ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-30/2022 от 21.02.2022 Иркутского районного суда (Иркутская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 21 февраля 2022 года

Судья Иркутского районного суда Иркутской области Любимова И.А., рассмотрев материалы дела № 5-30/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ООО «Прибайкальский лесхоз», ИНН <***>, ОГРН <***>, находящегося по адресу: ....,

У С Т А Н О В И Л :

**/**/**** государственным инспектором .... по пожарному надзору ФИО2 в отношении ~~~ (далее также-Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-Кодекса РФ об административных правонарушениях, КоАП РФ), который с другими материалами дела об административном правонарушении поступил в Иркутский районный суд .... для рассмотрения по подведомственности.

В судебное заседание законный представитель ~~~» не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, сведений об уважительности причин неявки не представлено. Учитывая, что участие законного представителя не было признано судом обязательным, исходя из положений ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по .... ГУ МЧС по .... – государственный инспектор .... по пожарному надзору ФИО2, будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, показал, что в августе 2020 г. в ГУ МЧС поступило обращение гр. ФИО3 о нарушении требований пожарной безопасности пользователями земельного участка с кадастровым номером 38:06:100301:235, находящегося по адресу: ...., д. Куда ....А, в связи с чем в установленном законом порядке было организовано проведение проверки. Им было вынесено представление о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении ~~~ которое было согласовано решением и.о. прокурора ....ФИО4 от **/**/**** В ходе проведения проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:100301:235 по адресу: ...., д. Куда ....А используется ООО «Прибайкальский Лесхоз» (арендатор) на основании договора аренды от **/**/****, заключенного с ООО ПТФ «Универсал» (арендодатель). Фактически на земельном участке находится пилорама - 2 деревянных сооружения-дощатые строения, в которых находится оборудование для распиловки леса, 3 вагончика для работников, сторожка, на территории участка хаотично складированы пиломатериалы, отходы, обзол (кучи). По результатам проведения проверки ООО «Прибайкальский лесхоз» было выдано предписание от **/**/****, срок выполнения до **/**/**** С целью проверки исполнения данного предписания была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание от **/**/****, в котором в пункте 2 было указано, что территория и здания не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с из расчета не менее 3 часов. Срок для устранения нарушений был установлен до **/**/**** С целью проверки выполнения предписания проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание от **/**/****, содержащее, в том числе требование об устранения нарушения, указанного в п. 2 ранее выданного предписания, со сроком выполнения до **/**/**** Представителям ООО «Прибайкальский лесхоз» в ходе проверки было разъяснено, что они как арендаторы по договору обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе в части обеспечения территории и зданий требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения. Представители ~~~ пояснили, что используют в этих целях водонапорную башню, расположенную на соседнем участке, что будут обращаться в администрацию за разъяснением, представили запрос от **/**/**** в администрацию Хомутовского муниципального образования о принадлежности соседнего участка 38:06100301:1511, где находится водонапорная башня. С целью проверки выполнения предписания от **/**/**** проведена внеплановая выездная проверка с **/**/****, в ходе которой установлено, что требование об устранения нарушения, указанного в п. 2 ранее выданных предписаний, не исполнено. По результатам поверки ООО «Прибайкальский лесхоз» выдано предписание от **/**/**** со сроком для устранения до **/**/****

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетеля, суд приходит к выводу, что вина привлекаемого к административной ответственности лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения в установленном законом порядке не доказана, в связи с чем имеются основания для прекращения производства по делу в отношении ООО «Прибайкальский лесхоз» на основании следующего.

Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ влечет административную ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением главного государственного инспектора .... по пожарному надзору ФИО5 от **/**/**** была проведена внеплановая выездная проверка ~~~ по адресу: ...., ...., в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 67-68, 69-70).

**/**/**** по результатам проведенной проверки государственным инспектором .... по пожарному надзору ФИО2 Обществу выдано предписание (далее-Предписание, предписание ), в соответствии с которым ~~~ необходимо в срок до **/**/**** устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории и в зданиях ООО «Прибайкальский лесхоз», выразившиеся, среди прочего, в том, что территория и здания не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с из расчета не менее 3 часов (п. 2 Предписания) (л.д. 6-7).

