ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-311/20 от 16.10.2020 Касимовского районного суда (Рязанская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 октября 2020 года г.Касимов

Судья Касимовского районного суда Рязанской области Антипова М.Н. с участием

лица, привлекаемого к административной ответственности, должностного лица - Председателя Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты> Степенькина М.В.,

при секретаре – помощнике судьи Митиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Председателя Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В.,

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника государственной инспекции - начальником отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Василькиным О.А. оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Председателя Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В.. Из протокола следует, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, было выявлен факт ранее проводившихся работ по усилению и устройству отмостки фундамента объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль <данные изъяты> церкви» 1703-1705 гг, XIX века, расположенного по адресу: <адрес>. Указанные работы проведены в нарушение ст.40 и ст.45 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Закон №73-ФЗ) в отсутствие задания на проведение указанных работ, разрешения на их проведение, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также в отсутствие согласованной в установленном порядке проектной документации, без технического, авторского и государственного надзора.

Их представленного протокола также следует, что указанные работы по сохранению объекта культурного наследия с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия организовал Председатель Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В., который наделен властными полномочиями и выполняет организационно-распорядительные или административные хозяйственные функции.

В судебном заседании Председатель Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В. признал свою вину, пояснил, что ситуация была критичной, вода пошла под фундамент здания, что могло привести к разрушению здания. Поэтому он принял решение сделать отмостку к зданию <данные изъяты> церкви, так как любое промедление могло негативно сказаться на основании здания — объекта культурного наследия. Ранее он обращался с министерство культуры с целью решить проблему с разрушением фундамента. Однако процедура заказа проекта и всех согласований очень длительна. Кроме того, стоимость одного проекта составляет более трех миллионов рублей, которых нет у храма. При этом проведенный ремонт отмостки не повлек каких-либо негативных последствий, а напротив, защитил здание от последующего разрушения. Просил не наказывать его строго, учитывая наличие у него троих несовершеннолетних детей и онкологически больной супруги.

Выслушав должностное лицо Степенькин М.В., исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В силу ч.1 ст.48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995года №176 «Об утверждении Перечня объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Ансамбль <данные изъяты> церкви 1703-1705 гг, XIX века, расположенного по адресу: <адрес>, включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащих охране как памятники государственного значения.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области от 25.11.2014 года №281-р «О передаче религиозной организации в безвозмездное пользование находящегося в государственной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного значения» Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области заключило ДД.ММ.ГГГГ с пользователем Местной религиозной организацией <данные изъяты> договор в соответствии с которым передало указанному пользователю в безвозмездное пользование на 45 лет объект культурного наследия, являющийся имуществом религиозного назначения + здание - <данные изъяты> церковь, общей площадью 563,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Согласно Положению о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области от 08.07.2015 года №162 центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области. Указанная Инспекция уполномочена осуществлять региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия и является правопреемником министерства культуры и туризма Рязанской области в части полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Рязанской области.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч.1 ст.40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч.1 ст.45 указанного Федерального закона Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.45 Закона №73-ФЗ).

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (ч.5 ст.45 Закона №73-ФЗ).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч.6 ст.45 Закона №73-ФЗ).

В соответствии с ч.7 ст.45 Федерального Закона №73-ФЗ, после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (ч.8 ст.45 Закона №73-ФЗ).

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей (ч.9 ст.45 Закона №73-ФЗ).

На основании задания , выданного ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес>, исполняющим обязанности начальника государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено наблюдение состояния объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> церкви№, 1703-1705гг, XIX века, расположенного в <адрес>. В ходе осмотра установлен факт ранее проводившихся работ по усилению и устройству отмостки фундамента объекта культурного наследия без получения необходимых задания на проведение указанных работ, разрешения на их проведение, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также в отсутствие согласованной в установленном порядке проектной документации, без технического, авторского и государственного надзора.

Указом епископа Касимовского и Сасовского от 27 марта 2019 года №У-28 Председателем Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты> назначен Степенькин М.В..

Таким образом, ответственным лицом за совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ является именно должностное лицо Степенькин М.В., вина которого подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Однако каких-либо негативных последствий в результате действий Степенькин М.В. не установлено.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, действительные цели должностного лица, его совершившего, суд находит, что в действиях должностного лица Степенькин М.В. содержатся признаки малозначительности.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного должностным лицом Степенькин М.В., выразившееся только лишь в том, что он осуществил ремонт отмостки здания без соответствующего задания, разрешения и проекта, а также, учитывая, что фактически каких-либо негативных последствий не наступило, данных о том, что объекту культурного наследия в результате действий должностного лица Степенькин М.В. причинен вред, не имеется, судья приходит к выводу, что допущенное нарушение, хотя и имело место, но оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

При таких обстоятельствах, полагаю обоснованным применение статьи 2.9 КоАП, на основании которой должностное лицо Степенькин М.В. подлежит освобождению от административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, с объявлением ему устного замечания.

Согласно п.9 ч.1 ст.24.5, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при иных предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.2.9, п.9 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить за малозначительностью деяния производство по делу об административном правонарушении, в отношении должностного лица - председателя Приходского Совета Местной религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объявить должностному лицу - председателю Приходского Совета Местно религиозной организации <данные изъяты>Степенькин М.В. устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии, с подачей жалобы через Касимовский районный суд.

Судья М.Н. Антипова