Александровского района и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.» (г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7) оформлено охранное обязательство №114-Р. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. инженерное обследование – до начала проведения работ; ремонт наружных поверхностей стен, в т.ч. заполнение швов известковым раствором, вычинка кирпичной кладки, реставрация архитектурных элементов фасада – до 25 декабря 2015 г.; установка информационной надписи на объект, замена оконных заполнений со стеклопакетами на деревянные с переплетами, ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2014 г.; благоустройство территории – регулярно.
В период с 25.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.», а именно: в срок до 25 декабря 2015 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. не проведено инженерное обследование здания; в срок до 25 декабря 2015 не проведен ремонт наружных поверхностей стен, в т.ч. заполнение швов известковым раствором, вычинка кирпичной кладки; в срок до 25 декабря 2015 не проведена реставрация архитектурных элементов фасада; в срок до 25 декабря 2014 не проведена замена оконных заполнений со стеклопакетами на деревянные с переплетами; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт внутренних помещений.
Решением исполнительного комитета Владимирского областного совета депутатов трудящихся от 05.10.60 №754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области» объект культурного наследия «Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.» (г. Александров, ул. Красной молодежи, д. 7) отнесен к объектам культурного наследия регионального значения и, в соответствии со ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.12.2016 № 66117-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.», 1917 г. расположенный по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7, ему присвоен регистрационный номер 331610682790005.
23.05.2013 между администрацией Александровского района, в лице Главы
администрации Александровского района, и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Здание мужской гимназии» 1910-1912 гг. (Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.24) оформлено охранное обязательство №116-Р. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта – до начала проведения работ; ремонт кровельного покрытия, ремонт фасадов, ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2017 года, установка информационной надписи на объект – до 25 декабря 2014 года; благоустройство территории – регулярно.
В период с 25.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «Здание мужской гимназии» 1910-1912 гг., а именно в срок до 25 декабря 2017 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт фасадов.
Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 13.01.95 № 5 «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» объект культурного наследия «Здание мужской гимназии», 1910-1912 гг. (г. Александров, ул. Ленина, д. 24) отнесен к объектам культурного наследия регионального значения и, в соответствии со ст.64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 № 22509-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Здание мужской гимназии», 1910-1912 гг., по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Ленина, д. 24, ему присвоен регистрационный номер 331410182410005.
23.05.2013 между администрацией Александровского района и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Дом купеческий с лавкой», 2 пол. XIX в. (Владимирская область, г.Александров, ул. Ленина, д. 53) оформлено охранное обязательство №117-В. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. инженерное обследование здания – до начала проведения работ; укрепление несущих конструкций по результатам обследования – до 25 декабря 2015 г., демонтаж рекламных конструкций с оконных проемов 1 этажа здания – до 25 декабря 2013 г., ремонт фасадов – до 25 декабря 2016 года, установка информационной надписи на объект – до 25 декабря 2014 года, ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2017 года, благоустройство территории – регулярно.
В период с 25.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Дом купеческий с лавкой», 2 пол. XIX в., а именно: в срок до 25 декабря 2015 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. не проведено инженерное обследование здания; в срок до 25 декабря 2015 не проведены работы по укреплению несущих конструкций по результатам обследования; в срок до 25 декабря 2013 не проведен демонтаж рекламных конструкций с оконных проемов 1 этажа здания; в срок до 25 декабря 2016 не проведен ремонт фасадов; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт внутренних помещений.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 № 01-92 объект культурного наследия «Дом купеческий с лавкой», 2 пол. XIX в. (г. Александров, ул. Ленина, д. 53) включен в список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области.
31.10.2016 приказом Государственной инспекцией по охране объектов культурного
наследия на памятник «Дом купцов Растворовых, сер. XIX в.» (Владимирская область, г.Александров, ул. Ленина, д. 61) утверждено охранное обязательство № 578-01-05. Согласно акту технического состояния от 17.10.2016 №171-Р предусмотрено проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно: разработать научно-проектную документацию для проведения работ по сохранению памятника (в случае отсутствия ранее разработанной), в том числе провести инженерно-техническое обследование объекта культурного наследия – до 25.04.2017; ремонт кровельного покрытия, ремонт фасадов, ремонт внутренних помещений 25 декабря 2017.
В период с 31.10.2016 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «Дом купцов Растворовых, сер. XIX в.», а именно: в срок до 25 апреля 2017 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. не проведено инженерно-техническое обследование здания; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт кровельного покрытия; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт фасадов; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт внутренних помещений.
Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 13.01.95 №5 «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» объект культурного наследия «Дом купцов Растворовых, сер. XIX в.» (г. Александров, ул. Ленина, д. 61) отнесен к объектам культурного наследия регионального значения и, в соответствии со ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-Ф3), включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 № 16323-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом купцов Растворовых, сер. XIX в.», по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д. 61, ему присвоен регистрационный номер 331410182410005.
23.05.2013 между администрацией Александровского района и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Дом жилой», сер. XIX в. (Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.69) оформлено охранное обязательство №119-В. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. инженерное обследование здания – до начала производства работ; ремонт кровельного покрытия, реставрация фасадов – до 25 декабря 2015 г.; установка информационной надписи на объект – до 25 декабря 2014 г.; ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2016 г.; благоустройство территории – регулярно.
В период с 23.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», сер. XIX в., а именно: в срок до 25 декабря 2015 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. не проведено инженерное обследование здания; в срок до 25 декабря 2015 не проведен ремонт кровельного покрытия; в срок до 25 декабря 2015 не проведена реставрация фасадов; в срок до 25 декабря 2016 не проведен ремонт внутренних помещений.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 № 01-92 объект культурного наследия «Дом жилой», сер. XIX в. (г. Александров, ул. Ленина, д. 69), включен в список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области.
23.05.2013 между администрацией Александровского района и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Торговые ряды, кон. XVIII в.» (Владимирская область, г.Александров, ул.Советская, д.3-5) оформлено охранное обязательство №121-Р. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. инженерное обследование объекта – до начала проведения работ; укрепление несущих конструкций по результатам обследования, установка информационной надписи на объект – до 25 декабря 2014 г.; ремонт кровельного покрытия, ремонт фасадов, ремонт отмосток, ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2017; благоустройство территории – регулярно.
В период с 23.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды, кон. XVIII в.», а именно: в срок до 25 декабря 2014 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, в т.ч. не проведено инженерное обследование здания; в срок до 25 декабря 2014 не проведены работы по укреплению несущих конструкций по результатам обследования; в срок до 25 декабря 2015 не проведен ремонт кровельного покрытия, фасадов, отмосток; в срок до 25 декабря 2017 не проведен ремонт внутренних помещений.
Решением исполнительного комитета Владимирского областного совета народных депутатов от 06.05.83 №373п/9 «О принятии на местную охрану памятников истории и культуры Владимирской области» объект культурного наследия «Торговые ряды, кон. XVIII в.» (г. Александров, ул. Советская, д. 3-5), отнесен к объектам культурного наследия регионального значения и, в соответствии со ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2016 № 64457-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды, кон. XVIII в.», по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Ленина, д. 61, ему присвоен регистрационный номер 331410182410005.
23.05.2013 между администрацией Александровского района и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия на памятник «Общественное здание», XIX в. (г. Александров, ул. Советская, д. 7) оформлено охранное обязательство № 122-В. Оформленным охранным обязательством (актом технического состояния, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству) предусмотрены следующие сроки проведения необходимых ремонтных работ на объекте культурного наследия: разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта – до начала производства работ; замена существующего кровельного покрытия из металлопрофиля на кровельную сталь с фальцевым соединением, ремонт фасадов – до 25 декабря 2015 г.; установка информационной надписи на объект – до 25 декабря 2014 г.; замена стеклопакетов на деревянные рамы с переплетами – до 25 декабря 2014 г.; ремонт внутренних помещений – до 25 декабря 2016 г.; благоустройство территории – регулярно.
В период с 23.05.2013 по настоящее время не выполнены требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Общественное здание», XIX в., а именно: в срок до 25 декабря 2015 не разработана научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта; в срок до 25 декабря 2015 не проведены работы по замене существующего кровельного покрытия из металлопрофиля на кровельную сталь с фальцевым соединением; в срок до 25 декабря 2015 не проведен ремонт фасадов; в срок до 25 декабря 2014 не проведена замена стеклопакетов на деревянные рамы с переплетами; в срок до 25 декабря 2016 не проведен ремонт внутренних помещений.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 № 01-92 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области» объект культурного наследия «Общественное здание», XIX в. (г. Александров, ул. Советская, д. 7), включен в список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области.
