ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-310/19 от 23.10.2019 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело <номер изъят>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе судьи Галимова М.И. единолично, с участием представителя Дагестанской таможни по доверенности <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГФИО6, с участием представителя ООО «ДАКА, регистрированного в <адрес изъят> по доверенности <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГФИО5, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «ДАКА», регистрированного в <адрес изъят>, по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Дербентский городской суд поступил административный материал Северокавказского таможенного Управления Дагестанская таможня в отношении ООО «ДАКА, регистрированного в <адрес изъят> по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ.

Из материала административного дела усматривается, что, ДД.ММ.ГГГГ, для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) перевозчиком - ОАО «РЖД» предъявлены ж/д вагоны №<номер изъят>, <номер изъят> (сообщение <номер изъят>) с товаром «Порошок абразивный фракция» с кодом ТН ВЭД ЕАЭС <номер изъят>, код ГНГ <номер изъят> «Шлаки гранулированные, получаемые в процессе производства черных металлов», общим весом 204 600 кг., направляемым в адрес получателя товаров - ЗАО «Азербайджанское Каспийское пароходство» и задекларированным ООО «ДАКА» Уральской электронной таможне по ДТ <номер изъят>.

В соответствии с заявленным декларантом ООО «ДАКА в графе 33 ДТ ко<адрес изъят> ТН ВЭД ЕАЭС, установлено, что данный товар обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень).

В силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-р, в Российской Федерации Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Для руководства в работе таможенным органам ФТС России ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО2 Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О трансграничном перемещении золы рисовой лузги», из которого следует, что трансграничное перемещение отходов регулируется:

- Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

- Правилами трансграничного перемещения отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (далее - Постановление);

- Приложениями <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение);

- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Согласно данному ФИО2 шлаки и золы из установок по сжиганию отходов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие, из товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС <номер изъят> и <номер изъят>, поименованы в перечнях отходов, регулируемых Постановлением и Решением, то есть на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пп.4 п.1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

При убытии товаров ни перевозчиком, ни декларантом таможенной процедуры разрешение Росприроднадзора на вывоз вышеуказанного товара не было представлено.

Таким образом, декларантом ООО «ДАКА» в нарушение требований ст. 108 ТК Союза, не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 16.3 КоАП России.

В судебном заседании представитель Дагестанской таможни ФИО6 пояснил, что обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, и вина ООО «ДАКА, регистрированного в <адрес изъят>, по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Просил признать ООО «ДАКА», регистрированного в <адрес изъят>, по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа без конфискации товара.

Представитель ООО «ДАКА», регистрированного в <адрес изъят> по доверенности <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГФИО5, в судебном заседании просил суд прекратить производство в связи с отсутствием в их действиях административного правонарушения.

При этом в судебном заседании представил письменные возражения. Из возражений следует, что, в отношении ООО «ДАКА» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Несоблюдение установленныхмеждународными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Однако в действиях ООО «ДАКА» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, о чем свидетельствуют документы, представленные ООО «ДАКА» в материалы дела об административном правонарушении.Свои доводы ООО «ДАКА» подтверждает следующим:

В Определениях от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования Главный государственный таможенный инспектор ОТОиТК таможенного поста ФИО1 С.М. ссылается на то, что в соответствии с подтверждённым декларантом ООО «ДАКА» в графе 33 ДТ ко<адрес изъят> 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, данный ТОВАР обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и/или вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень).

Однако для установления фактической принадлежности товара к опаснымотходам, в соответствии с Примечаниями к разделам 1.2, 2.3 Перечня, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.

<номер изъят>

">Обоснование неотносимости товара к отходам по наименованию:

Наименование нашего товара, указанное в декларациях: «Порошок абразивный, фракция 0,5­3,0 мм ТУ<номер изъят> Производится из гранулированных шлаков, получаемых при плавлении меди предназначен для пескоструйной обработки стали и бетона... не отходы, изготавливаемый товар.

