ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-314/2021 от 09.09.2021 Оренбургского гарнизонного военного суда (Оренбургская область)

постановление

о назначении административного наказания

Судья Оренбургского гарнизонного военного суда Дмитриев ФИО1, при секретаре Гречкиной А.К., с участием защитника Белоусовой Т.В., представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге В., рассмотрев по адресу: <...>, дело № 5-341/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении военного комиссара ... ФИО2, ... ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссар ... - руководитель Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат ... ФИО2 не представил до 15 февраля 2021 г. (включительно) в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... (далее - УПФР в ...) за отчетный период январь 2021 г. сведения о 769 работающих в военном комиссариате застрахованных лицах. В исходных сведениях по форме СЗВ-М, представленных по телекоммуникационным каналам связи в УПФР в ... 5 февраля 2021 г. содержались данные о 768 застрахованных лицах. Лишь 12 марта того же года из военного комиссариата ... тем же способом представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за тот же отчетный период уже на 769 работающих в военном комиссариате застрахованных лицах, то есть на одно застрахованное лицо больше. При этом данные на него в ранее представленной 5 февраля 2021 г. форме отсутствовали, тем самым военный комиссар ...... ФИО2 в срок, предусмотренный п. 2.2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), оформленные в установленном порядке сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не представил.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела ФИО2 в отдельном заявлении просил рассмотреть дело без его участия. Поскольку по данному делу в соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ его участие не было признано судом обязательным, то рассмотрение материала об административном правонарушении в отношении ФИО2 следует провести в его отсутствие.

Защитник Белоусова в ходе рассмотрения дела пояснила, что ФИО2 виновным себя не признает, субъектом указанного административного правонарушения не является, поскольку обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М была возложена им на соответствующих должностных лиц финансового-экономического отделения военного комиссариата ..., более того, 16 февраля 2021 г. обязанности военного комиссара ... фактически исполнял его заместитель - полковник Б. Далее, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 4 февраля 2019 г. № 8-П "По делу о проверке конституционности ст. 15.33.2 КоАП РФ в связи с жалобой гражданки Э." Белоусова указала, что привлечение военного комиссариата ... к ответственности в качестве юридического лица исключает возможность привлечения ФИО2 к административной ответственности как должностного лица.

Вместе с тем, вина ФИО2 в совершении данного административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами.

В соответствии с выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от ... ФИО2 назначен на должность военного комиссара ....

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 мая 2021 г. ФИО2 является руководителем Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат ..." и уполномочен без доверенности действовать от имени военного комиссариата.

Из фотофиксации базы данных "АРМ Приема ПФР" от 18 мая 2021 г. видно, что исходные сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 г. поступили и были приняты УПФР в ... по телекоммуникационным каналам связи 5 февраля 2021 г. Однако сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" тем же способом представлены в УПФР в ... только 12 марта того же года.

Копией сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая", а также копией реестра страхователей, представивших такие сведения, подтверждается, что исходные сведения на 768 лиц страхователем "Военный комиссариат ..." дополнены данными о еще одном застрахованном лице - В. (СНИЛС <***>), а всего форма содержит сведения на 769 застрахованных лиц.

Из фотофиксации базы данных "АРМ Приема ПФР" от 20 августа 2021 г. также видно, что электронный документ, в виде которого 12 марта 2021 г. представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь 2021 г., подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заместителя военного комиссара Б.

Согласно выпискам из приказов военного комиссара ... видно, что ФИО2 лично исполнял свои обязанности в период с 5 по 13 февраля, а также с 11 по 15 марта 2021 г. В остальное время в период с 1 января по 15 марта 2021 г. он находился в отпуске либо в служебных командировках.

Из протокола об административном правонарушении от 5 июля 2021 г. ... следует, что военный комиссар ... ФИО2 16 февраля 2021 г. в 00 часов 00 минут не предоставил в УПФР в ... сведения по форме СЗВ-М, предусмотренные пунктом 2.2. статьи 11 Закона, за отчетный период - январь 2021 г. в установленный законом срок, дата фактического представления сведений 12 марта 2021 г.

Представитель УПФР в ... в суде пояснила, что исходные сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 г. действительно представлены в УПФР в ... своевременно - 5 февраля 2021 г. Однако в них отсутствовали данные об одном застрахованном лице, сведения о котором представлены только 12 марта 2021 г. в форме СЗВ-М за тот же период тип "дополняющая". Она же подтвердила, что военный комиссариат ... действительно привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в связи с непредставлением сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 г.

Свидетель Ф. – начальник финансового-экономического отделения военного комиссариата ... в суде показала, что в обязанности возглавляемого ей отделения входит составление и подготовка отчетности, в том числе сведений по форме СЗВ-М, однако каким документом на нее или ее подчиненных сотрудников возложена обязанность своевременно представлять указанные сведения в УПФР в ... свидетель пояснить не смогла. Она же показала, что исходные сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 г. на 768 застрахованных лиц действительно представлены в УПФР в ... в установленные законом сроки, а на 1 застрахованное лицо представлены за пределами этого срока. При этом отдельно пояснила, что сведения по форме СЗВ-М в форме электронного документа подписывались электронной подписью заместителя военного комиссара Б. в период отсутствия на службе ФИО2.