Постановлением администрации Александровского района №2202 от 29.08.2014 утверждена муниципальная программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы». В рамках утвержденной программы в отношении объектов культурного наследия: Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917г. (г. Александров, ул. Красной молодежи, д. 7), Здание мужской гимназии, 1910 - 1912 гг.(г. Александров, ул. Ленина, д. 24), Дом купеческий с лавкой, 2-я пол. XIX в. (г.Александров, ул. Ленина, д. 53), Дом купцов Растворовых, XIX в. (г. Александров, ул. Ленина, д.61), Дом жилой, сер. XIX в. (г. Александров, ул. Ленина, д. 69), Торговые ряды, кон. XVIII в. (г.Александров, ул. Советская, д. 3-5), Общественное здание, 1-я треть XIX в. (г. Александров, ул. Советская, д. 7), предусмотрен следующий перечень мероприятий: установка информационной доски, разработка охранного паспорта, разработка научно-проектной, сметной документации на проведение работ по сохранению объектов. проведение ремонтно-реставрационных работ.
Фактически муниципальная программа администрацией Александровского района не выполнена, показатели программы не достигнуты, так как за период 2015-2017 года не разработаны, научно-проектная и сметная документация на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, не отреставрирован ни один из вышеуказанных объектов культурного наследия.
19.02.2014 решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области № 525 на должность главы администрации Александровского района назначен Першин И.А., который с 19.02.2014 приступил к выполнению должностных обязанностей главы администрации Александровского района.
17.02.2016 решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области №48 на должность главы администрации Александровского района назначен Першин И.А., который с 17.02.2016 приступил к выполнению должностных обязанностей главы администрации Александровского района.
Контроль за своевременным исполнением вышеуказанных охранных обязательств и соблюдением требований к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия «Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.», «Дом купеческий с лавкой», 2-я пол. XIX в., «Здание мужской гимназии», 1910 - 1912 гг., «Дом купцов Растворовых, XIX в.», «Дом жилой, сер. XIX в.», «Общественное здание», 1-я треть XIX в., «Торговые ряды, кон. XVIII в.» возложен непосредственно на главу администрации Александровского района Першина И.А.
Неисполнение главой администрации Александровского района Першиным И.А. в установленные сроки вышеуказанных охранных обязательств является нарушением требований пункта 1,2,3 статьи 47.2, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, - главы администрации Александровского района Першина И.А., надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Першина И.А. – Петрова И.Г., действующая по доверенности от 30.01.2018, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ не признала и пояснила, что утверждение ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования является полномочиями Совета народных депутатов Александровского района. Администрация Александровского района наделена только исполнительно-распорядительными функциями. Следовательно, исполнение работ по разработке проектной документации, работ по сохранению и реставрации памятников истории возможно только в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом, утвержденным Советом народных депутатов Александровского района, финансирования.
Проект реставрации объекта культурного наследия – это основание для проведения комплекса реставрационных работ. Выполнить проект может только специализированная организация. Стоимость работ по проектированию реставрационных работ памятников в 2,5-3 раза превышает стоимость работ по проектированию остальных объектов общегражданского назначения. Например, стоимость реставрации целостности кладки составляет от 500 руб. м2, реставрация известковых покрытий от 750 руб. м2 (данные с сайта standartcom.ru/index.php/fasades). Так, проект по реставрации памятника культуры, расположенного по адресу: г.Александров ул. Ленина, д 51, составляет около 2 500 000 рублей.
Считает, что глава администрации не является лицом, которое определяет размер утверждаемых представительным органом ассигнований на текущий год. Утвержденный размер ассигнований на проведение запланированных работ по сохранению и реставрации памятников не позволяет Главе администрации выполнять условия, возложенные на него охранными обязательствами в полном объеме.
Для сохранения памятников культурного наследия, находящихся на территории Александровского района, разработана и утверждена Постановлением от 29.08.2014 №2202 муниципальная программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы». Объем бюджетных ассигнований на реализованных в ходе исполнения муниципальной Программы составил: 2015 год - 60,0 тыс. рублей; 2016 год - 60,0 тыс. рублей; 2017 год -100,0 тыс. рублей, что явно недостаточно для выполнения мероприятий по разработке научно-проектной, сметной документации на проведение работ по сохранению объектов, на проведение ремонтно-реставрационных работ.
