ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-311/17 от 23.10.2017 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-311/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ярославль 23 октября 2017 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

с участием защитников Саттаровой Т.В., Плехановой О.В., Бугрова А.В.,

должностного лица департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра», расположенного по адресу: <...>, <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

В Кировский районный суд г.Ярославля поступил протокол об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК-Центра» в лице Района электрических сетей «Яргорэлектросеть»; филиал ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, согласно которому в ходе осмотра 08.08.2017 г. объектов культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский» (<...> и объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города Ярославля, XI-XVII вв.» на участке установки ТП 294 и электрических кабелей к ней было установлено, что в 5 м от северного угла объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский. Собор Казанский, 1835-1838 гг. (<...>) на монолитном железобетонном фундаменте размерами 3 м х4 м установлена трансформаторная подстанция киоскового вида, участок установки трансформаторной подстанции обнесен сборным металлическим ограждением, отсутствуют данные о прокладке кабельных линий к установленной трансформаторной подстанции, работы организованы в отсутствие согласованного проекта или раздела проектной документации, предусматривающего меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города Ярославля, XI-XVII вв.», объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский». Работы проведены Районом электрических сетей «Яргорэлектросеть», филиал ПАО «МРСК-Центра»-«Ярэнерго» в нарушение подпункта 1 пункта 1, пункта 5 статьи 5.1, пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 26.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 73-ФЗ).

В судебном заседании защитники ПАО «МРСК Центра» Саттарова Т.В., Плеханова О.В., Бугров А.В., действующие на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признали, при этом ссылались на малозначительность содеянного, просили прекратить производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ. Защитники пояснили, что департаменту охраны объектов культурного наследия, согласовавшему план проведения спасательных археологических работ, было достоверно известно о характере планируемых работ. Кроме того, в процессе рассмотрения заявления о согласовании проектной документации должностные лица ПАО «МРСК-Центра» поддерживали связь с должностными лицами департамента; им было известно о том, что проектная документация будет согласована, и она была согласована через шесть дней после проверки. Проведение работ до момента согласования объяснили тем, что на месте проведения работ уже были вырыты траншеи работниками теплосетей. Было целесообразно проведение работ при готовых траншеях во избежание излишних трудозатрат для рытья новых траншей.

Должностное лицо ФИО1 считала, что в действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Вина ПАО «МРСК-Центра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, полностью подтверждена материалами дела об административном правонарушении:

-жалобой ФИО 1 в департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.07.2017 г. о проведении строительных работ в районе дома № 19 по ул.Первомайская г.Ярославля;

- заданием департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 07.08.2017 г. № 325вк на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия;

-актом осмотра объекта культурного наследия от 08.08.2017 г., которым установлен факт проведения работ по установке трансформаторной подстанции в границах территорий объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города Ярославля, XI-XVII вв.» (центр города до ул.Республиканской), объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский» (<...>., д.21-а) при отсутствии согласованного проекта или раздела проектной документации, предусматривающих меры по обеспечению сохранности вышеуказанных объектов культурного наследия;

-фотографиями, подтверждающими производств работ до 08.08.2017 г.;

-заявлением о согласовании проекта обеспечения сохранности объектов культурного наследия, представленным в департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области 24.07.2017 г.;

-письмом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 14.08.2017 г., которым согласован раздел проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении работ по демонтажу воздушной линии 0,4 кВ с территории монастыря, а также установки трансформаторной подстанции ТП 294», разработанного РЭС «Ярославльэлектросеть».

Представленными доказательствами с очевидностью подтверждается факт выполнения до 14.08.2017 г. – даты согласования раздела проектной документации по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, - работ по установке трансформаторной подстанции в границах территорий объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города Ярославля, XI-XVII вв.», объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский» в отсутствие согласования департаментом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении работ по демонтажу воздушной линии 0,4 кВ с территории монастыря, а также установки трансформаторной подстанции ТП 294». Указанное обстоятельство защитниками не оспаривается.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу п.5 ст.5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Пунктом 2 ст.36 названного Закона предусмотрено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

По смыслу данной нормы земляные, строительные работы в границах территории объекта культурного наследия могут быть начаты только после согласования органом охраны объектов культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Таким образом, ПАО «МРСК-Центра» требование п.2 ст.36 Федерального закона № 73-ФЗ не было соблюдено. Такие действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.

Защитниками ПАО «МРСК-Центра» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу ввиду малозначительности допущенного нарушения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценивая значимость допущенного нарушения закона, судья принимает во внимание то, что 19.07.2017 г. департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области согласован план проведения спасательных археологических полевых работ на земельном участке, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой г.Ярославля, XI-XVII вв.» при строительстве ТП 294 (Казанский женский монастырь, Ярославская область, г.Ярославль, Первомайский переулок, дом №3). ПАО «МРСК-Центра» в установленном порядке получено заключение историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия: достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля» XIII-XVII вв., «Культурный слой города Ярославля», XI-XVII вв., «Монастырь Казанский», 1835-1838 гг., 1812-1815 г., конец XIX-начало XX вв., 1820-1828 гг., 1818 г., <...> при проведении работ по реконструкции электрических сетей в границах территорий объектов культурного наследия; 24.07.2017 г. в департамент переданы необходимые документы для согласования раздела проектной документации, предусматривающего мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Этот раздел проектной документации департаментом был согласован.

Помимо этого, заслуживают внимания и объяснения защитников ПАО «МРСК-Центра» о том, что положительный результат рассмотрения заявления о согласовании раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия был известен сотрудникам ПАО «МРСК-Центра» от должностных лиц департамента до направления департаментом 14.08.2017 г. письма о согласовании, что придало уверенность в законности производства работ.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о малозначительности совершенного деяния, поскольку в целом установленная законом процедура согласования работ по реконструкции электрических сетей в границах территорий объектов культурного наследия была соблюдена; несвоевременное начало работ – до согласования раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия,- формально является нарушением п.2 ст.36 Федерального закона № 73-ФЗ, вместе с тем, значимых негативных последствий это не повлекло и вреда охраняемым законом интересам не причинило.

Руководствуясь ст.ст.2.9, 23.1, п.2 ч.1 ст.29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Центра» прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья И.Н. Бабикова