Изготовитель ООО «Карабашский абразивный завод». ».

В связи с этим обращаем Ваше внимание на то, что декларируемый товар является продукцией (то есть изготавливается) в соответствии с Техническими условиями (ТУ <номер изъят>).

При этом качество получаемой продукции подтверждается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Соответствующие сертификаты, свидетельства о соответствии и Протоколы испытаний были приложены при оформлении таможенной декларации.

Данное обстоятельство подтверждается ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. № ПГ-<номер изъят>, в котором прямо указано, абразивный порошок - продуктпереработки шлака гранулированного, имеющий следующие сферы применения:

  • струйная очистка поверхности при ее подготовке для нанесения защитных покрытий (порошок абразивный);
  • использование в качестве наполнителя при производстве топпинга для наливных полов;
  • использования в качестве посыпок и наполнителей при производстве отделочных и кровельных материалов (наполнители декоративные).

В ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ. № ПГ-<номер изъят> также прямо указано, что абразивный порошок (код ТН ВЭД ЕАЭС <номер изъят> не поименован в едином перечне, лицензия на экспорт указанного товара не может быть выдана.

<номер изъят>">Обоснование неотносимости товара к отходам, в соответствии с Положениями Базельской конвенции и национального законодательства

В соответствии с ФИО2 Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> трансграничное перемещение отходов по территории РФ регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> «О трансграничном перемещении отходов» (далее - Правила), приложениями <номер изъят>, <номер изъят> и <номер изъят> к Решению коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение) и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденное приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят>.

В соответствии с ФИО2 Уральской электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>:

  • согласно пункту 1 статьи 2 Базельской конвенции, отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Аналогичное определение приведено в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.
  • согласно ФИО8<номер изъят> «Национальный стандарт Российской федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (приказ Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-ст) под термином «удаление» понимается последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IVклассовопасности с обеспечением защиты окружающей среды.

На основании вышеизложенного, в соответствии с положениями Базельской конвенции наш продукт не относится к опасным отходам,так как:

  • он вывозится не для совершения операций по удалению (разложению, уничтожению и/или захоронению), указанных в Приложении IV к Базельской конвенции, а является продуктом (материалом) изготовленным по ТУ <номер изъят> и предназначенным (в соответствии с требованиями покупателя в <адрес изъят>) для очистки металлических поверхностей, что изначально было отражено в таможенной декларации;
  • сырье, для его производства - шлаки плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди, в соответствии с Федеральным Классификационным Каталогом Отходов (редакция от ДД.ММ.ГГГГ.), код <номер изъят>, относится к V классу опасности. Это также подтверждено и проведенными испытаниями, согласно Протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ-<номер изъят>.

<номер изъят>">Позиция ООО «ДАКА» по заключению таможенного эксперта

Уже при направлении проб нашего продукта на таможенную экспертизу, ФИО1 Дагестанской таможни, исказил наименование нашего продукта. Так, в соответствии с заключениями таможенного эксперта, все пробы поименованы в Актах отбора проб как «Шлак гранулированный». Наименование нашего продукта, указанное в таможенных декларациях - «Порошок абразивный, фракция 0,5-3,0 мм». По мнению ООО «ДАКА», именно это обстоятельство явилось причиной, по которой эксперт в своих заключениях называет продукт «шлаковой продукцией», либо «шлаком гранулированным».

При этом в Заключении таможенной экспертизы эксперт ни разу не упоминает слово «отходы», а напротив - несколько раз упоминает слово «товар», а также вместе со словом «шлаковой» использует слово «продукцией». Более того, эксперт указывает, что назначение товара определяется предприятием-изготовителем. И такое назначение было четко обозначено в декларации - «...предназначен для пескоструйной обработки стали и бетона, для равномерногопрофилирования поверхности.. .». Поэтому выводы таможенного эксперта также свидетельствуют о том, что он исследовал товар (продукцию), а не отходы.