С целью обеспечения выполнения указанных мероприятий начальник Муниципального казенного учреждения «Управление строительства и архитектуры Александровского района» направлял в финансовое управление администрации Александровского района сведения о необходимых средствах в бюджете 2016 г. от 08.10.2015 №429 на сумму 2700 тыс. руб., в бюджете 2017 г. от 27.10.2016 №581 на сумму 3100 тыс. руб. Указанные суммы Советом народных депутатов района в бюджет включены не были.
В пределах предусмотренных бюджетом средств на реализацию Программы были проведены работы по установлению информационных досок, работы по благоустройству территорий. По объекту «Здание мужской гимназии», расположенному по адресу: г.Александров, ул. Ленина, д 24, проведен ремонт кровельного покрытия, ремонт внутренних помещений.
Разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, а также непосредственно реставрационные работы предполагают заключение муниципальных контрактов со специализированными организациями и подразумевают значительные денежные средства, которые не были предусмотрены в бюджете МО. Использование иных бюджетных средств, не предназначенных для реализации Программы, является нарушением законодательства и влечет административную либо уголовную ответственность (нецелевое использование бюджетных средств).
В данном случае, привлекая главу администрации к ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и государственной охраны объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, не установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении лично главой администрации бездействия, образующего состав вмененного правонарушения. Главой администрации, как должностным лицом, были проведены все необходимые мероприятия по сохранению памятников культуры, расположенных на территории Александровского района, в рамках предоставленных полномочий и денежный средств, выделенных по бюджету на объекты культурного наследия.
При этом, проведение ремонтно-реставрационных работ по д.3-5 по ул.Советская г.Александрова (Торговые ряды, кон. XVIII в.) администрацией района может быть произведено только согласно доле собственности в общем имуществе и на основании решения общего собрания. При составлении протокола по данным административным правонарушениям степень вины иных собственников объектов культурного наследия не учтена, как и возможность проведения работ администрации без их согласия и финансового участия.
Считает, что в данном административном деле отсутствуют доказательства совершения главой администрации района Першиным И.А. виновных действий с умыслом или по неосторожности, в связи с чем его привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ является неправомерным и в силу положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу должно быть прекращено.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>ФИО5, действующая по доверенности от 10.01.2018, считает привлечение главы администрации Александровского района Першина И.А. к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ за неисполнение мероприятий, предусмотренных охранными обязательствами, по указанным в протоколе об административном правонарушении на Першина И.А. объектам культурного наследия регионального значения, законным и обоснованным в силу того, что контроль за своевременным исполнением вышеуказанных охранных обязательств и соблюдением требований к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия возложен непосредственно на главу администрации г.Александрова Першина И.А., который должен был ее исполнить и найти необходимые средства, но в каких формах он должен был это сделать, помимо бюджета города, она затрудняется ответить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 1 ст.7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст.93 Федерального закона №73-ФЗ органы местного самоуправления несут расходы по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования.
В соответствии с подп.19.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Однако, при производстве и составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении главы администрации Александровского района Першина И.А. указанные положения не были проверены, исследованы и учтены.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) исполнение расходных обязательств публично-правового образования осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, которым в данном случае является муниципальное образование Александровский район Владимирской области.
Утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования (п.п.2 п.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). К полномочиям администрации отнесены лишь составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета (ст.ст. 83, 153, 154, 215.1, 217, 239, 242.2 БК РФ).
Постановлением главы администрации Александровского района №2202 от 29.08.2014 для сохранения памятников культурного наследия, находящихся на территории Александровского района, утверждена муниципальная программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы». Объем бюджетных ассигнований на реализацию в ходе исполнения муниципальной Программы, с учетом постановления главы администрации Александровского района №3144 от 2912.2017, составил: 2015 год - 60,0 тыс. рублей; 2016 год - 60,0 тыс. рублей; 2017 год – 129,967 тыс. рублей.
Начальником Муниципального казенного учреждения «Управление строительства и архитектуры Александровского района» ФИО9 с целью обеспечения выполнения вышеуказанной Программы направлял в финансовое управление администрации Александровского района сведения о необходимых средствах в бюджете 2016 г. на сумму 2700 тыс. руб. (исх. №429 от 08.10.2015), в бюджете 2017 г. на сумму 3100 тыс. руб. (исх. №581 от 27.10.2016).
Однако, указанные суммы Советом народных депутатов Александровского района в бюджет включены не были.
