ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-313/16 от 16.08.2016 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 5- 313/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул 16 августа 2016 года

Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края (<...>) Назарова Л.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации» (далее ФГБУ «РЭА» Минэнерго России), юридический адрес 109074 <адрес> местонахождения Алтайского центра научно-технической информации – филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 21 июня 2016 года здание административное, расположенное по адресу <адрес>, на основании постановления Алтайского краевого законодательного Собрания от 28.12.1994 года «Об историко-культурном наследии Алтайского края» принято на государственную охрану как памятник истории и культуры (архитектуры).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «ОБ объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указанный памятник отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, с последующей регистрацией в реестре. В настоящее время объект зарегистрирован в реестре под номером .

«Здание административное» является образцом административного здания начала 1950-х годов, выполненного в формах советской монументальной архитектуры. Играет важную градостроительную роль в архитектурном оформлении перекрестка главной магистрали города и <адрес>.

В силу ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 12.05.2005 г. № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края является управление Алтайского края по культуре и архивному делу (далее -Управление).

С 2007 года объект культурного наследия (административное здание литер А) является собственностью Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 23.03.2011 серия 22 АВ . Указанный объект недвижимости с 2007 года находится в пользовании ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, о чем имеется запись в ЕГРП от 22.09.2011 серия 22 АВ .

ФГБУ «РЭА» Минэнерго России заключено охранное обязательство на объект культурного наследия «Здание административное» от 16.03.2011 г. , содержащее обязательства по его содержанию, сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ) требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник объекта недвижимости (объекта культурного наследия) несет бремя содержания принадлежащего ему объекта. Охранное обязательство подлежит выполнению учреждением, которому объект культурного наследия предоставлен на праве оперативного управления (п.11 ст. 47,6 Федерального закона).

П.1 ст. 47.3 ФЗ № 73 и п. 13 охранного обязательства предусмотрены обязанности по содержанию и использованию объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу на основании приказа от 29.03.2016 г. проведена плановая выездная проверка. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки в день ее окончания 16 мая 2016 года составлен акт проверки , в котором отражены выявленные нарушения, в частности:

В нарушение ст. 47.3 ФЗ № 73 ФГБУ «РЭА» Минэнерго России не выполняются требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия «Здание административное» по адресу: <адрес>, в надлежащем техническом состоянии:

Обследованы помещения двухэтажного кирпичного оштукатуренного здания-памятника с подвалом общей площадью <данные изъяты>. литер А (согласно выписке из технического паспорта от 20.09.2007 г., выполненного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю), одноэтажная кирпичная пристройка литер А1 А2 и территория земельного участка с элементами благоустройства – металлической оградой, устроенной между круглыми столбами, увенчанными бетонными вазонами.

1. на дату проведения осмотре техническое состояние отдельных внешних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта культурного наследия определяется как неудовлетворительное (по сравнению с техническим состоянием, указанным в акте технического состояния памятника от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.п. «а» п.2 и п.п. «а» п.3 раздела I акта), состояние определялось как удовлетворительное).

- крыльца входов в здание находятся в неудовлетворительном состоянии: бетонные ступени с выбоинами и сколами, кирпичные подпорные стенки крыльца главного входа со следами растрескивания и частичного обрушения штукатурки; на крыльцах, расположенных со стороны торцевого (юго-восточного) и дворового (северо-восточного) фасадов, штукатурный слой подпорных стенок обрушен до оголения кирпичной кладки, наблюдаются участки выпадения отдельных кирпичей из стен крылец, выветривание швов и расслоение кирпичной кладки (по сравнению с техническим состоянием, указанным в акте технического состояния памятника от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.п. «б» п.2 раздела I акта), общее состояние определялось как удовлетворительное).

- цоколь (кирпичный, оштукатуренный, окрашенный) здания со значительными участками разрушений штукатурного слоя и обрушений штукатурных фрагментов до оголения кирпичной кладки. Со стороны двора места оголения кирпичной кладки цоколя со следами увлажнений, поражений грибком и мхом, наблюдается выветривание швов наружной версты кладки. Стены приямков находятся в аналогичном техническом состоянии. Отмостка здания со стороны двора разрушена и поражена растительностью, со стороны Ленинского проспекта отсутствует (по сравнению с техническим состоянием, указанным в акте технического состояния памятника от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.п. «в» п.2 раздела I акта), общее состояние цоколя и отмостки определялось как удовлетворительное).

- стены объекта культурного наследия (литер А) из керамического кирпича, стены пристройки (литер А1А2) из силикатного кирпича, со стороны главного и торцевых фасадов оштукатуренные и окрашенные. На момент осмотра фасадов зафиксированы массовые отслоения и растрескивание окрасочного и штукатурного слоев, на стенах следы увлажнение поверхности, массовые фрагменты обрушения штукатурки, местами до оголения кирпичной кладки, сколы и выпадение отдельных кирпичей. Значительные участки намокания и обрушения штукатурки зафиксированы на карнизе здания. Со стороны двора кирпичная кладка со следами загрязнений и намокания, нижняя часть стен поражена поражений грибком. Происходит выветривание швов наружной версты кирпичной кладки, ее ослабление. Состояние наружной отделки главных фасадов и поверхности кирпичной кладки дворового фасада неудовлетворительное (состояние наружных стен здания ухудшилось, п.п. «г» п.2 раздела I акта технического состояния от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года ).