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с решением главного государственного инспектора .... по пожарному надзору ФИО5 от **/**/**** в период с **/**/**** по **/**/**** с целью проверки исполнения ранее выданного предписания инспектором .... по пожарному надзору ФИО2 установлено, что Обществом не выполнен в установленный срок до **/**/**** пункт 2 предписания - территория и здания не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с из расчета не менее 3 часов (л.д. 8-9, 10-11).

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от **/**/**** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами.

Согласно абзацу 12 статьи 6 Федерального закона от **/**/**** N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от **/**/**** N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 248-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 290 (далее-Положение о пожарном надзоре), выездная проверка является одним из видов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

На основании подпункта «б» п. 27 Положения о пожарном надзоре должностные лица органов государственного пожарного надзора и подразделений государственного пожарного надзора обязаны своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения.

Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона.

Из указанного следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от **/**/**** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под обязательными требованиями пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статьи 1, 20 Закона № 69-ФЗ относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

К таким документам, в частности, относится Федеральный закон от **/**/**** № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.

В силу п. 3 указанной выше статьи поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В п. 4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ названы случаи, при которых допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Предписанием должностного лица от **/**/**** Обществу вменяется отсутствие на объекте защиты источников наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ).

При этом в предписании не конкретизировано, наличие какого из источников наружного противопожарного водоснабжения, перечисленных в статье 68 Федерального закона № 123-ФЗ, должно обеспечить ООО «Прибайкальский лесхоз», чтобы предписание считалось исполненным надлежащим образом.

Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок, на котором расположено здание детского сада, находится в границах Хомутовского муниципального образования.

Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **/**/**** N 1479 (далее-Правила противопожарного режима), указание на несоблюдение Обществом которого содержится в Предписании, предусмотрено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от **/**/**** N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Соответственно, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Хомутовского муниципального образования возложена на орган местного самоуправления и не может вменяться в обязанность ~~~

В соответствии с п. 48 Правил противопожарного режима, несоблюдение которого также вменено в вину Обществу, руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Таким образом, из данного пункта Правил противопожарного режима не следует, что руководитель Общества исполняет обязанности по возведению источников наружного противопожарного водоснабжения на территории поселения.

Рассматривая вопрос о возможности применения в качестве иных источников наружного противопожарного водоснабжения, суд учитывает, что ООО «Прибайкальский лесхоз» не является собственником имущества – территории и зданий по адресу: .... которые должны быть оборудованы требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения. Как следует из договора аренды от **/**/****, ООО «Прибайкальский лесхоз» приняло во временное владение и пользование производственную базу (далее-база) по указанному адресу для использования в целях распиловки круглого леса (л.д. 52-54). Вместе с тем, условиями данного договора, хотя и предусмотрена обязанность соблюдать правила противопожарной безопасности, обязанность по возведению источников наружного противопожарного водоснабжения на территории базы не предусмотрена.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии объективных обстоятельств, находящихся вне контроля ООО «Прибайкальский лесхоз», препятствующих исполнению требований пожарной безопасности, установленных в статьях 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ.

Таким образом, предписание, неисполнение которого вменяется административным органом ~~~ с учетом положений Федерального закона № 123-ФЗ при наличии установленных по делу обстоятельств не могло быть исполнено субъектом, которому выдано.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).

Однако, вопреки данным требованиям, предписание государственного инспектора .... по пожарному надзору от **/**/****, выданное ООО «Прибайкальский лесхоз», не отвечает требованиям исполнимости, соответственно и привлечение Общества к административной ответственности за его неисполнение не может являться законным.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о том, что административным органом и материалами дела не подтверждено наличие в действиях (бездействии) ООО «Прибайкальский лесхоз» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказано наличие объективной и субъективной стороны правонарушения, в связи с чем производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Прибайкальский лесхоз» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Иркутского районного суда

Иркутской области И.А. Любимова