Согласно информации о ходе финансирования и реализации Программы за подписью начальника финансового управления администрации Александровского района ФИО6, в 2015 году выделено 59,737 тыс. руб. (99,56% исполнения Программы), в 2016 году выделено 60,0 тыс. руб. (100% исполнения Программы), в 2017 году выделено 129,968 тыс. руб. (100% исполнения Программы),которые согласно представленной справке были полностью освоены целевым назначением на выполнение требований по охране указанных объектов культурного наследия.
В частности, в пределах предусмотренных бюджетом средств на реализацию Программы были проведены работы по установлению информационных досок, работы по благоустройству территорий. По объекту «Здание мужской гимназии», расположенному по адресу: г.Александров, ул. Ленина, д 24, проведен ремонт кровельного покрытия, ремонт внутренних помещений.
30.03.2017 между МКУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» (Заказчик) и ФИО7 (Подрядчик) заключен договор на проведение государственной историко-культурной экспертизы документов в отношении вновь выявленного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ «Дом жилой», сер. XIX в., расположенный по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.69. Общая стоимость работ составила 30000 рублей.
03.11.2017 между МКУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» (Заказчик) и МБУ «Благоустройство» (Исполнитель) заключен договор №142 на выполнение подготовительный работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание дворянского собрания (дом Зубовых)» 1860 г.г., расположенного по адресу: г.Александров, ул.Ленина, д.51, включенного в Программу. Сумма договора составила 99967,88 рублей.
Привлекая к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ главу администрации Александровского района Владимирской области Першина И.А., должностное лицо, составившее указанный протокол об административном правонарушении, указывает на то, что контроль за своевременным исполнением вышеуказанных семи охранных обязательств и соблюдением требований к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия возложен непосредственно на главу администрации Александровского района Владимирской области Першина И.А., но ссылок на конкретный документ или на должностные обязанности такой непосредственной ответственности не делается.
Причем также прямые утверждения в протоколе об административной правонарушении в отношении главы администрации Александровского района Владимирской области Першина И.А. о том, что его действиями фактически не выполнена Программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы», не разработана научно-проектная и сметная документация на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, не отреставрирован ни один из вышеуказанных объектов культурного наследия, дополнительно свидетельствуют о неопределенности в объеме и количестве вменяемых в вину Першина И.А. действий.
При этом, все охранные обязательства по указанным объектам культурного наследия заключались 23.05.2013 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия с главой администрации Александровского района, не с Першиным И.А., а с прежним главой администрации ФИО8.
Вместе с тем, согласно муниципальной Программе «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы» в перечне мероприятий по их выполнению, вменяемых главе администрации Александровского района Владимирской области Першину И.А., в качестве ответственного исполнителя за их реализацию указан Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района.
При этом, сведения по необходимым средствам при планировании бюджетных средств 2015-2017 г.г. на муниципальную Программу «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы» в финансовое управление администрации Александровского района предоставлял начальник МКУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» ФИО9. Но, несмотря на это, при привлечении главы администрации Александровского района Владимирской области Першина И.А. к административной ответственности, должностное лицо надлежаще не обосновало, в силу каких обстоятельств и оснований привлекло к ответственности именно это лицо.
Кроме того, должностное лицо, описывая объективную сторону административного правонарушения по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Першина И.А., существо правонарушения указало его лишь как неисполнение им как главой администрации Александровского района в установленные сроки охранных обязательств на семь зданий, отнесенных к объектам культурного наследия регионального значения, не указав, при этом, в нарушении каких конкретных действий, указанных в диспозиции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, виновен Першин И.А., которые состояли как в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и в нарушении использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдении ограничений, установленных в таких границах. Причем, шесть таких охранных обязательств выдавались одним днем 23.05.2013, а одно выдано 24.10.2016.
Вместе с тем, охранные обязательства по всем семи объектам (зданиям) культурного наследия, шесть из которых выданы одним днем 23.05.2013, невыполненными мероприятиями признаются, начиная с 23.05.2013, однотипные действия в виде разработки научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов, ремонт фасада, кровельного покрытия, ремонт внутренних помещений и благоустройство территории, требующие вполне определенно больших объемов материальных средств, наличие и возможности которых при привлечении и составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо необоснованно не оценило и не исследовало.
Вместе с тем, из всех семи объектов культурного наследия по 23 невыполненным по ним мероприятиям, охватывающим период 2013-2016 г.г., сроки давности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, истекли, в силу чего должностное лицо за все эти указанные действия нести ответственность не может.