-Кровля объекта культурного наследия с покрытием из асбестоцементных листов находится в неудовлетворительном состоянии. Кровля имеет массовые протечки, элементы деревянной стропильной системы (несущие конструкции из-за систематических протечек со следами намокания и поражения гнилью, грибком, плесенью. В связи со значительными утратами элементов водосточной системы здания водоотведение атмосферных осадков не осуществляется – водосток не организован. В результате наружные стены со следами увлажнения. Состояние кровли неудовлетворительное, состояние водостока недопустимое (по сравнению с техническим состоянием, указанным в акте технического состояния памятника от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.п. «д» п.2 раздела I акта), общее состояние кровли определялось как удовлетворительное).

- декоративные элементы фасадов здания находятся в неудовлетворительном состоянии: массовые участки отслоения, разрушения и обрушения штукатурного слоя наблюдается на колоннах портика и пилястрах с каннелюрами, на аттиках и балюстрадном ограждении кровли, подоконных балюстрадах, сандриках, тянутых наличных окон и дверей, имеются утраты фрагментов декора, балясин (состояние декора фасадов ухудшилось, подпункт «ж» п 2 раздела I акта технического состояния от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года ).

1.1 Балконы с гнутым металлическим ограждением, расположенные со стороны дворового и торцевых фасадов, находятся в предаварийном состоянии: балконные плиты со следами увлажнения нижней плоскости, поражены мхом и побегами растительности, защитное покрытие плит разрушено до оголения арматуры. Места примыкания балконов к наружным стенам со следами значительного замокания. Деревянные поручни балконов большей частью утрачены, сохранившиеся поручни – ветхие, поражены гнилью и разрушены (волокна древесины разорваны). Степень эксплуатационной пригодности несущих конструкций определяется, как неработоспособное, в результате чего существует угроза их обрушения и опасность пребывания людей в зоне расположения балконов.

2. Состояние отдельных внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника неудовлетворительное (по сравнению с техническим состоянием отдельных внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника, указанным в акте технического состояния памятника от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.п. «а» п.3 раздела I акта), общее состояние данных элементов определялось как удовлетворительное).

- чердачное деревянное оштукатуренное перекрытие второго этажа в неудовлетворительном состоянии: в большинстве помещений второго этажа по штукатурному слою потолка наблюдаются многочисленные трещины, загрязнения, происходит обрушение штукатурки до дранки с потолка перекрытия. Причиной является замачивание конструкций перекрытия вследствие протечек кровли (состояние ухудшилось п.п. «б» п.3 раздела I акта технического состояния от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года ). В соответствии с письмом Алтайского ЦНТИ – филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России от 14.04.2016 г. установлено, что в 2015 году был проведен капитальный ремонт части чердачного перекрытия ( в помещениях ) в связи с локальным проломом крыши из-за обвала деревянных перекрытий.

-часть кирпичных стен в подвальном помещении находится в неудовлетворительном состоянии (со стороны дворового фасада): в результате сезонного попадания талых вод в помещение подвала через оконные проемы и приямки происходит постоянное замачивание части стен фундамента, в отсутствии естественной вентиляции (оконные проемы заколочены) – поражение грибком и плесенью части стен подвала. В связи с частичной заменой чугунных труб системы водоснабжения и отопления на современные пластиковые, в некоторых кабинетах, в кирпичных стенах пробиты проемы (сквозные отверстия (п.п. «в» п.3 раздела I акта технического состояния от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года ).

-Общее техническое состояние оконного заполнения неудовлетворительное: нижняя обвязка наружных оконных рам поражена гнилью, древесина оконных переплетов расслаивается, рамы расшатаны и неплотно входят в притвор; остекление некоторых окон разбито (состояние окон ухудшилось (п.п. «д» п.3 раздела I акта технического состояния от 16 марта 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года ).

3. Техническое состояние сооружения ограды, расположенной на земельном участке ФГУ «РЭА» Минэнерго России, ухудшилось по сравнению с техническим состоянием, указанным в акте 2011 года охранного обязательства от 16 марта 2011 года (п.6 раздела I акта, где общее состояние ограды определялось как удовлетворительное).

Металлическая ограда, устроенная между круглыми бетонными столбами с вазонами, является неотъемлемой частью объекта культурного наследия и примыкает к северо-западному и юго-восточному фасадам здания-памятника. Зафиксированы многочисленные участки отслоения и обрушения штукатурного и окрасочного слоев, трещины, имеются затертости лепного декора. Состояние наружной отделки ограды неудовлетворительное.

