ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-315/20 от 02.06.2020 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-315/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Волгоград 02 июня 2020 года

Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Озаева О.В.,

с участием представителей ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности ФИО1, Мех Ю.В.,

рассмотрев материалы дела в отношении:

Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», ИНН <***>, ОГРН <***>, находящегося по адресу: <...>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

11 марта 2020 года консультантом отдела надзора, контроля и учёта объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2 в отношении Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» (далее ФБУ «Администрация «Волго-Дон») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности ФИО1, Мех Ю.В. доводы возражений поддержали в полном объеме, просили производство по делу прекратить, считая, что в действиях ФБУ «Администрация «Волго-Дон» отсутствует состав административного правонарушения либо в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Выслушав представителей ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности ФИО1, Мех Ю.В., исследовав представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" "Маяк" - памятник морякам Волжской военной флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве", 1918-1919гг., 1942-1943гг., расположенный по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, вход в Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина (далее - объект), является объектом культурного наследия федерального значения, зарегистрированным в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер , приказ Министерства Культуры Российской Федерации от 06.11.2015 № 14035-р).

В судебном заседании установлено, что Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (далее - Комитет) с целью реализации мероприятий ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утверждённого приказом Комитета от 31.10.2018г. № 224 "Об утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год" в период с 01.11.2019г. по 19.11.2019г. проведена плановая проверка по обеспечению мер по государственной охране объекта в отношении ФБУ «Администрация «Волго-Дон».

В ходе проведения указанной проверки 01.11.2019г. проведен визуальный осмотр объекта, в ходе которого зафиксировано его ненадлежащее состояние (акт проверки от 14.11.2019 № 53-07-10/22), а именно: подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев ротонды-бельведера; отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев колонн дорического ордера, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев гладкого фриза, отслоение окрасочного слоя венчающего карниза с мутулами, отслоение окрасочного слоя металлических решёток ограждения; не установлена информационная надпись.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 13.09.2019г. № КУВИ- объект находится в оперативном управлении ФБУ «Администрация «Волго-Дон» с 25.07.2012г..

Ранее, в соответствии с планом контрольных мероприятий за состоянием объектов культурного наследия на 2018 год, утвержденным приказом Комитета от 29.12.2017г. № 219, на основании задания от 24.05.2018г. № 53-07-09/28 должностными лицами Комитета проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта, в ходе которых установлено ненадлежащее техническое и санитарное состояние объекта (акт осмотра от 16.06.2018г.), а именно: подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев ступенчатого стилобата; подтеки, отслоение и обрушение окрасочного и штукатурного слоев пьедестала; подтеки и разрушение окрасочного слоя венчающего карниза; подтеки на башне; чугунные ростры на гранях пьедестала-цоколя требуют покраски; цоколь имеет повреждения; разрушение отмостки; фрагментарное разрушение ступеней лестницы ступенчатого стилобата; надписи на постаменте.

Согласно письму ФБУ «Администрация «Волго-Дон» от 23.12.2019г. № СГСиЭ-06-14в/10175 (вх. № 53/8323 от 24.12.2019г.) специалистами Волжского РГСиС - филиал Администрации (далее - Волжский РГСиС) постоянно, в соответствии с план-графиками профилактических осмотров сооружений, производственных и служебных зданий гидроузла № 1 проводятся осмотры, содержание и необходимые работы для поддержания и недопущения ухудшения технического состояния объекта. В 2019 году Волжский РГСиС на основании планов-графиков текущего ремонта зданий и вспомогательного оборудования гидроузла № 1 в сентябре-октябре 2019 года выполнены работы для поддержания объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии такие как: вырубка кустарниковой растительности в объеме 500 м3, чеканка швов плит ступенчатого стилобата, заделка трещин в объеме 200,0 п.м., побелка ступенчатого стилобата, покраска металлических окон, дверей, декоративных элементов «лодок», устранение локальных повреждений штукатурного слоя, восстановление окрасочного слоя первого яруса объекта в объеме 720 кв.м., выборочный ремонт мягкой кровли, восстановление навесного карниза первого яруса объекта в объеме 20,0 кв.м., прочистка дренажных труб в объеме 3,0 п.м. (акты выполненных работ от 30.09.2019г. № 6 и от 31.10.2019г. № 7).

Однако, Комитетом не выдавались какие-либо согласовательные или разрешительные документы на проведение указанных работ.

Преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Так, для проведения работ по сохранению объекта необходимо:

- Собственник (пользователь) объекта культурного наследия должен получить в Комитете задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, для чего представить заявление по форме и с приложениями, установленными порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278;

- Разработанная проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна пройти государственную историко-культурную экспертизу (далее - Экспертиза), которая осуществляется экспертной комиссией из 3 и более экспертов. Перечень экспертов размещен на официальном сайте Министерства Культуры Российской Федерации. Порядок проведения Экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов установлены Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569;

- На основании положительного заключения Экспертизы проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна быть представлена в Комитет для согласования. Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, утвержден приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 05.06.2015 № 1749;

- Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (выявленного объекта культурного наследия), производственная организация (индивидуальный предприниматель) должны представить в комитет заявление по форме и с приложениями, установленными пунктом 5 порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625;

- Обязательными условиями приемки работ являются утверждение Комитетом отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 Закона, и выдача акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия и его формы, утвержден приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840.

В соответствии с пунктом 1.6 устава ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (далее - устав), утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.02.2013 № АД-47-р, ФБУ «Администрация «Волго-Дон» имеет в своем составе филиалы, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании согласованных Росморречфлотом Положений, утверждаемых ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (в том числе Волжский РГСиС - филиал ФБУ «Администрация «Волго-Дон»).

На основании пункта 2.2 устава ФБУ «Администрация «Волго-Дон» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, переданное ему на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, валютные счета кредитных организациях открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и бланки со своим наименованием.

Согласно пункту 2.4 Устава ФБУ «Администрация «Волго-Дон» от своего имени приобретает имущественные и личные не имущественные права и несет обязанности, выступает истцом н ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 6.3 Устава, ФБУ «Администрация «Волго-Дон» имеет право осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в рамках переданных полномочий на выполнение части функций государственного заказчика три размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности, функции государственного заказчика при заключении договоров на выполнение подрядных работ, при осуществлении капитального строительства, включая реконструкцию и техническое перевооружение, проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также капитального и текущего ремонта производственных и вспомогательных объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Администрации, за счет средств федерального бюджета, получателем которых является Администрация, и доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Таким образом, ФБУ «Администрация «Волго-Дон» организовала проведение ремонтных (строительных) работ на объекте:

- в отсутствие задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области;

- в отсутствие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

- строительные (ремонтные) работы на объекте проведены в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, в действиях ФБУ «Администрация «Волго-Дон» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществлено в отсутствие согласовательных или разрешительных документов на проведение указанных работ выданных Комитетом, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и являются нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства.

Субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является юридическое лицо - ФБУ «Администрация «Волго-Дон».

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами дела, нахожу доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, обоснованными.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Формулировка ст. 2.9 КоАП РФ позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного (административного) усмотрения. Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-О, из содержания ст. 2.9 следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют определенные границы усмотрения как для случаев необоснованного отказа в использовании института малозначительности, так и для предотвращения его расширенного применения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ не отнесено к правонарушениям, которые не могут быть признаны малозначительными.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ имеет формальный состав, не предусматривающий наступления общественно-опасных последствий.

Формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

В связи с тем, что при формальном составе административного правонарушения невозможно определить конкретный материальный размер причиненного вреда, судьям при разрешении вопроса о малозначительности правонарушения, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства, представляют ли действия/бездействие правонарушителя существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, вопреки выводам административного органа и, принимая во внимание, что правонарушение не повлекло наступление каких-либо негативных последствий, сами по себе действия не создали угрозу охраняемым законом общественным правоотношениям, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, на основании ст. 2.9 КоАП РФ нахожу возможным признать совершенное ФБУ «Администрация «Волго-Дон» административное правонарушение малозначительным, освободив юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом суд учитывает, что у ФБУ «Администрация «Волго-Дон» имеется проектная документация «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий и сооружений Волго-Донского судоходного канала». Объект культурного наследия генерального значения «Маяк» - памятник морякам Волжской флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве» 141-11-М 101-АР, разработанная ГАУК РО «Донское наследие» в 2012 году, прошедшая негосударственную экспертизу проектной и сметной документации и получившая положительное заключение.

В настоящее время ФБУ «Администрация «Волго-Дон» проводит работы по актуализации проектно-сметной документации Государственного автономного учреждения культуры Ростовской области «Донское наследие» 2012г. «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий и сооружений Волго-Донского судоходного канала. Объект культурного наследия федерального значения «Маяк» - памятник морякам Волжской флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве» с прохождением ФАУ «Главгосэкспертиза России» и государственной историко-культурной экспертизы.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» освободить от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ с вынесением устного замечания.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: О.В. Озаева