Дело № 5-85/2021 (5-3147/2020)
(59RS0007-01-2020-011339-93)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
(резолютивная часть вынесена и оглашена 21 января 2021 года)
г. Пермь 25 января 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.
при секретаре Вагиной В.С.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2,
представителей административного органа ФИО3, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю ФИО2, №
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес>ФИО6 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что органами прокуратуры с целью своевременного реагирования на систематической основе осуществляется мониторинг состояния расчетов организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением надзорных функций на основании Закона о прокуратуре руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО1 направлено требование № о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края, в том числе на электронный адрес №, сводную (по <адрес>) информацию о работе организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций по формам №-ЖКХ (жилище), №-ЖКХ (ресурсы) по итогам 2019 года.
Указанные формы федерального статистического наблюдения предполагают отражение информации о дебиторской и кредиторской задолженности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы.
ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя руководителя территориального органа ФИО7 поступил ответ на требование, при этом часть сведений не раскрыта в целях обеспечение конфиденциальности статистических данных в соответствии с п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Вместе с тем в силу ч. 2.1 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры вправе при осуществлении надзора получать доступ к информации ограниченного доступа.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора края ФИО6 вынесено решение о проведении проверки в отношении территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>, в том числе, на предмет исполнения законодательства об официальном статистическом учете при формировании статистической отчетности по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы), утвержденным Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с действиями лица, препятствующими проведению указанной проверки, приводящими к невозможности ее завершения в срок, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора края принято решение о приостановлении проверки на 2 месяца.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора края вынесено решение о продлении срока проверки на 30 календарных дней.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> направлено требование об обеспечении ДД.ММ.ГГГГ доступа к первичным статистическим данным 2019 года, первого, второго квартала 2020 года, на основании которых сформирована статистическая отчетность по формам 22- ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы), утвержденным Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, а также сводной по <адрес> статистической информации по указанным формам за первый, второй кварталы 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края направлено письмо за подписью руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> об отсутствии оснований для доступа прокуратуры к обозначенным документам.
При этом руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> ссылается на позицию о конфиденциальности статистических данных в соответствии с п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», изложенную при отказе предоставить сведения в полном объеме по запросу прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> отказался исполнять законное в силу ч. 2.1 ст. 4 Закона о прокуратуре требование прокурора.
Учитывая изложенное, полагает, что в действиях руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании ФИО1 с постановлением не согласился, вину в совершении вменяемого правонарушения не признал, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 282-ФЗ, а также на основании Приказа Росстата №-дсп, Пермьстат не мог предоставлять прокурору первичные статистические данные, поскольку это информация ограниченного доступа, и исключения из этого правила для прокурора указанными нормами закона не предусмотрены. Кроме того, прокурор не является субъектом официального статистического учета, он не занимается формированием официальной статистической информации, и не смог бы воспользоваться ею, даже в случае предоставления Пермьстатом. Истребуемые данные не соответствовали целям проверки.
Представители административного органа в судебном заседании доводы постановления поддержали, просили привлечь должностное лицо к административной ответственности, назначив наказание в виде дисквалификации. Дополнительно пояснили, что проверки прокуратурой проводились на основании задания генеральной прокуратуры в целях оценить полноту и правдивость статистической отчетности, правильность составления статистического отчета. В настоящий момент проверка проведена, выявлены нарушения, внесено представление об устранении нарушений.
Судья, изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему:
На основании ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных в законе органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления (п. 2).
В соответствии со статьей 17.7 КоАП Российской Федерации умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из требований ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В суде исследованными доказательствами – постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; решением о продлении срока проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства; решением о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; письмом руководителя Пермьстата о доступе к формам федерального статистического наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ; иными сведениями, подтверждается, что требование должностного лица о предоставлении информации должностным лицом не выполнено.
ФИО1 не предоставлены сведения о направлении документов в полном объеме в адрес прокуратуры <адрес> в срок, установленный ст. 26.10 КоАП РФ.
В связи с чем, судья считает, что у должностного лица имелась возможность выполнить требование должностного лица по предоставлению необходимых документов, однако, в срок, установленный ст. 26.10 КоАП РФ, не выполнило данное требование.
Доказательств, что ФИО1, как руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>, в указанный срок не имел возможности по уважительной причине исполнить требование должностного лица, либо сообщить о невозможности исполнить требование в указанный срок не представлено.
Довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что запрашиваемая информация в полном объеме не могла быть представлена в связи с тем, что относится к информации ограниченного доступа суд находит несостоятельным.
Согласно ч. 2.1 ст. 4. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Довод о том, что руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> руководствовался при ответе на запрос приказом №-дсп, суд также признает несостоятельным, поскольку данный приказ и типовое решение разработаны для служебного пользования, тогда как полномочия прокуратуры определены на основании федерального законодательства.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что вина должностного лица в неисполнении требований должностного лица нашла в суде свое подтверждение исследованными доказательствами, поэтому ФИО1, как руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> подлежит привлечению к административной ответственности.
Действия руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> подлежат квалификации по ст. 17.7 КоАП РФ.
Какие-либо исключительные обстоятельства, которые бы позволили признать правонарушение малозначительным, не установлены.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций, совершенное правонарушение посягает на институт государственной власти в виде реализации органом, действующим от имени государства и представляющим его интересы, полномочий, представленных ему законом. Непредоставление информации и документов по запросу в рамках мониторинга ставило под угрозу исполнение должностным лицом возложенных на него функций. В данном случае ст. 2.9 КоАП РФ не может быть применена.
Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.
Считаю возможным, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, назначить руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 п.1 ст. 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 2500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Штраф подлежит оплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель - прокуратура Пермского края, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), БИК 045773001, ИНН <***>, КПП 590201001, расчетный счет № <***>, КБК 415 1 16 900 10 01 6000 140, ОКАТО 57401000000.
Разъяснить, что за неуплату административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и копия постановления будет направлена судебному приставу-исполнителю.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа должен быть представлен в Свердловский районный суд г. Перми по адресу: <...>. 310.
Постановление в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья: О.И. Бабурина