ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-313/2021 от 11.05.2022 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 5-313/21

УИД 29RS0008-01-2022-001371-74

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 мая 2022 года город Котлас

Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Тайга», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, Объездной проезд, д. 3, корп. 2, пом. 2, ИНН 2904031599, ОГРН 1212900006483, поставленного на налоговый учет 12 октября 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тайга» виновно в несоблюдении работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Общество с ограниченной ответственностью «Тайга» (далее - ООО «Тайга», Общество), расположенное по адресу: Архангельская область, г. Котлас, Объездной проезд, д. 3, корп. 2, пом. 2, осуществляя деятельность по торговле оптовой пиломатериалами (код 46.73.2), в период с 02 декабря 2021 года по 31 декабря 2021 года в нарушение п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 115-ФЗ), пп. «е» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1823 «Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (далее - Постановление № 1823), превысило 50% допустимую долю иностранных работников, поскольку трудовую деятельность по трудовым договорам в ООО «Тайга» осуществляли четыре иностранных работника и два работника, являющиеся гражданами Российской Федерации.

В судебном заседании законный представитель ООО «Тайга» Орехов А.А. и защитник Копосов А.Н. с протоколом об административном правонарушении не согласились, пояснив, что в декабре 2021 года в ООО «Тайга» работали 4 гражданина Республики Таджикистан и 4 гражданина Российской Федерации (два работника по трудовому договору и два работника по гражданско-правовым договорам). В связи с тяжелым финансовым положением ООО «Тайга» граждане Республики Таджикистан к осуществлению трудовой деятельности фактически не приступали. В отношении всех работников, в том числе и работающих по договорам на оказание услуг, ООО «Тайга» направляло предусмотренную законом отчетность в налоговую инспекцию, Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.

Должностное лицо Тихоновская О.З., принимая участие в предыдущем судебном заседании, полагала об обоснованности привлечения ООО «Тайга» к административной ответственности. Пояснила, что по трудовым договорам в ООО «Тайга» работали 4 иностранных гражданина и 2 гражданина Российской Федерации, что является нарушением пп. «е» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1823. Граждане Российской Федерации, оказывающие ООО «Тайга» услуги по гражданско-правовым договорам, работниками не являются.

Свидетель Артемьева В.Н. в судебном заседании пояснила, что в период с 01 декабря 2021 года по февраль 2022 года на основании гражданско-правового договора оказывала ООО «Тайга» бухгалтерские услуги, а именно: вела бухгалтерский учет, производила начисление оплаты труда сотрудникам, производила начисления и перечисления страховых взносов в государственные фонды, сдавала различного рода отчетность. 01 декабря 2021 года Обществом с Летковым Н.В. и ей (Артемьевой В.Н.) были заключены договоры на оказание услуг сроком действия до 15 января 2022 года. Оплата по данным договорам была произведена после окончания срока их действия и подписания акта приема-сдачи услуг. Страховые взносы и НДФЛ по данным договорам были уплачены 18 января 2022 года, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию за декабрь 2021 года не направлялся, поскольку данный расчет является ежеквартальным. В расчете по страховым взносам за первый квартал 2022 года сведения о Леткове Н.В. и Артемьевой В.Н. были отражены.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Законом № 115-ФЗ.

В силу пункта 5 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 1823 на 2021 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации торговлю оптовую пиломатериалами (код 46.73.2), установлена в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами (п. «е» абз. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств: сообщением Калип Н.П.; копиями трудовых договоров и приказов о приеме на работу; копиями паспортов; письменными объяснениями свидетелей Калип Н.П. и Артемьевой В.Н.; выпиской из Единого государственного реестра в отношении Общества, протоколом об административном правонарушении.

23 декабря 2021 года в ОВМ ОМВД России «Котласский» поступило сообщение от гражданки Калип Н.П. о том, что ООО «Тайга» не соблюдаются требования, установленные пп. «е» п. 1 Постановления № 1823.

В связи с поступившим обращением должностным лицом ОВМ ОМВД России «Котласский» принято решение о возбуждении в отношении ООО «Тайга» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, и проведении административного расследования, о чем вынесено определение.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Тайга» является торговля оптовая пиломатериалами (код деятельности 46.73.2).

