ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-310/2021 от 06.05.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

5-310/2021

66RS0001-01-2021-003631-96

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А., при секретаре Несытых Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего паспорт гражданина Российской Федерации 0914 , выдан ОУФМС России по Свердловской области в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, женатого, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ранее привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15:00 до 16:30 ФИО1, находясь в общественном месте в <адрес> на тротуаре у проезжей части автодороги, прилегающей к территории сквера, расположенного по адресу: <адрес>, 2, а также непосредственно на территории вышеуказанного сквера, являясь участником несанкционированного публичного мероприятия, сочетающего в себе изначально форму группового пикетирования, переходящего в шествие и митинг, проводимого без подачи уведомления в Министерство общественной безопасности Свердловской области, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6, п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принял участие в вышеуказанном мероприятии, при этом несмотря на неоднократные законные требования, озвучиваемые сотрудниками полиции УМВД России по <адрес> о прекращении противоправных действий, а также о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии, предъявляемые сотрудниками полиции посредством мегафона в течении всего митинга, в нарушение п.п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», их не выполнил, продолжил активное участие в несанкционированном публичном мероприятии и не удалился с места его проведения.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 13:55 он позвонил в дежурную часть ГУ МВД России по Свердловской области и сообщил дежурному, что он и некоторые другие граждане намерены присутствовать ДД.ММ.ГГГГ на мероприятии и в порядке ст. 8 и ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» наблюдать за законностью действий полиции. Дежурным полиции сообщение было принято. В качестве отличительного признака наблюдателей была указана накидка с символом декларации прав человека. Аналогичное уведомление о намерении наблюдать за действиями сотрудников полиции, было сообщено по телефону Уполномоченному по правам человека Свердловской области ФИО2 Группой по наблюдению были выявлены в период с 14:30 до 17:00 ДД.ММ.ГГГГ многочисленные нарушения в действиях сотрудников полиции, о чем был составлен подробный отчет и направлен в ГУ МВД России по Свердловской области, Прокуратуру Свердловской области, Уполномоченному по правам человека Свердловской области ФИО2 Считает, что не является участником несанкционированного мероприятия, требований покинуть место проведения указанного мероприятия на Октябрьской площади не слышал.

Защитники Качанов Р.Е., Щукин А.Е., Рафикова Е.Ф. в судебном заседании просили производство по делу прекратить, указывая на отсутствие доказательств вины ФИО1, т.к. он не являлся участником несанкционированного мероприятия, а осуществлял общественный контроль за деятельностью сотрудников полиции.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитников, должностное лицо, свидетелей, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. 1. и 2 ст. 5).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Частью 5 статьи 5 вышеназванного Закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Часть вторая указанной статьи определяет, что митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Частью 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Факт совершения ФИО1 указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении 6604 от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- рапортом начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес> подполковника полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе исполнения служебных обязанностей при изучении видеоматериалов, зафиксированных в ходе проведения несанкционированных публичных массовых мероприятий, прошедших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлено, что среди участников указанного мероприятия находился ФИО1, в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ;

- рапортом врио начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес> майора полиции ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе исполнения служебных обязанностей при изучении видеоматериалов, зафиксированных в ходе проведения несанкционированных публичных массовых мероприятий, прошедших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлено, что среди участников указанного мероприятия находился ФИО1 в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Данный материал зарегистрирован в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был вызван для составления административного протокола по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанное время не явился, позднее произведено повторное вручение повестки ФИО1 с целью назначения даты составления административного протокола на ДД.ММ.ГГГГ, данная повестка вручена ФИО1 лично сотрудниками отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес>, при этом в назначенную дату ФИО1 не прибыл. В настоящее время производится розыск ФИО1 с целью доставления и составления протокола об административном правонарушении, что требует значительных временных затрат. На основании изложенного, ФИО4 просила сроки проверки продлить до ДД.ММ.ГГГГ;

- рапортом начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес> подполковника полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе исполнения служебных обязанностей при изучении видеоматериалов, зафиксированных в ходе проведения несанкционированных публичных массовых мероприятий, прошедших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлено, что среди участников указанного мероприятия находился ФИО1 в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ. Данный материал зарегистрирован в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был вызван для составления административного протокола по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанное время не явился, позднее произведено повторное вручение повестки ФИО1 с целью назначения даты составления административного протокола на ДД.ММ.ГГГГ, данная повестка вручена ФИО1 лично сотрудниками отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес>, при этом в назначенную дату ФИО1 не прибыл. В настоящее время производится розыск ФИО1 с целью доставления и составления протокола об административном правонарушении, что требует значительных временных затрат. На основании изложенного, ФИО4 просила сроки проверки продлить до ДД.ММ.ГГГГ;

- рапортом начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес> подполковника полиции ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе исполнения служебных обязанностей при изучении видеоматериалов, зафиксированных в ходе проведения несанкционированных публичных массовых мероприятий, прошедших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлено, что среди участников указанного мероприятия находился ФИО1 в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ. Данный материал зарегистрирован в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был вызван для составления административного протокола по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанное время не явился, позднее произведено повторное вручение повестки ФИО1 с целью назначения даты составления административного протокола на ДД.ММ.ГГГГ, данная повестка вручена ФИО1 лично сотрудниками отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес>, при этом в назначенную дату ФИО1 не прибыл. В настоящее время производится розыск ФИО1 с целью доставления и составления протокола об административном правонарушении, что требует значительных временных затрат. На основании изложенного, ФИО4 просила сроки проверки продлить до ДД.ММ.ГГГГ;

