ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-312/20 от 20.02.2020 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-312/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Никулин М.О.,

рассмотрев 20 февраля 2020 года в открытом судебном заседании по адресу:
г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 28, дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми», осуществляющего деятельность с 16.07.2002 с присвоением ИНН 1106014140, ОГРН 1021100895760, располагающегося в г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 31,

установил:

С 13 февраля 2020 года ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», осуществляя деятельность на опасном производственном объекте – Нефтешахта № 1 Нефтешахтного производственного предприятия «Яреганефть» в .... допускает нарушения требований промышленной безопасности:

1) в эксплуатационном блоке ...., в сбойке между вентиляционным и откаточным штреком, на сопряжении с буровой галереей, на основании технической документации, утвержденной начальником нефтешахты № 1, проведение и крепление горных выработок осуществляется не в соответствии с проектной документацией, а именно: на протяжении 10-15 м по наклонной и горизонтальной части горной выработки отсутствуют рамы постоянного крепления зумпфа; сечение горной выработки не соответствует установленному паспортом, допускается провисание рам постоянного крепления самой сбойки; ведется проведение и крепление горной выработки «Зумпф панели Север блока .... при этом проектной документацией проведение зумпфа в указанной сбойке не предусмотрено; в проектную документацию не внесены изменения в части расположения зумпфовых скважин ....; текущее местоположение скважин .... не соответствует проектному решению, отраженному в графической части проектной документации: «Горная часть» 3-003-ИОС7.2 ГЧ-4;

2) горная выработка Откаточный штрек панели Север уклона .... на расстоянии 250 м, на участке между сбойками №№ 6 и 8, затоплена нефтесодержащейся жидкостью; для прохода людей поверх рельсовых путей, на высоту 250-300 мм сооружены деревянные мостки (трапы);

3) в горной выработке Вентиляционный штрек панели Север уклона ...., являющейся запасным выходом, на участке между сбойкой № 6 и насосной камерой № 2, над деревянными трапами, предназначенными для прохода людей, на высоту от 0,1 м до 1,0 м возвышается металлическая арматура;

4) в горной выработке Верхняя приемная площадка эксплуатационного блока ....», для поддержания и направления тягового каната грузовой лебедки ЛВ-45, на рамы постоянного крепления КМП-А3 СВП установлено 5 конструкций крепления поддерживающих роликов на расстоянии 6, 15, 14 и 10 м, что не соответствует проектной документации;

5) сотрудники, спускающиеся в нефтешахту, обеспечиваются газоанализаторами типа М 02, вариант исполнения которых не позволяет определять наличие в рудничном воздухе углеводородных газов (этан, пропан, бутан) и паров жидких углеводородов (пентана, гексана, гептана, октана и нонана), кроме наличия метана;

6) в горной выработке Вентиляционный штрек Северной панели эксплуатационного блока .... для распыления воды и обеспечения снижения температуры рудничного воздуха, к пожарооросительному трубопроводу подключены распылительные устройства для снижения температуры рудничного воздуха;

7) в горной выработке .... этажа, в 50 м от сопряжения с горной выработкой .... полевой штрек в направлении .... полевого штрека, в районе скважины ...., рамы постоянного крепления разрушены, сечение горной выработки перекрыто завалом горной породы на 80% (вывал горной породы произошел <...> г.), свободный проход отсутствует.

Должностным лицом Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора составлен протокол .... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В подтверждение виновности представлены письменные доказательства: акт проверки; предписание; фотоматериалы; протокол об административном правонарушении; протокол о временном запрете деятельности нефтешахты № 1 с 16.00час. 18.02.2020 и иные документы.

В судебном заседании законные представители общества Белов Д.А. и Головкина А.З. вину в совершении обществом правонарушения признали частично. Показали, что нарушения, перечисленные в пунктах №№ 2-4 и 7 протокола, устранены. Указанное в пункте № 1 протокола нарушение не считали таковым, поскольку имеются изменения в проектную документацию. По пункту № 5 протокола полагали, что контроль состояния рудничной атмосферы нефтешахты соблюдается должным образом, в том числе регулярными замерами проб и материалов. По пункту № 6 протокола представили разъяснение Ростехнадзора о том, что отбор воды из пожарооросительного трубопровода для технологических нужд не запрещается.

Заместитель начальника Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Закомырдин А.П. факт совершения правонарушения считал доказанным, подтвердил, что основная часть нарушений, помимо указанного в пункте № 5, носит некапитальный характер, их устранение возможно до 29.02.2020.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон) определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 № 501 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом» (далее – Правила).

Согласно пунктам 22 и 68 Правил документация по ведению работ по добыче нефти утверждается техническим руководителем обособленного структурного подразделения. Проведение и крепление горных выработок осуществляются в соответствии с проектной документацией, технологическими регламентами и документацией по ведению горных работ.

Пунктом 87 Правил установлено, что сечения действующих горных выработок должны соответствовать проектной документации.

В действующих горных выработках нефтяной шахты предусматривается не менее двух ничем не загроможденных выходов. На каждой действующей нефтяной шахте должно быть не менее двух выходов на поверхность, оборудованных для передвижения и (или) перевозки людей (пункты 55 и 57 Правил).

