ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-311/18 от 30.08.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Адм. дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 августа 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Юндуновой Д.Д., рассмотрев дело рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ в отношении ООО "Панорама", расположенного по адресу: <адрес> этаж мансарда, помещение 4, (ИНН <***>, КПП 504201001, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Республике Бурятия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная плановая проверка организатора азартных игр ООО «Панорама» на предмет соблюдения лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение о лицензировании деятельности) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>. По результатам проведенной проверки возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Панорама" по ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ. Поскольку проверкой установлено нарушение ООО «Панорама» лицензионного требования, установленного п. 4 Положения о лицензировании деятельности, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Так, ООО «Панорама» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении лицензируемой деятельности по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок обособленного подразделения, расположенного по адресу: <адрес>, нарушило установленный Центральным банком Российской Федерации порядок ведения кассовых операций и допустило расходование наличных денежных средств в размере 376 163.50 руб., поступивших в его кассу не с банковского счёта, а при приёме ставок в размере 1 167 491,0руб. и, являясь юридическим лицом, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, в результате чего, выплаты участникам азартных игр выигрышей производились за счёт наличных денег, поступивших в кассу при приёме ставок от участников азартных игр, в связи с чем были нарушены: требования подп. “з” п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. № 1130 в части исполнения требований ч.5 ст.6 ФЗ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; пункты 2, 4 Указания Центрального Банка РФ от 07.10.2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов; пункт 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 441.

В судебном заседании представители МРИ ФНС №1 по РБ пояснили, что протокол об административном правонарушении был составлен в связи с ненадлежащей организацией расчетов с участниками азартных игр, при этом полагают, что юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, а не в связи с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, поскольку при проведении азартных игр действует специальный закон.

В судебное заседание представитель ООО «Панорама» не явился, о времени и месте рассмотрения дела представитель был надлежащим образом извещен. Ранее представитель возражал по требованиям, полагает, что каких-либо нарушений допущено не было. Представила письменные возражения.

Выслушав представителей Межрайонной ИФНС России № 1 по РБ, ранее данные пояснения представителя ООО «Панорама», протокол об административном правонарушении и представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Требования к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах определены в Положении о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130.

В соответствии с ч. "з" п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Как следует из ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2007 N 441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр", организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение: порядка проведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации; требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированную терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (наличными деньгами) на территории Российской Федерации регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

В соответствии п. 2 Указания от 11.03.2014г. № 3210-У кассовыми операциями являются операции по приёму наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег, следовательно, кассовые операции подразумевают действия, связанные с платежами, осуществляемыми путем расчета наличными деньгами.

На основании п. 4 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных денежных расчетов" наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

На основании п. 3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3073-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

В силу п.2 указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчётов», участники наличных расчётов не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включённые в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (стразовых сумм) по договорам страхования физических лиц, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчёт; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращённые товары, невыполненные работы, не оказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платёжным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платёжной системе». При этом, данный перечень является исчерпывающим.

Согласно пункту 6.3. Указания N 3210-У следует, что для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" авансовый отчет составляется по типовой форме, сдается в бухгалтерию с приложением первичных документов и утверждается руководителем организации или другим уполномоченным им лицом, проверенный авансовый отчет принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.

Обязанность применения контрольно-кассовой техники (далее-ККТ) при приеме ставок и выплаты денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр определена Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) (статья 1.1.Закона).

Как установлено ООО «Панорама», расположенное по адресу: <адрес> ИНН <***>, состоит на налогом учете в ИФНС по <адрес>, осуществляет деятельность по организации азартных игр (ОКВЭД 92.71), имеет расчетный счет , открытый в ПАО Сбербанк <адрес>, осуществляет прием ставок в обособленном подразделении ООО «Панорама», расположенном по адресу: <адрес>, которое не имеет расчетного счета.

Суд полагает, что ООО «Панорама», осуществляющий деятельность по организации азартных игр, нарушил условия, предусмотренные лицензией. Так, согласно приходных кассовых ордеров и сменных отчетов ККТ установленного в пункте приема ставок в <адрес> (Z-отчетов) следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в кассу ОП ООО «Панорама» <адрес> поступило всего наличных денежных средств в размере 1 863 989.5 руб., в том числе принято от участников азартных игр с применением ККТ сумма в размере 1167 491,0 руб., и получено по приходным кассовым ордерам из Центральной кассы сумма наличных денежных средств в размере 696 498.5 руб. «для обеспечения выплат выигрышей», в том числе: ДД.ММ.ГГГГ. 147300руб., ДД.ММ.ГГГГ. - 100000руб.,, ДД.ММ.ГГГГ - 199198,5 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 150000руб., ДД.ММ.ГГГГ – 100000 руб.