ООО «ДАКА» полностью разделяет эту позицию.

<номер изъят>">Обоснование неотносимости товара к отходам по нормативной документации

В соответствии с рядом ГОСТов, в частности, ГОСТ <номер изъят> (а также ГОСТ <номер изъят>), при использовании «специального дробильно-сортировочного оборудования» при дроблении гранулированных шлаков получается неорганический зернистый сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, именуемый «Песок из гранулированных шлаков».

Декларируемый продукт произведен именно с использованием «специального дробильно­сортировочного оборудования», в соответствии с ТУ <номер изъят>, имеет общее наименование - Песок строительный специальный, что подтверждается сертификатом соответствия № РОСС <номер изъят>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ., при этом торговое название продукта, предназначенного для пескоструйной очистки, - «Порошок абразивный», что и было указано в декларации.

Из приведенного следует, что декларируемый товар - «Порошок абразивный», учитывая, что его качество подтверждено Сертификатами качества, приложенными к документации на груз, в которых четко обозначено его соответствие установленным требованиям, а соответствие вышеуказанным ТУ и ГОСТ подтверждено сертификатом № РОСС RUC-RU.AK01.H.<номер изъят>, не может являться «Шлаком гранулированным», а является готовой продукцией, получаемой путем утилизации отхода - шлака от плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди (в т.ч. гранулированного).

Резюмируя вышеуказанное, особо обращаю внимание Суда на следующие факты и обстоятельства:

Любойиз обозначенных выше четырех пунктов сам по себе является достаточным основанием, по которому Товар НЕ может быть отнесен к отходам, несмотря на присвоенный ему код ТН ВЭД.

Данный код присвоен лишь по причине отсутствия в классификаторе ТН ВЭД другого кода, наиболее близко характеризующего этот товар (продукцию). Именно для таких случаев в классификаторе есть примечание о том, что «для установления фактической принадлежности товара к опасным отходам.. ., необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара».

Однако ФИО1 Дагестанской таможни этого не сделал, а все предоставленные ООО «ДАКА» документы, в том числе документы, прилагаемые к декларации, ФИО2, пояснения и дополнительные документы, необоснованно не были приняты во внимание.

Органом, проводившим административное расследование (таможенный пост ФИО1), прямо не установлено, что данный ТОВАР отнесен к отходам, а только указано, что он «обладает признаками соотнесения с опасными отходами...», причем не приведено никаких доказательств относимости данного товара к отходам.

На этом необоснованном предположении и базируется само дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ и, в частности, непредставление ООО «ДАКА» разрешительного документа от Росприроднадзора.

Однако, в соответствии с письмом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. № <номер изъят>, выданным производителю товара - ООО «Карабашский абразивный завод», «вопросы выдачи заключений о трансграничном перемещении продукциик компетенции Росприроднадзора не относятся».

Между тем, в письме Минпромторг России от ДД.ММ.ГГГГ. № ПГ-<номер изъят> указано, что «.ООО «ДАКА» предприняты исчерпывающие мерыпо отнесению переработанного шлакагранулированного - абразивного порошка - к продукции, имеющей определенные сферы применения...».

Декларируемый ООО «ДАКА» товар не относитсяк опасным отходам, а является продукцией(изготавливаемым товаром), обладающей определенными характеристиками и соответствующей установленным к ней требованиям. Поэтому получение заключения (разрешительного документа) от Росприроднадзора в соответствии с разделом IV Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и/или вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования», НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Таким образом, приведенная выше правовая позиция ООО «ДАКА» и представленные документы, полностью опровергают предположение ФИО1 о том, что декларируемый товар является отходом. Ни сам товар, ни сырье, из которого он изготавливается, не относятся к опасным отходам. Как и было заявлено в таможенной декларации, декларируемая продукция - это не отходы, а изготавливаемый товар, на который не распространяется действие ФИО2 Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. № <номер изъят> «О трансграничном перемещении золы рисовой лузги» и указанных в нем документов, которые были положены в основу вынесенных Определений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Полагает, что при таких обстоятельствах в действиях ООО «ДАКА» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, правовых оснований для привлечения ООО «ДАКА» к административной ответственности по данной статье не имеется.