- рапортом старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по <адрес> майора полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13:00 по адресу: <адрес> вдоль набережной Городского пруда начали собираться граждане в количестве около 1 000 человек. Около 14:00 граждане оформились в колонну и стали использовать наглядную агитацию тематики освобождения А. Навального, освобождения политических заключенных и пр., а также использовали лозунги против действующей системы государственной власти. Далее собравшиеся граждане осуществляющие пикетирование, начали проводить шествие с использованием плакатов, а также выкрикивали лозунги, проходя по маршруту: <адрес>, далее по набережной до <адрес> далее по <адрес> до <адрес> далее по <адрес> до пер. Химиков далее по <адрес> до площади фонтана в сквере по адресу: <адрес>, 2, где шествие переросло в митинг. Сотрудники полиции многократно по средствам звукоусиливающей аппаратуры, а также громкоговорящего устройства требовали о прекращении проведения несанкционированного массового мероприятия, а также просили покинуть указанную территорию его проведения. ДД.ММ.ГГГГ в период с 15:00 по 17:00 среди участвующих в митинге, как позднее было установлено, находился ФИО1, которому непосредственно начальником отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по <адрес> подполковником полиции ФИО3 осуществлено предупреждение покинуть указанную территорию. Не отреагировав на указанные предупреждения, ФИО1 продолжал оставаться на территории проведения несанкционированного массового мероприятия – митинга совместно с другими участниками при этом неоднократно находился перед оцеплением, осуществленным Росгвардией и непосредственно сотрудниками ППСП УМВД России по <адрес> и активно вмешивался в осуществление ими профессиональных обязанностей, при этом продолжая игнорировать предупреждения сотрудников полиции УМВД России по <адрес> с требованием покинуть территорию несанкционированного массового мероприятия, а также об административной ответственности за противоправные действиях, которые были оглашены всем участникам неоднократно посредством мегафона. Противоправные действия ФИО1 отражены в видеоматериалах.

- повесткой на ДД.ММ.ГГГГ в 10:00, вызывающей ФИО1 по адресу: <адрес>, подъезд 3, каб. 3 для составления протоколов по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ; кассовым чеком .09 об отправке повестки;

- повесткой на ДД.ММ.ГГГГ в 10:00, вызывающей ФИО1 по адресу: <адрес>, подъезд 3, каб. 3 для составления протоколов по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ об отправке повестки;

- видеозаписью, на которой запечатлен факт участия ФИО1 в несанкционированном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15:00 до 16:10, также на видеозаписи слышны предупреждения должностных лиц полиции покинуть несанкционированное мероприятие.

Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Также, в судебном заседании была допрошена должностное лицо ст. инспектор ОИАЗ УМВ России по <адрес> ФИО5, составившая протокол об административном правонарушении, которая пояснила, что посредством просмотра видеозаписей, сделанных на несанкционированном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ, был установлен ФИО1, который принимал активное участие в несанкционированном мероприятии. Неоднократно предпринимались попытки вызвать ФИО1 на составление протокола об административном правонарушении, однако он не явился. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ он был доставлен в ОП УМВД России по <адрес>, где на него был составлен протокол по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО6, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ находился вместе с ФИО1, в его присутствии последним был сделан звонок в дежурную часть, в ходе которого Зыков сообщил, что им и группой других граждан будет осуществляться общественный контроль за деятельностью полиции на мероприятии ДД.ММ.ГГГГ. Отличительной особенностью указанной группы будет накидка зеленого цвета, на которой изображен символ – птица.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена свидетель ФИО7, которая пояснила, что является членом ОНК. ДД.ММ.ГГГГ она узнала от ФИО1 о том, что группа граждан будет осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции на мероприятии ДД.ММ.ГГГГ. Отличительным знаком указанной группы являлась накидка зеленого цвета, на которой имеется надпись «Екатеринбург - за свободу» и символ птицы. Указанная группа официально не зарегистрирована. Она согласилась принять участие в данной группе, в ее обязанности входило разъяснение прав гражданам, которых будет задерживать полиция, в том числе разъяснялось поведение при задержании, телефоны юристов, которые будут оказывать юридическую помощь и т.д. Зыков сообщил ей заранее о тех функциях, которые она должна была осуществлять. Она стояла возле автозаков, т.е. за линией оцепления полиции.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, судья приходит к выводу о наличии состава правонарушения и доказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения, его действия судья квалифицирует по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Доводы ФИО1 и его защитников об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

В судебном заседании после просмотра видеозаписи и заслушивания свидетелей, установлено, что ФИО1 участвовал в несанкционированном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ в период с 15:00 до 16:30, при этом на нем была зеленая накидка с надписью «Екатеринбург – за свободу» и символом птицы.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не предусматривает возможности законного нахождения граждан, самостоятельно возложивших на себя функции по контролю за деятельностью сотрудников полиции, на несанкционированном публичном мероприятии. При этом из представленной видеозаписи следует, что сотрудниками полиции неоднократно в мегафон делались предупреждения о необходимости покинуть данное мероприятие, т.к. оно является несанкционированным. Однако, ФИО1 на предупреждения сотрудников полиции не реагировал, продолжал свое участие в несанкционированном публичном массовом мероприятии.

При назначении административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья признает нахождение на иждивении у ФИО1 двух несовершеннолетних детей.

Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, данные о личности ФИО1, судья считает, что достижение целей административного наказания возможно в данном конкретном случае при назначении наказания в виде обязательных работ.

Судья полагает, что данный вид наказания будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок 30 (тридцать) часов.

Разъяснить положения ст. 3.13 КоАП РФ о том, что обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд <адрес> Свердловской области.

Судья Черных О.А.