Оставшиеся невыполненные мероприятия по 2017 году по пяти таким объектам («Здание совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.» (г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7), «Здание мужской гимназии» 1910-1912 гг. (Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.24), «Дом купеческий с лавкой», 2 пол. XIX в. (Владимирская область, г.Александров, ул. Ленина, д. 53), «Дом купцов Растворовых, сер. XIX в.» (Владимирская область, г.Александров, ул. Ленина, д. 61), «Торговые ряды, кон. XVIII в.» (Владимирская область, г.Александров, ул.Советская, д.3-5)) связаны лишь с ремонтом внутренних помещений, фасадов, кровли, которые следовало исполнить все до 25.12.2017. При этом, по 13 таким запланированным мероприятиям по указанным объектам работы были выполнены.
Кроме того, мероприятия по неисполнению требований охранных обязательств по объектам культурного наследия, невыполнение которых вменяется Першину И.А. за период 2013-2017 г.г., превышают по количеству, и значительно, виды работ по муниципальной Программе «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 годы», в которой запланированы по каждому из 7 указанных объектов лишь разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, оформление охранного паспорта, проведение работ по сохранности объектов и установка информационной доски, которые, в свою очередь, находятся в противоречии с вменяемыми Першину И.А. по протоколу об административном правонарушении действий, связанных с неисполнением в указанные сроки указанных охранных обязательств, в которых объем действий, которые Першин И.А. должен был совершить, значительно больше как по объему, так и определенно по затратным средствам, которые указанной Программой не предусматривались.
При этом, какими возможностями Першин И.А., в условиях отсутствия бюджетных средств, мог и должен был исполнить требования охранных обязательств, в протоколе об административном правонарушении не указано.
Вменяя Першину И.А. как главе администрации по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ части нарушений, которые указанной Программой не предусмотрены, должностным лицом при привлечении Першина И.А. к административной ответственности не указывается способ и источники выполнения указанных затратных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, хотя ответственность Першина И.А. в таком случае возможна лишь в случае, если у Першина И.А. имелась возможность для выполнения и соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в действиях Першина И.А. определенно не усматривается, который в силу ч.2.4 КоАП РФ может нести ответственность как должностное лицо лишь в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении дела установлено, что Першиным И.А. как главой администрации принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований, связанных с охраной объектов культурного наследия. При этом, Першин И.А. выполнил требования Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающего, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения, поскольку Першиным И.А. предпринимались меры с целью обратить внимание коллегиального органа муниципального образования Александровского района Владимирской области на невозможность исполнить требования законодательства по охране объектов культурного наследия, в пределах выделенных указанным органом материальных средств, которых в 2017 году хватило лишь на заключение договора на проведение государственной историко-культурной экспертизы документов по объекту культурного наследия «Дом жилой», сер. XIX в., расположенному по адресу: Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.69, и договора на выполнение подготовительный работ по сохранению объекта культурного наследия «Здание дворянского собрания (дом Зубовых)» 1860 г.г., расположенного по адресу: г.Александров, ул.Ленина, д.51.
О невозможности со стороны должностного лица администрации Александровского района надлежаще соблюдать и выполнять требования законодательства по охране объектов культурного наследия в г.Александрове и в дальнейшем свидетельствует муниципальная Программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2018-2020 годы», устанавливающая, что расходы на охрану объектов культурного наследия выделены также минимальные (2018 года – 100,0 тыс. рублей, 2020 год – 3000 тыс. рублей), на 2019 год таких средств вообще не предусмотрено.
Таким образом, главой администрации Александровского района Першиным И.А., как должностным лицом, проведены все необходимые мероприятия по сохранению памятников культуры, расположенных на территории Александровского района, в рамках предоставленных полномочий и выделенных денежных средств, его вина, имеющая сомнительный и предположительный характер, материалами дела не доказана, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
При этом, Першиным И.А., как главой администрации Александровского района, своевременно направлялись и вносились предложения при составлении бюджета муниципального образования о выделении надлежащих бюджетных ассигнований на выполнение им требований по охране объектов культурного наследия, которые удовлетворялись в минимальных объемах, которые администрацией осваивались полностью на указанных объектах, что позволяет суду применить в отношении главы администрации Александровского района Першина И.А. положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении главы администрации Александровского района Першина И.А. подлежит прекращению.
На основании изложенного и в соответствии со ст.29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении главы администрации Александровского района Першина Игоря Алексеевича прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Парфенов
***
***
***