В связи с вышеизложенным и на основании подп. 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ прошу прекратить производство по делу об административном правонарушении <номер изъят>, возбужденным в отношении ООО «ДАКА» по статье 16.3. КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что факт совершения ООО «ДАКА, регистрированного в <адрес изъят>, по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ подтвердился.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Дака» к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, послужил выявленный в ходе проведения таможенного осмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, где ООО «Дака» не соблюдая установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

ДД.ММ.ГГГГ, для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) перевозчиком - ОАО «РЖД» предъявлены ж/д вагоны №<номер изъят>, <номер изъят> (сообщение <номер изъят>) с товаром «Порошок абразивный фракция» с кодом ТН ВЭД ЕАЭС <номер изъят>, код ГНГ <номер изъят> «Шлаки гранулированные, получаемые в процессе производства черных металлов», общим весом 204 600 кг., направляемым в адрес получателя товаров - ЗАО «Азербайджанское Каспийское пароходство» и задекларированным ООО «ДАКА» Уральской электронной таможне по ДТ <номер изъят>.

В соответствии с заявленным декларантом ООО «ДАКА в графе 33 ДТ ко<адрес изъят> ТН ВЭД ЕАЭС, установлено, что данный товар обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень).

На основании данных обстоятельств ООО «Дака» привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с заявленным декларантом ООО «ДАКА в графе 33 ДТ ко<адрес изъят> ТН ВЭД ЕАЭС, установлено, что данный товар обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-р, в Российской Федерации Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Для руководства в работе таможенным органам ФТС России ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО2 Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О трансграничном перемещении золы рисовой лузги», из которого следует, что трансграничное перемещение отходов регулируется:

- Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

- Правилами трансграничного перемещения отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (далее - Постановление);

- Приложениями <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят> к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение);

- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Согласно данному письму шлаки и золы из установок по сжиганию отходов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие, из товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС <номер изъят> и <номер изъят>, поименованы в перечнях отходов, регулируемых Постановлением и Решением, то есть на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пп.4 п.1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

При убытии товаров ни перевозчиком, ни декларантом таможенной процедуры разрешение Росприроднадзора на вывоз вышеуказанного товара не было представлено.

Таким образом, декларантом ООО «ДАКА» в нарушение требований ст. 108 ТК Союза, не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 16.3 КоАП России.

Доводы представителя ООО «Дакка» о том, что данный товар не обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и/или вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. <номер изъят> «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень), не соответствуют действительности.

Доводы, выдвинутые ООО «ДАКА» носят предположительный характер и не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях ООО «ДАКА» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Частью 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (ч.2 ст. 7 ТК ЕАЭС).

Пунктом 3 статьи 12 Кодекса установлено, что в случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза.

Согласно ст. 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах (наименование, описание товаров), сведения о производителе товаров, сведения о соблюдении запретов и ограничений (пп.7, п.1 ст.106 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пп.4 п.1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Согласно пп. 5 п.1 ст. 143 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> ввоз на территорию Российской Федерации отходов, указанных в приложении <номер изъят> к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации отходов, указанных в приложениях <номер изъят> и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов на трансграничное перемещение отходов;

Ввоз (вывоз) отходов согласно приложению <номер изъят> на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов (п.5 постановления отДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Ввоз (транзит) отходов согласно приложению <номер изъят> на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз таких отходов с ее территории осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов (п.6 постановления отДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Согласно Приложению <номер изъят> из группы 2621 ТН ВЭД ТС к опасным отходам относится «Зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая)».