Защитник Белоусова в суде подтвердила, что должностными инструкциями либо отдельными приказами на сотрудников военного комиссариата обязанность по своевременному представлению отчетности в Пенсионный фонд России не возлагалась, при этом электронная подпись на ФИО2 оформлена и действует только со 2 июня 2021 г.

Из письменных объяснений Д. – помощника начальника финансового-экономического отделения военного комиссариата ... следует, что сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 г. представлены в УПФР в ... 5 февраля 2021 г., а 9 февраля того же года получен положительный протокол проверки отчетности, при этом 11 марта 2021 г. из УПФР в ... поступило уведомление о несоответствии сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 г. и формой СЗВ-ТД с датой кадрового мероприятия "Прием" или "Увольнение" в связи с тем, что бывший сотрудник военкомата В. фактический полностью рассчитана в декабре 2020 г., а уволена 10 января 2021 г., поэтому сведения о ней не были включены в исходную справку СЗВ-М за январь2021 г.

Выпиской из приказа военного комиссара ... а также копией заявления В. об увольнении от 16.12.2020 г. подтверждается, что она уволена по собственному желанию 10января 2021 г.

Приведенные доказательства, являются допустимыми доказательствами, поскольку они получены правомочным должностным лицом полиции в соответствии с требованиями закона и полностью согласуются между собой. Оснований не доверять представленным доказательствам, судом не установлено.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом № 27-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 указанным Федеральным законом страхователем являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2.2 ст. 11 того же Федерального закона, установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения надлежало подать по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016г. № 83п (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности).

Согласно примечанию к ст. 15.33.2 КоАП РФ административная ответственность, установленная указанной статьей в отношении должностных лиц, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 20 и пп. 25 п. 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 (далее - Положение) военный комиссариат возглавляет военный комиссар, на которого, в том числе, возложена обязанность по организации представления отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 и 4 Положения военные комиссариаты в своей деятельности обязаны руководствоваться федеральными законами, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Наряду с этим военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения).

Из анализа приведенных выше правовых актов следует, что военный комиссар возглавляет военный комиссариат - юридическое лицо, являющееся в силу Федерального закона № 27-ФЗ страхователем, и в силу законодательного предписания обязан представлять в учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведения. При этом законодательством установлен не только срок, в течение которого надлежит выполнить соответствующую обязанность, в частности, сведения за январь 2021 г. необходимо было представить не позднее 15 февраля 2021г., но и соответствующая ответственность за нарушение указанного срока.

Оценивая заявления Белоусовой в защиту ФИО2, военный суд исходит из следующего.

Согласно должностным инструкциям начальника финансового-экономического отделения и его помощника, обязанность своевременно представлять отчетность в учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации на лиц, замещающих указанные должности, Т. и Д., соответственно, не возложена. Указание в должностной инструкции начальника финансового-экономического отделения о возложении на нее ответственности за своевременное составление полной и достоверной бюджетной, налоговой, статистической, финансовой ответственности, об обратном не свидетельствует.

Доказательств, подтверждающих возложение на иных лиц военного комиссариата непосредственно в силу закона либо иным предусмотренным законом способом обязанностей за своевременное предоставление сведений о застрахованных лицах, не представлено.

Ссылка Белоусовой на то, что ФИО2 16 февраля 2021 г. находился в служебной командировке несостоятельна, поскольку исходные сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 г. на 768 застрахованных лиц вместо положенных 769 представлены 5 февраля того же года, когда ФИО2 лично исполнял свои обязанности, при этом мер для самостоятельного восполнения недостающих сведений не предпринял. Что касается представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 г. тип "дополняющая" 12 марта 2021 г. исполняющим обязанности военного комиссара Б., то это обстоятельство на указанный вывод не влияет.

Невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе представление таких сведений в установленный Федеральным законом № 27-ФЗ срок, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

При этом соответствующее нарушение является основанием как для привлечения к финансовой ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ виновного юридического лица, являющееся страхователем, так и к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ виновного должностного лица.

Именно такой позиции, вопреки утверждению Белоусовой, придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 4 февраля 2019 г. № 8-П.

С учетом изложенного, при выполнении своих обязанностей ФИО2 как руководитель уполномочен без доверенности действовать от имени военного комиссариата и выступает в качестве должностного лица, соответственно является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

При таких данных, оценив доказательства в их совокупности, следует прийти к выводу о том, что ФИО2, не представил в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Обстоятельств смягчающих либо отягчающих ответственность ФИО2 по делу не установлено.

При назначении ФИО2 административного наказания в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного им административного правонарушения, в связи чем полагаю возможным назначить ему административный штраф в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа УФК по Оренбургской области (ОПФР по Оренбургской области), ИНН <***>, КПП получателя 561001001, лицевой счет <***>, номер счета получателя платежа 03100643000000015300 в Отделении Оренбург Банка России//УФК по Оренбургской области г. Оренбург, БИК 015354008, КБК 39211601230060000140, единый казначейский счет (корреспондентский счет) 40102810545370000045, ОКТМО 53701000, УИН 0.

Разъяснить ФИО2, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2, частями 1.1 и 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию постановления направить ФИО2 и в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге.

На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба как судье, вынесшему постановление, так и непосредственно в Центральный окружной военный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.А. Дмитриев