Согласно расходных кассовых ордеров и сменных отчетов ККТ установленного в пункте приема ставок в <адрес> следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в ОП ООО «Панорама» <адрес> расход по кассе составил всего 1688662,5 руб., в том числе: выплачено участником азартных игр с применением ККТ 376 162.5 рублей и выдано из кассы ОП ООО «Панорма» <адрес> по расходным кассовым ордерам» директору ОП ООО Панорама <адрес>ФИО1 сумма в размере 1312 500,0 рублей с основанием «сдача наличных в банк».

Из выписки банка по расчетному счету в ПАО Сбербанк <адрес> установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на данный расчетный счет директором ОП ООО «Панорама» <адрес>ФИО1 была внесена сумма в размере 2561 900,0 руб. с назначением платежа «Прочее, выручка от ППС букмекерской конторы», что указывает на несоответствие сумм полученных из кассы ОП ООО «Панорама» <адрес> для сдачи в банк (1312500,0руб) с суммой внесенных денежных средств (2561900,0руб.) на расчетный счет в ПАО Сбербанк <адрес>.

В подтверждение соблюдения порядка проведения кассовых операций о наличном расчете между участниками и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр из средств, поступивших в кассу участника с его банковского счёта, у ООО «Панорама» отсутствуют документы о поступлении наличных денежных средств в кассу обособленного подразделения общества с банковского счета общества, а также расходные кассовые ордера, либо иные документы, подтверждающие фактическое перемещение с Центральной кассы ООО «Панорама» в <адрес> в адрес пункта приема ставок ОП ООО «Панорама» <адрес> денежных средств в размере 696 498.5 руб. «для обеспечения выплат выигрышей».

Из выписки движений по расчетному счету ООО «Панорама» следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с расчетного счета ООО «Панорама» <адрес> денежные средства не перечислялись физическим либо юридическим лицам в <адрес>.

При этом представленные суду договоры возмездного оказания услуг суд оценивает критически, поскольку суду не представлены доказательства, что по указанным договором транспортировались наличные денежные средства, в том числе не представлены расходные кассовые ордера на получение наличных денежных средств материально-ответственными лицами, а также приходные кассовые ордера о получении данных денежных средств от указанных лиц. Само по себе отправление посылки - сейф-пакета не может служить доказательством отправления-получения наличных денежных средств.

Доводы представителя ООО «Панорама» о том, что соблюдение порядка ведения кассовых операций и соблюдение правил осуществления наличных расчетов, установленных Указаниями Банка России N 3210-У и N 3073-У, не является нарушением условий, предусмотренных лицензией, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, судом рассмотрены, однако как указывалось выше в силу подпункта "з" пункта 4 Положения "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1130, соблюдение порядка ведения кассовых операций отнесено к числу лицензионных требований. Таким образом, независимо от того, предусмотрена ли ответственность за определенные нарушения порядка ведения кассовых операций главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за правонарушения в области финансов, ответственность за нарушение лицензионных требований, установленная главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае не исключается. Административная ответственность за несоблюдение требований и условий, предусмотренных лицензией, при осуществлении предпринимательской деятельности установлена главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дифференцирована в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «Панорама» не представил доказательства выплаты наличных денежных средств в виде выигрышей участникам азартных игр за счёт наличных денег, поступивших в кассу ОП ООО «Панорама» <адрес> с банковского счёта общества, следовательно, наличные денежные средства в размере 376 163.50 руб. выплачены за счёт наличных денег, поступивших в кассу при приёме ставок от участников азартных игр, что является нарушением лицензионных требований.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку судом установлено нарушение ООО «Панорама» лицензионных требований, следовательно, имеются основания для привлечения последнего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения от административной ответственности, либо прекращения производства по делу, не установлено.

Санкция ч.3 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу положений ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Суд с учетом всех обстоятельств дела, при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, считает необходимым назначить ООО «Панорама» административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Панорама», расположенного по адресу: <адрес> (ИНН <***>, КПП 504201001, ОГРН <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 Кодекса РФ об АП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Штраф следует оплатить не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: расчетный счет № <***> ГРКЦ НБ РБ Банка России, БИК 048142001, получатель Управление Федерального Казначейства по РБ (Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Бурятия), ИНН <***>, ОКТМО 81701000, код БК (КБК) 182 1 16 03030 01 6000 140, «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу и платежный документ об оплате штрафа должен быть представлен в суд, рассмотревший дело.

Платежный документ об оплате административного штрафа представить в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный законом, влечет назначение наказания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья: С.С. Болдохонова