Согласно Приложению <номер изъят> из группы 2621 ТН ВЭД ТС к опасным отходам относятся «Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль)» и «Шлаки и золы пиролизных установок».

Пунктом 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> установлено, что на таможенной территории Евразийского экономического союза вводятся следующие единые меры нетарифного регулирования:

запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению <номер изъят>;

разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению <номер изъят>.

Разрешительный порядок, указанный в пункте 1 настоящего Решения, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с утвержденными положениями (п.3 Решения Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Согласно Приложению <номер изъят> из группы 2621 ТН ВЭД ТС запрет ввоза (раздел 1.2 Опасные отходы, запрещенные к ввозу) установлен в отношении товара «Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль)» и «Шлаки и золы пиролизных установок».

Согласно Приложению <номер изъят> (пункт 23 раздела 2.3. Опасные отходы) из группы 2621 ТН ВЭД ТС разрешительный порядок ввоза или вывоза установлен в отношении товара «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп), в том числе шлаки котельные, остатки твердые солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая)».

В рассматриваемом случае согласно сведениям, содержащимся в графе 31 декларации на товары <номер изъят>, с территории ЕАЭС вывозится товар «Порошок абразивный фракция 0,5-3,0 мм…. Производится из гранулированных шлаков, получаемых при плавлении меди (купершлак). В результате производства частицы меди в купершлаке отсутствуют. Дополнительно не обработан. Предназначен для….».

Между тем согласно представленным таможенному органу (таможенный пост ФИО1) железнодорожным накладным <номер изъят>, <номер изъят> (графа 15) ОАО «РЖД» с целью вывоза с территории ЕАЭС осуществлялась перевозка товара «Шлаки гранулированные, получаемые в процессе производства черных металлов» (код ГНГ <номер изъят>).

В ходе совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении вывозимых товаров на основании решения <номер изъят><адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ назначена и проведена первичная идентификационная таможенная экспертиза.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «товар, пробы которого представлены на исследование, является шлаковой продукцией фракции 0,5-3,0 мм., неправильной формы, не вспененный, плотностью (истинной) 3,4598 г/куб. см., содержанием оксидов магния, алюминия, кремния, кальция, железа, цинка, бария, а также серы (содержание в виде сульфата).

Химический состав пробы в виде оксидов следующих элементов: магния - 0,52%, алюминия - 3,51%, кремния - 37,12%, кальция - 5,94%, железа - 42,58%, цинка - 1,81%, бария - 2,87%, а также оксиде серы (содержание в виде сульфата) - 5,65%.

Назначение товара определяется предприятием изготовителем. Область применения товара - определяется потребителем товара, исходя из его пригодности к использованию по назначению.

Основной металл в пробе - железо, содержание в виде оксида - 42,58%».

Кроме того заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (основание проведения - решение <номер изъят><адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что «проба товара, представленная для исследования, является гранулированным шлаком».

Содержание меди в вывозимом товаре заключением эксперта не установлено, в связи с чем, все доводы ООО «ДАКА», касающиеся неприменения в данном случае ограничений, установленных Решением Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, в связи с изготовлением вывозимой продукции при плавлении меди, не соответствуют обстоятельствам дела и являются необоснованными.

Довод ООО «ДАКА» об отсутствии в перечне товаров, утвержденном Решением Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, как самого товара указанного в декларации (порошок абразивный…), так и сырья (шлак гранулированный…), из которого он изготавливается, не соответствует действительности.

Под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов Таможенного союза.

Данное положение международного договора относит к компетенции государства, на территорию которого производится ввоз соответствующих товаров, устанавливать критерии их отнесения к отходам, исходя из внутренних интересов, в частности, обеспечения экологической безопасности.

Аналогичное определение понятия «отходы» содержится в статье 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ, согласно которой для целей данной Конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

В пункте 23 раздела 2.3. «Опасные отходы» приложения <номер изъят> к Решению Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> поименован товар «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп), в том числе шлаки котельные, остатки твердые солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая)».