Из имеющихся в материалах дела копий трудовых договоров и приказов о приеме на работу следует, что в период с 02 по 31 декабря 2021 года трудовую деятельность в ООО «Тайга» осуществляли 6 человек: Нечволод Т.Н. (генеральный директор), Калип Н.П. (заместитель генерального директора), Шукуров С. (станочник деревообрабатывающих станков), Миргафуров С.Н. (станочник деревообрабатывающих станков), Собиров У. (станочник деревообрабатывающих станков), Сайдулло А. (станочник деревообрабатывающих станков).

Нечволод Т.Н. и Калип Н.П. являются гражданами Российской Федерации.

Шукуров С.Т., Миргафуров С.Н., Собиров У. и Сайдулло А. являются гражданами Республики Таджикистан, что подтверждается копиями их паспортов (л.д. 56, 62, 68, 74).

Из письменных объяснений свидетеля Калип Н.П. следует, что с 14 октября 2021 года она работает заместителем генерального директора Общества. По ее сведениям, до 13 января 2022 года в ООО «Тайга» были оформлены по трудовым договорам четыре гражданина Таджикистана и двое граждан Российской Федерации. До оформления трудовых договоров с гражданами Таджикистана она в устной форме предупреждала генерального директора Общества о допустимой доле иностранных работников в организации.

В соответствии с письменными объяснениями свидетеля Артемьевой В.Н., по состоянию на 01 декабря 2021 года в штате ООО «Тайга» числились четыре сотрудника: Нечволод Н.И. (генеральный директор) и Калип Н.П. (заместитель генерального директора) - по трудовому договору; Артемьева В.Н. (бухгалтер) и Летков Н.В. (сторож) - по гражданско-правовым договорам. 02 декабря 2021 года ООО «Тайга» были заключены трудовые договоры с четырьмя гражданами Республики Таджикистан.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Тайга» составлен в присутствии защитника Копосова А.Н. правильно и в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об Обществе, как лице его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Копия протокола вручена защитнику Копосову А.Н., а также направлена по месту нахождения ООО «Тайга».

Несогласие защитника Копосова А.Н. с протоколом об административном правонарушении не свидетельствует о том, что данный протокол составлен с нарушением закона.

Представленные по делу доказательства согласуются между собой, получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с 02 по 31 декабря 2021 года трудовую деятельность в ООО «Тайга» осуществляли два гражданина Российской Федерации и четыре иностранных гражданина, что превышает установленную законодательством Российской Федерации допустимую долю иностранных работников при осуществлении экономической деятельности по торговле оптовой пиломатериалами.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Доказательства того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, в материалы дела не представлены.

При такой ситуации действия ООО «Тайга» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ - несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Доводы стороны защиты о том, что в декабре 2021 года в Обществе работали также двое граждан Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, поскольку по смыслу п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ и Постановления № 1823 граждане Российской Федерации, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), работниками не являются, поэтому количество таких лиц в общую численность работников не включается и не может учитываться при определении процентного отношения разрешенной доли иностранных работников.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного Обществом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Тайга», не установлено.

Санкция ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Статьей 3.12 КоАП РФ определено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, обосновывающим необходимость применения административного приостановления деятельности, не установлено.

Оснований для применения положений ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ не имеется, поскольку в силу ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом характера впервые совершенного Обществом административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, обстоятельств, влияющих на административную ответственность, принимая во внимание, что граждане Республики Таджикистан были уволены из ООО «Тайга» 24 января 2022 года, что следует из письменных объяснений законного представителя Общества Орехова А.А., и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья считает возможным назначить ООО «Тайга» административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, в размере 400000 рублей.

Наложение административного штрафа в размере 800000 рублей применительно к допущенному правонарушению имеет неоправданно карательный характер и может привести к ухудшению финансового положения юридического лица.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Применение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможно только при совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и ст. 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая совокупность отсутствует, поскольку правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а в результате проверки обращения Калип Н.П., содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В связи с указанными обстоятельствами оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Характер совершенного ООО «Тайга» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, а объектом охраны - интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечение устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, свидетельствует об особой значимости охраняемых отношений и о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ,

постановил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тайга» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 400000 (четырехсот тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), расчетный счет 03100643000000012400, банк получателя - Отделение Архангельск Банка России, ИНН 2901071427, КПП 290101001, БИК 011117401, лицевой счет 04241288610, код ОКТМО 11710000, КБК 18811601181019000140, УИН 18891299990003922840 (протокол 29 АК № 563734 / 189 от 01 апреля 2022 года).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.С. Зобова