В результате ненадлежащего содержания объекта культурного наследия, непроведения ремонтно-реставрационных работ, неисполнения требований охранного обязательства, а также под воздействием природных факторов, его техническое состояние ухудшается. Обращение ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по вопросам согласования проектной документации и выдачи разрешений на проведение каких-либо ремонтных работ, в том числе согласно требованиям охранного обязательства в Управление не поступало.

Данные нарушения угрожают целостности и сохранности объекта культурного наследия «Здание административное". При этом ФГБУ «РЭА» Минэнерго России не приняты меры по недопущению нарушения требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии.

Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 11 закона Алтайского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» ФГБУ «РЭА» Минэнерго России не установлены информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия.

С учетом изложенного в бездействиях ФГБУ «РЭА» Минэнерго России ( в длительном, за период времени, начиная с 2011 года – с момента принятия здания в оперативное управление и по состоянию на дату выявления правонарушения по результатам проверки 16 мая 2016 года, непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей по содержанию и использованию объекта культурного наследия в надлежащем состоянии, что угрожает целостности и сохранности данного объекта) усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель юридического лица не явилась, представила доказательства неудовлетворительного финансового состояния филиала, ранее в судебном заседании вину юридического лица не отрицала, просила о снисхождении при решении вопроса о наказании и снижении штрафа, поскольку указанные средства будут направлены на устранение выявленных недостатков и проведение необходимого ремонта здания.

Исследовав материалы дела, письменные документы и ходатайства юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно акту проверки в бездействиях ФГБУ «РЭА» Минэнерго России обнаружен состав указанного правонарушения, выразившегося в нарушениях охранного обязательства на объект культурного наследия «Здание административное», расположенное по адресу: <адрес>, от 16.03.2011 г. , содержащее обязательства по его содержанию, сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ) требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования, установлены многочисленные нарушения к содержанию недвижимого имущества, которые могут повлечь разрушение данного помещения, являющегося памятником архитектуры.

Вина юридического в совершении данного правонарушения подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21 июня 2016 года, Списком вновь выявленных памятников архитектуры, истории и искусства Алтайского края, утвержденным Постановлением краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 г. , распоряжением об адресации объектов недвижимости от 25 июня 2012 года, уведомлением о плановой проверки от 29 марта 2016 года, приказом от 29 марта 2016 года «О проведении плановой выездной проверки федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации», актом проверки от 16 мая 2016 года, фотоматериалом, предписанием от 16 мая 2016 года, свидетельством о государственной регистрации права на здание, по адресу <адрес> (собственность Российской Федерации), свидетельством о государственной регистрации права (в оперативном управлении у ФГБУ «РЭА» Министерства энергетики РФ), охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры, приказом от 15 мая 2013 года «Об утверждении предмета охраны, грани территории и правового режима земельного участка в границах территории объекта культурного наследия», уставом ФГБУ «ПЭА» Министерства Российской Федерации, Приказом от 1 сентября 2011 «Об утверждении Положения об Алтайском центре научно-технической информации – филиале ФГБУ «РЭА» Минэнерго России» с указанным Положением, выпиской из ЕГРЮЛ, пояснениями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в суде, ходатайством юридического лица о снижении штрафа.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КОАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 просила учесть тот факт, что юридическое лицо является научным бюджетным учреждением, финансируемым по смете, для производства ремонта требуется финансирование из бюджета, которое может быть заложено только на будущий финансовый год, представила расчет расходов на текущий год, в соответствии с которым на техническое обслуживание пожарной сигнализации в 2016 году было заложено финансирование на <данные изъяты>, на оплату текущего ремонта имущества средств не предусматривалось, однако при этом расходовались средства от иной приносящей доход деятельности в общем размере <данные изъяты>, которых оказалось явно недостаточным для полномасштабной реставрации здания. От врио ФГБУ «РЭА» Минэнерго России» поступило аналогичное письменное ходатайство, согласно которому в целях получения наибольших финансовых возможностей для устранения выявленных недостатков посредством перенаправления денежных средств от уплаты штрафных санкций на ремонтно-реставрационные мероприятия, Учреждение ходатайствует о назначении штрафа за правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, в размере ниже низшего предела.

Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно п. 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

(3.3.) При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом положений указанных норм, принимая во внимание правовой статус юридического лица, привлекаемого к административной ответственности (бюджетное учреждение), признание им вины, как смягчающие вину обстоятельство, отсутствие сведений о привлечении по аналогичной статье к административной ответственности ранее, судья приходит к выводу о том, что ходатайство о снижении штрафа подлежит удовлетворению, в связи с чем штраф для данной организации судья определяет в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1., 7.13, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему штраф ниже минимального предела, а именно в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>), который следует уплатить в течение 60 дней с момента вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам:

Получатель : УФК по Алтайскому краю (Алтайархивкультура)

ИНН

КПП

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ г. БАРНАУЛ

р/сч.

БИК

В назначении платежа указать:

КБК

ОКТМО

Квитанцию об оплате штрафа в указанный срок надлежит представить в Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ в том числе влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей (ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края со дня получения копии постановления.

Судья Л.В. Назарова