В соответствии с пунктом 170 Правил при контроле состояния рудничной атмосферы нефтяных шахт измеряются суммарная концентрация углеводородных газов и паров жидких углеводородов, концентрация кислорода, диоксида углерода и других вредных газов, расход, температура и относительная влажность рудничного воздуха. Контроль состава рудничной атмосферы организуется в соответствии с приложением № 6 к настоящим Правилам. При контроле состояния рудничной атмосферы проводится оценка качества рудничного воздуха и соответствия его фактического распределения по горным выработкам нефтяной шахты распределениям, определенным проектной документацией, документацией по ведению горных работ, документацией по ведению работ по добыче нефти (пункт 171 Правил).

Пунктом 157 Правил запрещено проветривать действующие горные выработки через завалы и обрушения. Это требование не распространяется на выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварий и на выполнение работ по погашению, восстановлению горных выработок и работ по разборке завалов.

В соответствии с пунктом 602 Правил применяемое противопожарное оборудование и его размещение в горных выработках нефтяной шахты определяется проектной документацией - проектом противопожарной защиты (далее - ППЗ). ППЗ разрабатываются в соответствии с планом развития горных работ на срок не более 3 лет.

Вопреки указанным положениям Правил обществом допущены нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, а наличие данных нарушений в деятельности общества свидетельствует о совершенном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Довод законных представителей, что указанное в пункте № 1 протокола нарушение не является таковым, поскольку внесены изменения в проектную документацию, не соответствует действительности. Так, внесенные изменения в проектную документацию, вопреки пункту 21 Правил, не согласованы и не утверждены в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118.

Относительно нарушения, указанного в пункте 6 следует отметить, что в проекте противопожарной защиты нефтешахты № 1 утвержденном и согласованном в 2019 году запрещается использование противопожарного запаса воды на нужды не связанные с пожаротушением, в том числе в качестве распылительных устройств для снижения температуры рудничного воздуха. В письме Ростехнадзора от <...> г., которым апеллируют представители, не запрещается использование пожарооросительного провода для технологических нужд, тогда как должностным лицом при проверке установлено его использование не по целевому назначению.

Считая, что контроль состояния рудничной атмосферы нефтешахты соблюдается должным образом, законные представители ссылаются на регулярный отбор газов и паров лицами надзора.

Между тем, по результатам химического анализа отбора проб и полученных материалов, согласно приказу .... от <...> г. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нефтешахта № 1 отнесена к I группе опасности по углеводородным газам - при содержании высших углеводородных газов в общем объеме углеводородных газов не более 10% (по объему).

Нефтяные шахты, в которых выявлены метан, этан, пропан, бутан (далее - углеводородные газы), и пары жидких углеводородов пентана, гексана, гептана, октана и нонана (далее - пары жидких углеводородов) или прогнозируется их выделение, относятся к нефтяным шахтам, опасным по газу. В горных выработках нефтяных шахт, опасных по газу, соблюдается газовый режим (пункт 119 Правил). Контроль состава рудничного воздуха и определение газообильности нефтяных шахт, опасных по газу, осуществляются в соответствии с приложением № 6 к настоящим Правилам (пункт 121 Правил).

В соответствии с пунктом 24 Приложения № 6 концентрация вредных газов контролируется переносными приборами контроля.

В то же время, согласно инструкции газоанализатора М 02 (инв. ....) в имеющемся варианте исполнения, им не осуществляется измерение содержания горючих газов (метан, пропан, бутан, гексан), а также метано-водородной смеси.

Поскольку в нефтешахте № 1 выявлялись углеводородные газы, и их последующее выделение прогнозируется, при наличии имеющегося оборудования не обеспечивается контроль состояния рудничной атмосферы нефтешахты.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является частичное признание вины в совершении правонарушения.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, когда ранее по постановлению судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 03.06.2019, от 26.08.2019 обществу было назначено административное наказание за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающее и отягчающее административную ответственность, и приходит к выводу, что достижением цели административного наказания будет являться административное приостановление деятельности сроком на 30 суток.

Учитывая, что 18.02.2020 с 16.00час. должностным лицом применен временный запрет деятельности в виде запрещении ведения горных работ, в том числе, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок и работ по добыче нефти, в том числе ведению работ по строительству, эксплуатации, ремонту, реконструкции нагнетательных скважин, добывающих нефтяных скважин, сбору, транспорту, подготовке теплоносителя и нефти (кроме работ по устранению нарушений и работ по предупреждению затопления горных выработок) на опасном производственном объекте Нефтешахта № 1 НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенного по адресу: ........, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ...., административное приостановление деятельности следует исчислять с момента фактического приостановления деятельности.

Следует также отклонить довод законных представителей о том, что устранение нарушений возможно без отрыва от производства и без необходимости приостановления производственного процесса, поскольку отсутствие должного контроля за состоянием рудничной атмосферы во всей нефтешахте № 1 создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Руководствуясь статьей 29.9 КоАП РФ,

постановил:

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности – запрещение ведения горных работ, в том числе, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок и работ по добыче нефти, в том числе ведению работ по строительству, эксплуатации, ремонту, реконструкции нагнетательных скважин, добывающих нефтяных скважин, сбору, транспорту, подготовке теплоносителя и нефти (кроме работ по устранению нарушений и работ по предупреждению затопления горных выработок) на опасном производственном объекте Нефтешахта № 1 НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенном по адресу: ........, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: .... сроком на 30 суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Судья-

Мотивированное постановление составлено 20 февраля 2020 года.

Судья- М.О. Никулин