Слова «включая» и «в том числе» не ограничивают перечень шлаков и зол, которые могут быть отнесены к опасным отходам, и не означают, что приведенный перечень продукции является исчерпывающим, а лишь уточняют некоторые виды данной продукции из всего перечня возможных видов прочих шлаков и зол.

Более того, согласно ТН ВЭД ЕАЭС (группа 26) по коду товара <номер изъят>, заявленному ООО «ДАКА» в графе 33 ДТ <номер изъят>, классифицируется товар: «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп); зола и остатки от сжигания отходов городского хозяйства: прочие». Такой товар как «Порошок абразивный ….», заявленный ООО «ДАКА» в графе <адрес изъят>10/230419/00053975, в описании товаров подгруппы 2621 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует.

Обществом также не принято во внимание, что решением Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> установлены запреты и ограничения как в отношении «купершлака», классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2620 (пункт 21 раздела 2.3. приложения <номер изъят>), так и в отношении прочих шлаков (пункт 23 раздела 2.3. приложения <номер изъят>).

Исключение, предусмотренное пунктом 21 в отношении шлаков химически стабилизированных, с высоким содержанием железа (выше 20%) и обработанного в соответствии с промышленными стандартами, относит данный товар к действию пункта 23 приложения <номер изъят>, поскольку данный пункт включает в себя прочие шлаки и золу из кодов <номер изъят>.

Несмотря на вышеуказанные запреты и ограничения при убытии товаров по ДТ <номер изъят> ни перевозчиком, ни декларантом таможенной процедуры ни лицензии ФИО3, ни разрешения Росприроднадзора на вывоз вышеуказанного товара не были представлены.

Таким образом, ООО «ДАКА» в нарушение требований ст.ст. 7, 12, 108 ТК ЕАЭС, при убытии вышеуказанного товаров с таможенной территории ЕАЭС не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных решением Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрено ст.16.3 КоАП РФ.

Статьей 16.3 КоАП России установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из РФ.

Кроме изложенного, вина ООО «ДАКА» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности:

- определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> в отношении ООО «ДАКА» от ДД.ММ.ГГГГ. л.д.1

- декларацией на товары <номер изъят>. л.д.10-11

- сообщением об убытии <номер изъят>. л.д.12

- товаросопроводительными документами (ЖДН <номер изъят>, <номер изъят>, сертификат качества порошка абразивного по ТУ <номер изъят>) от ДД.ММ.ГГГГ. л.д.13-19

- актом таможенного досмотра <номер изъят>. л.д.20-23

- протоколом опроса свидетеля ГГТИ ОТОиТК т/поста ФИО1 С.М. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором поясняются обстоятельства выявления административного правонарушения. л.д.64-68

- заключениями эксперта от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> и от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>. л.д.26-39

- служебными записками ОтТНПТ и ТО Дагестанской таможни <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ. л.д.93-95

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> и другими материалами дела об АП. л.д.100-113

В ходе производства по делу обстоятельства, в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП России смягчающие и отягчающие ответственность, а также обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП России исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Издержек по делу нет.

Системный анализ приведенных нормативных положений международного и национального законодательства, а также, оценив представленные доказательства в их совокупности, позволяет сделать вывод о том, что действия ООО «ДАКА, регистрированного в <адрес изъят>, подлежать квалификации по признакам правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ.

В связи с чем, суд считает целесообразным назначить наказание ОАО «РЖД» в виде конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ДАКА», регистрированную в <адрес изъят>, (юридический адрес: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, <адрес изъят> ИНН <номер изъят>, КПП <номер изъят>) виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного ст.16.3 КоАП РФ, и подвергнуть административ­ному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысячи) рублей без конфискации товара.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в те­чение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление составлено в совещательной комнате.

Судья М.И. Галимов